Что делает человека человеком - общество или семья? Пример эссе по обществознанию: Что делает человека человеком? Обществознание 8 кл что делает человека человеком

  • Чем человек отличается от других живых существ?
  • Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ . Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает «общественный»). (Вспомните из курсов истории и биологии, что вам известно о происхождении человека.) Итак, человек - это существо общественное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Но, будучи общественным (социальным) существом, человек не перестает быть существом природы. Природа создала тело человека. Бестелесны только призраки в страшных сказках. Результатом длительного развития природы является человеческий мозг. Человек - чудесное создание природы. Он имеет многие биологические потребности: дышать, питаться, спать; он нуждается в определенной тепловой среде. Наше тело, кровь, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - существо биологическое. Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

Социальное и биологическое слиты в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - все это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребенок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Значит, в человеке биологическое и социальное начала органически связаны между собой, и только в таком единстве существует человек. Это неразрывное единство позволяет сказать: человек - существо биосоциальное.

Мышление и речь. Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить. Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга. Попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, путем многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи необходима не только способность накапливать знания, но и способность с помощью этих знаний создавать мысленные модели тех предметов, которые нужны человеку и которые он хочет сделать, произвести. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет сеть паутины, пчела строит соты. Но этому их никто не учит, в них срабатывает врожденный инстинкт. И ничего более серьезного, сложного ни один из названных (как, впрочем, и других) представителей живой природы делать не может. К. Маркс писал, что «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». Следовательно, деятельность человека имеет творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Можно, конечно, передавать какие-то сигналы друг другу и с помощью жестов (например, мы киваем головой в знак согласия), рисунков, чертежей и других знаков. Однако словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли. Когда человек читает книгу, он приобщается к самым высоким достижениям человеческой мысли, получает глубокие знания, воспринимает выраженные словом чувства автора. Когда человек думает что-либо про себя, это сопровождается внутренним «немым разговором» - незаметными движениями мышц языка в полости рта. Таким образом, кроме письменной и устной речи, бывает еще и внутренняя речь, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Обезьяны, которых пытались путем специальных занятий научить говорить, оказались неспособными овладеть речью. И не только потому, что голосовой аппарат человека формировался миллионы лет, но и потому, что высокоорганизованный мозг, способный мыслить, тоже является результатом длительного исторического развития.

Как человек реализует себя? Вероятно, каждый человек хотел бы, чтобы жизнь его не прошла напрасно. Когда человек уходит из жизни, на надгробии пишут: родился в таком-то году, умер в таком-то. Между двумя датами - черточка. Что стоит за этой черточкой? Пил, ел, ходил по земле - и все? Или оставил после себя добрую память?

Вспомним А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...» Что остается людям? Созданное творчеством поэта - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и села, ученые и писатели - книги, садовники - парки и сады. Но не всем же быть строителями и садовниками, скажете вы. И верно. Однако философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдет из жизни. Однако такое желание иногда принимает уродливую форму. Так, грек из города Эфеса Герострат в IV в. до н. э., чтобы обессмертить свое имя, сжег храм Артемиды - одно из семи чудес света.

Сейчас в нашей жизни все большее внимание уделяется приобретению материальных благ. Обладание вещами само по себе не характеризует человека: тот, кто имеет вещи, может быть и достойным и ничтожным человеком. Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980) писал: «...Большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно: любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто они лишились всего, что давало им ощущение безопасности, будто их, не умеюших плавать, бросили в пучину волн. Им невдомек, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах». Как это понимать? Человек, как считает Э. Фромм, должен быть активным. А это значит «дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделен каждый человек».

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребенок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в летчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребенка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней* шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учебой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - все это плоды производственной деятельности. «Русская Правда», Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г.-результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Жизненные цели могут быть самые разные: кто-то хочет посвятить свою жизнь науке, кто-то - бизнесу, иной видит себя военным или мечтает иметь большую семью и воспитывать детей. При этом важно, чтобы цели каждого не расходились с интересами общества. Поэтому, например, не случайно в наше время большую озабоченность повсюду вызывает деятельность хакеров - компьютерщиков, проникающих в чужие информационные системы с целью овладения информацией или введения в них ложных данных.

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности, человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

И мы надеемся, что вы разделяете мысли, высказанные Антоном Павловичем Чеховым: «...хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать про каждого из нас: то было ничтожество или еще хуже того...».

Подведем итог. Каковы же отличия человека от животных? Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их. Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. В-третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.

Человек - биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

    Основные понятия

  • Человек, самореализация.

    Термины

  • Социальное, биологическое, мышление, речь.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?
  2. Какие свойства человека являются биологическими?
  3. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
  4. В чем проявляется творческий характер деятельности человека?
  5. В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
  6. Как проявляются способности человека?
  7. Что такое самореализация человека?
  8. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Задания

  1. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясните, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
  2. Паук искусно плетет паутину - сеть, с помощью которой добывает пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. Он использует сеть в решете, в ракетке для тенниса и бадминтона. Тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть. Подумайте, чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.
  3. Прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора.

      Для человека мысль - венец всего живого.
      А чистота души есть бытия основа.
      По этим признакам находим человека:
      Всех тварей на земле превыше он от века.
      А если он живет не мысля и не веря,
      То человек не отличается от зверя.

      / Анвари /

  4. Объясните, чем различаются два утверждения:
    1. человек - существо биологическое и социальное;
    2. человек - существо биосоциальное.
  5. Укажите, что в человеке заложено природой, а что - обществом.
  6. Охарактеризуйте, в чем заключается социальная (общественная) сущность человека.
  7. Назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.
  8. Обратитесь к приведенным выше словам А. П. Чехова и подумайте: может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой из вас делать историю? Если да, то каким образом?
  9. Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Марка Блока: «Истории... присущи ее собственные эстетические радости, непохожие на радости никакой иной науки. Зрелище человеческой деятельности, составляющее ее особый предмет, более всякого другого способно покорять человеческое воображение».

Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Инстинкт и разум.

У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек - существо биологическое и социальное;

б) человек - существо биосоциальное.

а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

Основа основ

Человек, как известно, существо общественное и коллективное. Он может существовать, только поддерживая социальные связи. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в джунгли и их подбирали звери, но спустя какое-то время, их возвращали назад к людям. Это были просто человекоподобные существа. У них отсутствовала речь, коммуникативные навыки, и, самое главное, они так и не могли

адаптироваться в социальном плане, все время стремясь назад в джунгли. Общение с себе подобными жизненно необходимо для каждого, это то, что делает человека человеком. Homo sapiens не рождается с набором фиксированных навыков. Конечно, в нашем арсенале заложены базовые рефлексы. Они нам нужны для физиологического существования. А вот в дополнение к ним нам дан еще один навык. Он-то и лежит в основе того, что делает человека человеком. Это способность к обучению. Мы можем переработать накопленный нашими предками опыт, наработать свой и передать его нашим потомкам. Именно поэтому человечество развивается так быстро. Динозавры эволюционировали на протяжении сотни миллионов лет. А мы уложились примерно в сотню тысяч. С вселенской точки зрения это, вообще, мгновения.

Общество и человек

На развитие каждой личности влияют следующие факторы: наследственность, среда, воспитание и собственная познавательная активность. Все они тесно связаны между собой. Еще лет пятьдесят назад между ними четко проводили грань. На Западе считали, что главными являются наследственность и среда. Так

сказать, гены пальцем не отковыряешь. Советские же ученые утверждали, что воспитание может перебить любые наследственные тенденции, и коммунистическое общество делает человека глубоко нравственным. Как показало время, ошибались и те и другие. В советском государстве до всеобщей добродетели было далеко. Да и наследственность все-таки можно побороть. Что делает человека человеком? Может быть, среда. Она, спору нет, играет в этом деле немаловажную роль. Здесь речь идет о формировании пристрастий, привычек, мировоззрения. Но и она решает не все.

Семья и школа

Формирование личности берет свое начало в семье. Здесь вам и наследственность, и среда, и воспитание, помноженные на собственную активность. Наши привычки, отношение к жизни, наши комплексы и страхи - все родом оттуда. Мы часто снисходительно относимся к своим родителям, считаем их отставшими от жизни. Но проследите за собой: ваши жесты, интонации, высказывания никого не напоминают?

Да, с генами не поспоришь. А наше отношение к жизни перенимают наши дети. И если вы хотите воспитать достойного человека, воспитайте прежде всего себя. Потому что как бы вы ни вбивали в вашего ребенка правила, которых вы не придерживаетесь, у вас ничего не получится, кроме того, что сын или дочь научатся лицемерить. Ведь так делают их родители. Многие считают, что воспитанием должна заниматься школа, учителям за это платят. Но делает ли образование человека нравственным? Нет, это заблуждение. Нравственность - это способность к сочувствию, ответственность за свои поступки. Этому могут научить только близкие и неравнодушные люди. Так Все, что его окружает. Чем лучше будет мир, в котором растет ребенок, тем человечнее он будет.

Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.

Эссе по обществознанию:

По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.

Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.

Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.

Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.

Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.

Великий Чарльз Дарвин в свое время выдвинул очень интересную теорию, которая, по мнению ученого, прекрасно могла объяснить все неясные вопросы, связанные с происхождением видов, в том числе и ответить на животрепещущий вопрос о происхождении человека. Дальновидные ученые-материалисты, получив в свое распоряжение такое замечательное оружие в борьбе с христианским учением о Творении, немедленно практически возвели теорию Дарвина в ранг аксиомы и непреложной истины.

Однако сейчас не будем вступать в какие-либо споры о том, как произошло все сущее на Земле, в том числе и человек. Нас больше интересует другой вопрос: Что делает человека Человеком...

Человек — это, в сущности, просто высокоорганизованное животное, обладающее разумом. Но ведь есть что-то, что отличает человека от приматов? Так все же что это такое? Что делает Разберем некоторые мнения по этому поводу.

Способность учиться — вот что делает человека человеком. Действительно, способность к обучению выгодно отличает человека от высокоорганизованных животных — так представляется на первый взгляд. Но очень многие владельцы собак, дрессировщики и укротители не согласятся с этим утверждением, подтверждая правоту своих слов многочисленными достижениями своих питомцев. Более того, существуют компьютерные программы, способные самообучаться, а это уже даже живым назвать нельзя.

Только человеку свойственно мыслить. Возможно. Но если повнимательнее приглядеться к поведению многих животных, птиц и даже насекомых и вспомнить, что еще ни один ученый в мире не доказал обратного, можно предположить, что братья наши меньшие тоже могут мыслить...

Возможно, общество делает человека? Да, общество — великая сила, которая может влиять на мысли и поступки каждого конкретного человека. Но это тоже происходит далеко не всегда. Как же тогда получаются изгои и отшельники? Ведь если общество делает человека, то все должны быть одинаковыми?

Еще один вопрос, волнующий умы многих — это вопрос о нравственности. Как раз нравственность, как и способность к творчеству и Любви, как представляется, и отличает человека от высокоорганизованных животных. В этом плане тоже не все ясно. Считается, что нравственным может быть только человек образованный. Но делает ли образование человека нравственным? Ответить на этот вопрос можно, просто оглянувшись вокруг. Наверняка в жизни каждого человека встречались блестяще образованные люди, имеющие прекрасные манеры, приятные в общении, хорошо одетые, но в то же самое время способные предать и для достижения своих целей буквально пройти по костям окружающих. Делает ли образование человека нравственным? - Увы, это было бы слишком просто...

Любовь и Творчество — вот на самом деле что делает человека Человеком. Только это может быть свойственно лишь человеку из всего многообразия Творения. Именно эти качества приближают человека к Творцу. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1: 27).

В другом месте (1 Ин. 4:8) Писания находим замечательные слова: «Бог есть Любовь». Значит, именно проявление Любви и дает человеку право на это высокое звание? Человек — лучшее из всех Творений Господа, и Господь возлюбил нас до такой степени, что принес в жертву Своего Сына, чтобы мы имели шанс быть спасенными и стать Его Детьми. Большая, великая Любовь, которую каждый из нас способен узнать, роднит нас с Творцом, значит, и делает человека Человеком...

Приближает человека к Господу, следовательно, делает способность к творчеству, которой наделен только человек и никто из животных. Но здесь нужно иметь в виду, что Творчество Бога — первично. Он творит из ничего. Человеческое творчество вторично, потому что произведения искусства создаются лишь на основе того, что есть вокруг или в сердце человека...

Конечно, все рассуждения на эти темы могут показаться очень спорными, как и любые философские умозаключения, но могут быть расценены как хорошая попытка приблизиться к ответу на один из самых волнующих всех людей вопросов: Кто я? Откуда? Зачем?



Поделиться