Строительство железной дороги в обход. Все дороги России — мимо Украины. "Подсчитывать прежние утраты бессмысленно"

Запуск компанией РЖД пассажирских поездов в обход Украины по новой железной дороге приносит России как экономическую выгоду, так и политические дивиденды. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев .

"Запуском поездов в обход Украины Россия в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность своих грузов и граждан. Украинские власти в любой момент могли перекрыть участок путей на подконтрольной Киеву территории в Луганской области, что привело бы к проблемам доставки по стратегическому южному направлению – в Краснодар и Крым. Эта угроза нивелирована, а Киев потерял очередную возможность создать блокаду и давить на Москву.

Получил Кремль с этого проекта и политические дивиденды. Обходом украинской территории Москва показала Украине и Евросоюзу, что не намерена вступать в переговоры с Киевом, которые потребуют уступок и торга, а решит вопросы своей безопасности "методом Петра Первого" – при помощи "топора и лопаты". Российская сторона демонстрирует, что нынешний режим в соседней стране недоговороспособен и ожидать от него можно чего угодно", - отмечает политолог.

Сегодня директор ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил о первом этапе запуска пассажирских поездов в обход Украины по участку "Журавка-Миллерово". Эта стадия подразумевает график без изменения времени - сначала будут запущены поезда без промежуточных остановок. А со следующего года, когда у компании будет готов график, весь поток пассажирских поездов будет переключен на обход.

"Москва показывает, что принимает Крым в состав Федерации и готова вкладывать деньги в развитие региона, заботиться о его полноценной интеграции. Керченская переправа – один из проектов, ярко это демонстрирующих. Уже к концу следующего года транспортная доступность существенно изменит жизнь полуострова. А участок путей в обход Украины станет для Крыма стратегически важным со введением в эксплуатацию железнодорожной части моста – именно по рельсам на полуостров пойдет основной грузопоток", - подчеркивает эксперт.

Путь в обход Украины окупится за 5 лет

Строительство сообщения "Журавка – Миллерово" по Ростовской и Воронежской областям началось в 2014-м и обошлось России в миллиард долларов, грузовые поезда по нему пошли уже в сентябре 2017-го. "Мы вопрос прорабатываем, потому что все-таки поезда имели две дополнительные остановки, где люди заходили и выходили. Мы не можем оставить эти населенные пункты вообще без пассажирского движения, поэтому обсуждается вопрос с проработкой графика. Но мы ещё должны понимать, что участок линии новый, надо его обкатать", - заявил Пегов.

Открытие участка "Журавка-Миллерово" серьезно ударит по бюджету Украины - Москва ежегодно перечисляла Киеву порядка 200 миллионов долларов за железнодорожный транзит по ее территории. Теперь эти деньги Россия просто сэкономит. Потеряет соседняя страна и в другом экономическом аспекте – с уходом России, железнодорожный участок по Луганской области становится никому не нужным. А значит, обслуживающие его десятки людей остаются без работы.

"Любой разрыв транспортных и логистических связей бьет по экономике теряющего их государства. После распада СССР на Украине сложилось странная политика – "пойдем в Европу на российских нефти и газе". Эти люди считают себя наследниками ресурсов СССР и хозяевами богатств РФ, а прозападная политика, по их мнению, рано или поздно доступ к всему этому обеспечит.

Когда Виктор Янукович начал политику "разворота векторов" Украины, ему дали понять: получать от РФ прежние дивиденды уже не удастся. Украинские власти же до последнего были уверены, что Москва придет к ним договариваться и делиться. А сейчас политики в Киеве искренне негодуют, что с потерей доступа к российскому рынку они утратили огромные торговые доходы. Они не могут поверить, что Кремль решился потерять такого "друга", как Украина.

Но нет худа без добра – Россия уже немало получила от разрыва большинства "факторов зависимости" от Украины. Это не только экономия на кредитной и прочей поддержке, которую Москва традиционно десятилетиями оказывала Киеву наравне с Минском. Достаточно вспомнить массовый исход 2014 года, когда из Украины в РФ крупный и мелкий бизнес, люди выводили в Россию деньги и эмигрировали целыми сообществами. Тысячами к нам ехали украинские профессионалы всех отраслей. Все это уже интегрировано в экономику РФ и дает плоды", - заключает Андрей Суздальцев.

Или во что обходятся события на Украине российской приграничной глубинке.
Железная дорога прошла через Кантемировку в 1871 году, 145 лет назад и стала с тех пор существенной частью местной экономики.
Ныне райцентр с таким известным всей России названием, остался фактически без железной дороги. Там теперь тупиковая ветка с не очень хорошими перспективами по части пригородного сообщения. А магистральный ход прошел по степям в 20 километрах восточнее.
Конечно наладят движение автобусов или маршруток, но то что городок с таким симпатичным вокзалом "железку" фактически потерял, это реальность.
Не смертельно конечно, но это просто одна из многих тысяч мелочей, которыми Украина ухудшает жизнь простых граждан России. На которую я хотел бы обратить внимание жителей столиц.

Движение пассажирских поездов на юг в обход Украины по 137-километровой линии Журавка - Миллерово запустили в понедельник, 11 декабря. Грузовые поезда начали ходить таким маршрутом в середине сентября 2017 года. По сообщению РЖД, по участку будут курсировать более 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов в сутки.

В Кантемировском районе, имеющем 95-километровую границу с Луганской областью Украины, во время масштабной стройки реконструировали станцию Журавка и в чистом поле построили новую станцию Зайцевка. О том, как изменилась жизнь в соседствующих с дорогой селах, какие проблемы исчезли, а какие появились, - в репортаже РИА «Воронеж».

Трудности перевода

Северные ворота нового участка - станция Журавка. Пассажирские поезда будут проезжать ее без остановки, чтобы через 20 км, на пару минут остановившись на станции Зайцевка, двигаться дальше на юг. В километре от Журавки «железка» раздваивается - направо уходит старый ход на Кантемировку, налево - проложены новые рельсы, ведущие в обход Украины.

Дорога разрезает Журавку на две неравные части. Школа и детсад остаются слева по ходу движения на юг, а отделение банка и почта - справа. И перебраться на другую сторону села сегодня весьма проблематично, - пояснила руководитель районного отдела культуры Елена Богачева.

Из одной части села в другую, где находится школа, школьный автобус теперь возит детей, давая крюк в 30 км. Если ехать напрямую по селу, как раньше, через специально упрятанный под рельсы путепровод, выходит всего пара километров. Но строители в ходе работ сделали тут подъем, имеющий уклон примерно в 30 градусов. И сотрудники ГИБДД справедливо запретили здесь движение школьному автобусу, который теперь вынужден объезжать.

- Конечно, это ненормально. Мы подстроили расписание под приезд ребят. Чтобы перевезти всех с той стороны, автобус делает два рейса. Получается ощутимый расход бензина, да и детей поездка сильно утомляет.

Ольга Доценко

директор Журавской СОШ

Личный транспорт, конечно, тут проскакивает, но для общественного - школьного автобуса, «скорой», пожарной машины - запрет. Поэтому для части наших ребят дорога в школу занимает час туда и час обратно, хотя напрямую тут близко. Когда начнется масштабный ремонт дорог по району, может быть, получится обустроить проезд. До начала реконструкции станции у нас был обычный оборудованный переход, а теперь нет никакого. Строители обещали обустроить новый, да так ничего и не сделали, - сокрушается глава Журавского сельского поселения Владимир Писарев.

В СОШ Журавки 92 ученика, 44 из которых живут на краю села, отделенном от школы рельсами. Поэтому два часа в день дети тратят на разъезды - из дома в школу и из школы домой.

Будущее станции Кантемировка

В Кантемировском районе, через который проходит новый скоростной участок «железки», самой большой проблемой остаются дороги.

Взять, к примеру, новенькую станцию Зайцевка, выросшую в чистом поле в 3 км от села. Участок дороги до райцентра протяженностью 20 км сильно разбит. Дело в большегрузах, которые за два года строительства железнодорожного полотна просто убили асфальт. За поездку в эти края таксисты берут втрое выше обычной цены.

Вокзал рассчитан на обслуживание примерно 50-60 пассажиров в сутки. Помимо специалистов-железнодорожников мы приняли на работу 17 человек из соседних деревень - Зайцевки, Титаревки. Конечно, это неквалифицированный труд, зато для района создали рабочие места, - рассказал начальник вокзала станции Зайцевка Геннадий Моисеенко.

По словам главы администрации района Владимира Покусаева, сейчас прорабатывается вопрос о запуске рейсовых автобусов из райцентра до новенькой станции, но раньше весны-лета 2018 года эту дорогу капитально не отремонтируют.

Из сельхозоборота в связи со строительством было выведено примерно 640 га земли четырех сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Более 112 км асфальтированных дорог района частично или полностью разбиты тяжелой техникой. Сумма, необходимая для их ремонта, составила более миллиарда рублей. Нынешней осенью отремонтировали около 4 км дороги от Кантемировки до построенной пассажирской станции Зайцевка, а РЖД дало гарантии того, что в течение следующего года все дороги будут восстановлены. У нас тут люди волнуются: останется ли вообще на карте станция Кантемировка, если все поезда пойдут новым маршрутом мимо нее? Сохранятся ли там рабочие места? - опасается глава.

По информации пресс-службы РЖД, станцию Кантемировка закрывать пока не планируют - до нее будут курсировать три пригородных поезда (один - выходного дня). Сокращения обслуживающего персонала на станции тоже не планируется.

Фото. в том числе и мои, 2-х летней давности. Теперь ничего этого нет, а есть только 3-х разовая электричка Россошь - Гатмашевка, где ее конечная у самой границы.

Станция Кантемировка, последняя остановка перед тем самым участком. Здесь мы стоим минут 20. (фото не мое)

Кантемировский элеватор.

Грузовой под ВЛ80Т нас пропускает.

Красивые тут места. Холмы с характерными меловыми отложениями, балки и овраги.
Следующая Ростовская область, до которой совсем близко, уже считается частью юга России.

Станция Гартмашевка, последняя на российской стороне, перед тем самым участком. Поезда тут не останавливаются.

Сегодня, 20 сентября, Россия объявила о том, что строительство железнодорожного участка в обход Украины завершено и по нему уже пошли первые грузовые составы.

"Страна" выяснила, что известно об этом проекте, и какое значение пуск обходной магистрали будет иметь для Украины.

Из истории вопроса

Двухпутную электрифицированную железнодорожную линию начали строить на участке Журавка - Миллерово после того как в 2014 году между Россией и Украиной разгорелся вооруженный конфликт на Донбассе.

Во времена СССР главная железнодорожная магистраль, соединяющая центр России с южными районами РСФСР проходила через территорию Украины. Одна из ниток магистрали шла через Харьков (сейчас она не используется - ред.), вторая проходила вдоль границы между Россией и Украиной, частично заходя на территорию Луганской области.

Доходило и до небольших несуразностей. Так, например станция Матвеев Курган, располагалась в Ростовской области России, но тем не менее входила она в состав украинской Донецкой железной дороги. Понятное дело, что на такие мелочи во времена единого государства никто не обращал внимания.

Был и другой путь из центра России на юг республики. Но он проходил через Волгоград, был длиннее, и поездка для пассажиров по этому маршруту, например из Москвы до Адлера становилась на 12 часов дольше.

Кто и как построил обходную трассу

После начала конфликта на Донбассе, в России рассматривали несколько вариантов обходной железки. В итоге из всех был выбран самый короткий и экономичный. Маршрут начинается на станции Журавка Воронежской области и идет до станции Миллерово в Ростовской области.

2016 год. Архивные кадры. Вот так строили трассу в обход Украины, видео: ГТРК Дон-ТР

Распоряжение правительства РФ о строительстве обходной трассы, было подписано осенью 2015 года, хотя поготовительные работы начались еще в 2014. Любопытная деталь, на момент подписания официального документа проект трассы еще не был готов.

Строительство вели структуры РЖД и железнодорожные войска России. Участие военных, конечно же, помогло существенно снизить издержки строительства. Военные железнодорожники отсыпали земляное полотно и выполнили монтаж вспомогательных объектов, а гражданские специалисты занимались непосредственно укладкой шпал, рельсов и вопросами энергообеспечения дороги.

Во сколько России обошлась новая дорога

По открытым данным, на строительство обходной дороги из федерального бюджета России ушло 56,6 миллиардов рублей (это немногим меньше $1 миллиарда - Прим.Ред. ). Однако не сообщается, вошли ли в эту сумму затраты из бюджета Министерства обороны.

Новую трассу планировали сдать в 2018 году. Но график опередили на год.

И вот какой участок построили.

Что было построено

На днях директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил журналистам, что с 11 декабря 2017 года все пассажирские поезда переведут на новую железнодорожную линию в обход Украины. И вот удивительное совпадение. Ровно 11 декабря мне пришлось проехать по ней.

Подтверждаю. Поезд №36 «Северная Пальмира» Адлер — Санкт-Петербург в этот день шёл по новому участку Боченково — Журавка.


1. Хотел снять видео из тамбура последнего вагона, но оказалось, что в двухэтажном поезде сделать это невозможно.

На построенном участке строители выполнили большой объём земляных работ, выровняли горизонтальный профиль и обеспечили большие радиусы кривых. Предполагается, что это позволит использовать магистраль как часть скоростного хода «Центр — Юг». Правда, пока поезда идут по участку со скоростями 60-80 км/ч изредка разгоняясь до 110 км/ч.


1. Южное примыкание старой железной дороги к обходу в районе станции Боченково.

Из-за политической составляющей проект привлекает большое внимание. Чиновники разного уровня, то и дело срываясь, преждевременно рапортуют об успехах. Получилось так, что я был в районе станции Боченково как раз после заявления и пропуске первого рабочего поезда. На месте выяснилось, что даже временного пути там не было уложено.

На практике, поезд №36 прошёл участок в 130 км за 1 час 40 минут. Средняя скорость составила 79 км/ч. На короткое время поезд разгонялся до 110 км/ч, но в основном скорость колебалась в районе 50-80 км/ч. .



2. Путепровод на дороге М4 — Мальчевская. Именно с него были сделаны августовские фотографии .

Тут важно понимать, что скорости зависят не только от подвижного состава, состояния пути, но и от старого расписания. Основной ход в рабочем состоянии в обоих направлениях. Плавность хода так себе, особенно сильно болтает на стрелках.

Ещё не везде закончены работы по откосам выемок, местами нет путей на станциях, вокзалов, ведётся строительство служебных дорог.

Станция Зайцевка в максимальной степени готовности. Уже работают информационные табло на платформах, сам вокзал украшен воздушным шарами.



3. Северное примыкание старой железной дороги в районе станции Журавка.


4. Станция Журавка.

11.12.2017

Россия с 11 декабря перевела все перевозки по железной дороге в обход Луганской области Украины. Что теряет и чем ответит Киев на отказ РФ от транзита, разбиралась DW.

Россия перевела 11 декабря 2017 года все поезда дальнего следования : и грузовые, и пассажирские в направлении Москва-Ростов-на-Дону и обратно в обход Украины. В РФ заявляют о "стратегической значимости" события и оценивают убытки Киева в сумму более 200 млн долларов, которые раньше РФ платила за железнодорожный проезд через Луганскую область.

Однако украинские эксперты замечают, что на самом деле сумма российских выплат за луганский транзит снизилась втрое после начала событий на юго-востоке страны, так как объемы перевозок упали. По мнению аналитиков, восстановить потери Украины от падения транзитного трафика помогут реформы "Украинской железной дороги" ("Укрзализныця"), обновление подвижного состава, модернизация железнодорожной инфраструктуры и активное участие в проекте нового "Шелкового пути" из Китая в Европу.

Поезда в обход

Пассажирские составы "Российской железной дороги" (РЖД) с 11 декабря будут ходить в южном направлении на удалении 25 км от украинской границы по территории Воронежской и Ростовской областей - по новой линии "Журавка-Миллерово" длиной в 137 км. Ранее поезда РФ шли транзитом через короткий перегон "Гартмашевка-Зориновка" в Луганской области, дважды пересекая украинскую межу. Российские СМИ сообщают, что "построенная дорога усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок". После открытия этого участка в минувшем сентябре по нему пустили грузовые эшелоны, а министр обороны РФ Сергей Шойгу прикрепил орден Жукова к знамени 39-й бригады железнодорожных войск, участвовавшей в строительстве.

Infografik Karte Eisenbahn Russland Ukraine RUS

"Короткий перегон в Луганской области между Гартмашевкой и Зориновкой давно находится в зачахшем состоянии", - рассказал глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. В начале 90-х этот участок дороги был сдан в аренду России на 49 лет. "До начала российско-украинского конфликта здесь перевозили уголь, добытый в Донбассе и Ростовской области", - пояснил собеседник DW. С 2014 года грузовое движение резко сократилось, но некоторые предприниматели продолжали перевозки. "Участок не был самым главным, его специфика была в том, что грузы частично шли по территории Украины, а теперь россияне будут ее объезжать", - говорит Охрименко. Эксперт не считает это "огромной трагедией", но, по его мнению, "потеря даже небольшого объема оплаты за транзит, а это около 70 млн долларов, конечно, нежелательна".

Борьба за транзитный трафик

Как сообщается на сайте министерства инфраструктуры Украины, "кроме данных о временно оккупированной Автономной республики Крым и города Севастополь, а также части зоны АТО", железнодорожный транспорт обеспечивает 82 процента грузовых и до 50 процентов пассажирских перевозок из всех, которые осуществляются разными видами транспорта. Именно транспортировка грузов приносит больший доход "Укрзализныце" и украинской казне. Однако на протяжении 3 последних лет объемы транзитных грузовых перевозок по отдельным группам товаров неуклонно снижались. Так, только в 2016 году транзитом через Украину проследовало на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015-м.

Александр Охрименко

"При этом, несмотря на войну, российский транзит у нас еще остался, хотя по Украине следуют поезда только украинского формирования", - подчеркнул Александр Охрименко. Он считает, что Москва поставила цель - ослабить экономику Украины. "Через нашу территорию идет поток грузов из Азии в Европу и обратно, нам выгодно их обслуживать", - говорит эксперт. Но, по его словам, Россия хотела бы в обход Украины "перетянуть на себя весь транзитный трафик железнодорожных перевозок, которые идут из Китая через Казахстан в РФ и далее в страны ЕС".

РЖД планирует продолжение строительства дороги от станции Журавка до Прохоровки. А к 2025 году будет сдана скоростная железнодорожная магистраль вдоль восточной границы Украины, которая соединит Центральную часть РФ с Черноморским побережьем (направление Воронеж-Лиски-Ростов-на-Дону). Охрименко предупреждает, что "когда Россия выстроит свою инфраструктуру в этом регионе и прекратит использовать Украину как транзитную страну, украинцы могут потерять до 1,6 млрд долларов - столько они зарабатывали в 2011-2012 годах на железнодорожном транзите в Европу, когда отношения с РФ не были такими, как сейчас". Эту же цифру возможных потерь Украины ранее называли СМИ, ссылаясь на слова Евгения Червоненко - экс-министра транспорта и связи при Викторе Ющенко.

"Подсчитывать прежние утраты бессмысленно"

Эксперт Украинского института будущего Игорь Тышкевич согласен с тем, что названные Россией убытки Киева после открытия небольшого участка "Журавка-Миллерово" преувеличены и не смогут серьезно подкосить экономический потенциал Украины. "С началом полномасштабных военных действий на части Луганской и Донецкой областей "Укрзализныця" уже не существует как единое целое, пассажирское и грузовое сообщение в прежних объемах восстановить просто невозможно", - заявил DW Тышкевич.

Игорь Тышкевич

Поэтому он убежден, что подсчитывать утраты прежних лет не имеет смысла, как и "говорить, что Украина не обойдется без российских грузов". Эксперт не видит также ничего неожиданного и в том, что Россия строит обходной железнодорожный путь вокруг Украины, так как "это связано с программой развития российских портов в южном регионе РФ".

"Что же касается разрыва тесной в прошлом кооперации украинской и российской железных дорог, - это произойдет обязательно, как то, что вечером будет заход солнца", - убежден Тышкевич. По его мнению, "Укрзализныця" должна "заниматься тем, чем она собственно сейчас занимается - проводить тендеры и переговоры о закупках нового подвижного состава и ремонте старого".

По официальным данным, изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов - свыше 80 процентов при острой количественной нехватке этой железнодорожной техники. А длина магистральных путей с просроченным капитальным ремонтом составляет 27 процентов от общей протяженности железных дорог.

"Но если тендеры на закупки и ремонты проводятся, то модернизация железнодорожного полотна и линий электропередач в основном существует только в планах", - говорит Игорь Тышкевич. Причина не только в недостатке инвестиций, но и в отсутствии реформ в самой "Укрзализныце", которые затягиваются по разным причинам. В том числе, из-за ее перевода из ведомства министерства транспорта под контроль кабинета министров, а затем обратно. А также "из-за торможения рыночных механизмов работы, преобладания политических причин над экономическими и нежелании реагировать на обвинения в масштабной коррупции", о чем не раз писали украинские СМИ.

В свою очередь Александр Охрименко напомнил еще об одном проекте, в котором могла бы активно участвовать Украина, чтобы возместить потерю российского транзита. Это транспортировка грузов в обход России по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) - одному из коридоров китайского "Шелкового пути" . Южный маршрут под названием "Шелковый ветер" ведет из Китая через Казахстан, Азербайджан и Грузию, оттуда по двум направлениям - в Турцию или на Украину, а из нее через Беларусь - до литовского порта Клайпеда на Балтике.

"Об этом проекте много говорят, но пока мало сделали, - считает эксперт. "Критическая ситуация должна заставить Украину реально подумать, как наряду с реформами в "Укрзализныце" реализовать и этот замысел", - заключает Охрименко.



Поделиться