Современный урок иностранного языка. Анализ урока иностранного языка. Карта учебно-методического обеспечения

1. Какие трудности могут возникнуть при обучении диалогической и монологической речи?

2. Каковы цели и содержание обучения диалогической и монологической речи?

3. Составьте задания для тренировки диалогической и монологической речи и проведите их.

Тема 10: Контроль в обучении иностранному языку , его функции, объекты и критерии. Обучение составлению различных тестовых и контрольных заданий (лексических, грамматических и др.) по немецкому языку . Типы тестовых заданий.

1. Какие типы контрольных заданий существуют?

2. Каким критериям должно соответствовать контрольное задание?

3. Составьте контрольные задания, например, на проверку конкретного грамматического явления. При составлении следует опираться на УМК по немецкому языку.

4. Проанализируйте задания составленные вашим одногруппником. Определите, соответствует ли данное задание критериям, предъявляемым к контрольным заданиям.

Тема 11: Игра на уроках немецкого языка. Значение игры, виды игр, применение различных видов игр для обучения монологической и диалогической, письменной речи, аудированию, чтению.

Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

Дайте определение понятию «игра». Какие виды игры вы можете назвать? Составьте классификацию игр по различным критериям. Какие функции выполняет игра? Составьте несколько игровых заданий и проведите их.

Тема 12: Наглядность на уроке немецкого языка. Роль, типы (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, фотографии, коллажи , комиксы и др.) наглядных средств обучения, их применение на уроках немецкого языка.


Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

1. Назовите виды наглядных средств, использующихся для обучения иностранному языку.

2. Подготовьте фрагмент урока, опираясь на учебник, с применением наглядных средств обучения.

Тема 13: Особенности обучения немецкому языку после английского.

Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

Назовите особенности преподавания немецкого языка после английского. Какие трудности возникают при обучении немецкому языку после английского.

Тема 14: Подготовка и проведение пробных уроков и фрагментов урока немецкого языка. Составление планов-конспектов уроков различных типов.

Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

1. Составьте план урока на основе учебника „Schritte“.

2. Проведите в своей группе данное занятие.

3. Проанализируете проведенный вашими коллегами урок.

5.2. Вопросы к зачету.

Дидактические основы обучения иностранному языку в школе на примере немецкого языка. Психологические основы обучения иностранному языку. Содержание обучения иностранному языку. Сущность коммуникативного обучения иностранному языку. Организация обучения иностранному языку. Урок – основная единица организации обучения иностранному языку. Современные методы и приемы обучения иностранному языку. Обучение фонетике . Обучение аудированию. Обучение грамматике. Обучение чтению. Обучение письму. Обучение диалогической и монологической речи. Контроль в обучении иностранному языку, его функции, объекты и критерии. Игра как основной вид деятельности на уроках немецкого языка. Наглядность на уроке немецкого языка.

5.3 Карта учебно-методического обеспечения.

Приложение Б

(обязательное)

Дисциплина - «Методика преподавания второго иностранного языка (немецкий язык)»

Форма обучения - дневная - 60 часов

Всего часов – 60 часов из них: пр -22 час., срс – 38 час.

Обеспечивающая кафедра - билингвального обучения

Таблица Б . Обеспечение дисциплины учебными изданиями.

Библиографическое описание издания

Вид занятия на котором используется

Число часов, обеспечиваемых изданием

Кол-во экз. В библ. НовГУ (на каф.)

Примечание

Рабочая программа, «Методика преподавания немецкого языка». Сост.

Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ , . – 5-е изд., стереотип. –Мн.: Выш. шк., 1999. – 522 с.

Коммуникативность в обучении современным языкам/ Джо Шейлз.- Совет Европы Пресс, 1995. – 349 с.

Журналы «Иностранный язык в школе»

Приложение к газете «Первое сентября»

Scherling Theo, Schukall Hans-Friedrich Mit Bildern lernen: Handbuch für den Fremdsprachenunterricht. Langenscheidt., 1992. – 191 S.

Копии в ауд. 213

Материалы кафедры БО

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 100 %.

5.4 Методические указания

Целью преподавания курса «методики второго иностранного языка» для специальности 050303 являются: формирование у студентов методической грамотности, отработка языковых навыков преподавания немецкого языка, умения методически грамотно проводить уроки иностранного языка в школе.


В соответствии с поставленной целью, в ходе прохождения курса представляется решить следующие задачи:

Познакомить студентов с различными УМК по немецкому языку, в том числе и по немецкому языку как второму и современными требованиями к овладению иностранными языками;

Научить студентов составлять контрольные и тестовые задания по немецкому языку;

Обучить использованию наглядного материала на уроке немецкого языка;

Обучить игровым приемам работы со школьниками на уроке немецкого языка;

Обучить профессиональной учительской лексике.

Данный курс преподается в объеме 64 часов, из которых 26 часа составляют практические занятия и 38 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Дисциплина является практикоориенитированной, каждое занятие предполагает активную деятельность студента, его участие в обсуждениях, дискуссиях, составлении и выполнении заданий, проведении уроков и фрагментов урока, внеклассных мероприятий. К каждому занятию предусмотрены вопросы и задания для самоконтроля, по которым студент может проверить свою готовность к занятию.

Практические занятия по дисциплине «Методика преподавания второго иностранного языка (немецкий язык)» проводятся по следующим темам:

Тема 1: Дидактические основы обучения иностранному языку в школе. Дидактические основы целеполагания. Дидактические основы содержания и организации обучения немецкому языку.

План занятия:

Специфика преподавания немецкого языка как второго иностранного языка после английского языка .

Принципы и содержание обучения второму иностранному языку в школе:

Принцип межкультурной направленности процесса обучения второму иностранному языку;

Принцип когнитивно-интеллектуальной направленности процесса обучения второму иностранному языку;

принцип обстоятельности процесса обучения второму иностранному языку;

Принцип сочетания сознательного и бессознательного в обучении второму иностранному языку;

Принцип учета искусственного субординативного трилингвизма;

Принцип учета лингвистического и учебного опыта учащихся в обучении второму иностранному языку;

Принцип комплексного обучения всем видам коммуникативной деятельности второго иностранного языка;

Принцип адекватности обучающих упражнений;

Принцип оптимального сочетания аналитических и синтетических форм работы над аутентичным текстом;

Принцип рационального использования справочной литературы при чтении аутентичных текстов.

Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

1. Назовите основную цель обучения иностранному языку в школе.

2. Расскажите, каковы дидактические основы содержания и организации обучения немецкому языку?

1. Барышников обучения второму иностранному языку в школе/ . – М.: Просвещение, 2003. – 159 с. (Б-ка учителя).

Тема 2: Психологические основы обучения иностранному языку.

План занятия:

Психологические основы целеполагания.

Психологические основы содержания и организации обучения иностранному языку.

Психологическая характеристика чтения как когнитивно-коммуникативного умения.

Психологические особенности школьников и обучение второму иностранному языку.

а) Подростковый возраст и начальный этап обучения второму иностранному языку;

б) юношеский возраст и особенности методики обучения второму иностранному языку.

Психологический анализ субординативного трилингвизма при обучении второму иностранному языку.

Вопросы и задания для самостоятельно проверки знаний по теме.

1. Расскажите о психологических основах организации и содержания обучения иностранному языку.

Какие психологические особенности школьников следует принимать во внимание для эффективного обучения иностранному языку?

Барышников обучения второму иностранному языку в школе / . – М.: Просвещение, 2003. – 159 с. (Б-ка учителя). Зимняя Психология обучения иностранному языку в школе. Клычкова особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителей. – 2.е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с. Шатилов обучения немецкому языку в средней школе . – М.: 1986

Тема 3: Функции и цели и содержание обучения иностранному языку.

Урока английского языка

во 2-м классе.

Урок из цикла «Мои игрушки: их цвет, размер, что они умеют «делать»

Тип урока- комбинированный урок .

Тема урока COLOURS

Цель – знакомство с новым лексическим материалом по теме « Colours », применение его в известных речевых конструкциях.

Задачи:

Познавательные:

    изучение нового лексического материала по теме «Цвета»

    развитие умения монологической речи (утвердительная конструкция « I have a …»);

    развитие диалогической речи (умение запрашивать информацию о качестве предмета, давать краткий ответ);

    формирование и развитие умения чтения и письма.

Общеучебные задачи:

    развитие умения сравнивать, анализировать, высказывать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умения работать в группе (сотрудничать при решении общей задачи).

Воспитательные:

    успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, интуиции, сообразительности,);

    воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (вежливости, тактичности, уважительности, дружелюбия).

Планируемые результаты.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося и развитие мотивов учебной деятельности;

р азвитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях

Предметные:

знакомство с графическим отображением и правилом чтения буквы Rr и знаков транскрипции; закрепление в речи образцов “ I have got …”, “ I can …”, “ Is it …?”;

развитие произносительных навыков на материале английских звуков, слов, словосочетаний и предложений

Метапредметные:

определение темы урока;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладение навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации в устной форме;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Технологии: здоровьесбережения, игровые, коммуникативно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ.

Методы обучения:

    по восприятию информации: словесные, наглядные, практические;

    стимулирующие: познавательные игры, создание ситуации занимательности, успеха;

    систематизирующие: обобщение и систематизация знаний;

Виды работы: фонетическая и речевая разминка, фронтальный опрос, прослушивание монолога, игра для закрепления лексического материала, работа по карточкам.

С D Enjoy Listening and Playing Enjoy English -1”,

С D Enjoy the ABC ” (програмное обеспечение к курсу Биболетовой “ Enjoy English -1”,

интерактивная доска.

    раздаточный материал для «цветового фокуса» (цветные круги из картона и полиетилена),

    разрезная азбука (заглавные и строчные буквы)

Ход урока.

Приветствует учащихся

Здороваются с учителем.

Фонет. зарядка

Цель – формирование произносительных

навыков

Простая имитация

( копирование произношения учителя)

Рассказывает историю о Miss Chatter (персонаж, сопровождающий детей в курсе обучения). В рассказ включены специфические звуки английского языка.

См. приложение

Копируют произношение учителя (отдельные звуки)

Постановка цели. Введение в речевую ситуацию.

Цель - мотивация учащихся, поддержание интереса

Фронтальный опрос,

демонстрация монологического высказывания

с незнакомым лексическим материалом.

Предлагает учащимся стать артистами. Узнаёт, что они уже умеют делать.

Демонстрирует фокус с изменением цветов (полупрозрачный круг накладывается на круг из бумаги, что даёт эффект изменённого цвета).

Предлагает детям выступить в роли фокусника. Подводит учащихся к осознанию цели урока.

Рассказывают о том, что умеют делать (I can …)

Желающий показывает фокус, но делает это молча. С помощью наводящих вопросов педагога учащиеся приходят к выводу о том , что выступление может быть интереснее и ярче, если украсить его комментариями (так, как это делал учитель), но для этого необходимо знать названия цветов.

Самоопределение

Смыслообразование

Целеполагание (регулятивные УУД)

Выделение и формулирование проблемы и познавательной цели

Введение нового

лексического материала.

Цель – познакомить с новым лексическим материалом (расширить словарный запас)

Демонстрация учителем.

Интерактивная игра

    Демонстрирует разноцветные круги -«мячи», проговаривает название цвета.

    Проговаривает условия игры. Контролирует ход игры, оказывает помощь (при необходимости)

Проговаривают новые слова

В ходе игры учащиеся ещё раз прослушивают слова по теме «Цвета», выполняют задания тренировочного характера.

Используется CD УМК “ Enjoy English-1

С труктурирование знаний

Актуализация опорных знаний и умений.

Цель грамматическое

моделирование

Беседа

Наводящими вопросами помогает учащимся расставить знаки препинания в конце предложений (в образе обобщающих моделей), доказать правильность своего выбора.

Расставляют знаки препинания в конце предложений, доказывают свою точку зрения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Введение нового лексического материала в известные речевые конструкции.

Цель – активировать новый лексический материал.

Беседа, работа в группах, демонстрация выполненной работы.

Демонстрирует «фокус» второцй раз, обращая внимание на используемую модель.

В демонстрациии фокуса меняется заключительная фраза: “ What colour is it now ? Guess !” (Какой цвет получился? Догадайся!)

Предлагает учащимся раздаточный материал для подготовки показа своего фокуса, контролирует (помогает при необходимости) работу учащихся.

Отвечая на наводящие вопросы, выбирают модель высказывания для демонстрации «фокуса».

С помощью второй модели ищут ответ на вопрос.

В группах готовятся к показу фокуса: повторяют название цветов, проговаривают фразы.

Выступают со своим «Фокусом»: один из группы демонстрирует (используя модель утвердительного предложения ), остальные отвечают на вопросы зрителей.

Зрители должны догадаться, какой получился цвет и высказать своё предположение с помощью вопросительного предложения.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Моделирование

Установление причинно-следственных связей

У правление поведением партнера – контроль, коррекция

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Динамическая

пауза

Проводится в оздоровительных целях, а также способствует закреплению нового лекс. м-ла

Игра (активная)

Знакомит с условиями, проводит игру.

GREEN

Выполняют задание игры, проговаривая действия, изображённые на рисунке. I can run . (Я умею бегать)

Чтение и письмо.

Цель – формирование и развитие умений чтения и письма.

Интерактивная игра, работа в парах

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу (все артисты должны быть грамотными),

    предлагает упражнения, направленные на формирование и развитие умений чтения и письма (с использованием известных букв).

См. приложение

    Знакомит с новой буквой (демонстрация с помощью интерактивной доски).

Выполняют задания игры (работают с интерактивной доской ). Работают в парах с раздаточным материалом (карточки с буквами), выполняют задание у доски по желанию (по очереди).

Прописывают на интерактивной доске, затем в тетрадях

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Задание на дом.

Знакомит с заданиями: упражнение в учебнике, либо рисунок-задание (по примеру динамической паузы. Отвечает на возникшие вопросы.

Выбирают задание, фиксируют в дневниках.

Самоопределение

Подведение итогов. Рефлексия

Беседа.

В ходе беседы помогает найти обобщающее слово к новому лексическому материалу , напоминает о моделях, используемых на уроке, узнаёт о том, что понравилось/не понравилось, что вызвало затруднение.

Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Оценка процесса и результатов деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фонетическая зарядка.

Let us talk about Miss Chatter (кончик языка - персонаж, сопровождающий детей в течение крса начального обучения). Однажды Miss Chatter нашла собачку. Она была очень лохматая. Miss Chatter взяла машинку и начала стричь: - [ gr ] - [ gr ].. Собачке понравилась новая причёска, она произнесла : [ w ]-[ w ]-[ wau ], сдула с носа волосики [ p ]-[ p ]-[ pi ], и запрыгала от радости - [ d ]-[ din ] – [ t ]-[ tin -]

Динамическая пауза.

На доске иллюстрации движущихся фигурок (танцующая, бегущая, прыгающая фигура и т. д.). Каждая иллюстрация обозначена цветом. Учитель называет цвет, учащиеся выполняют действие, изображённое на иллюстрации названного цвета.

Например, учитель называет цвет « GREEN ». Учащиеся изображают бег (на месте)

Упражнения, направленные на формирование и развитие умений чтения и письма

    Послушай и спой вместе с героями (пропой известные буквы).

    Найди пару ( f - F , c - C , d - D ).

    Вставь слово в «домик», прочитай его.

На доске «домики» и слова.

Например:

Список используемой литературы и интернет-ресурсов .

    Азарова С. Учебник англ. яз. для нач. шк « Millie ». – Обнинск: Титул, 2005.

    Биболетова М. З. и др.Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. «Enjoy English-1». – Обнинск : Титул , 2004.

    Enjoy the ABC » ( CD ).

    Обучающие компьютерные программы « Enjoy Listening and Playing » (С D ).

    Создать условия для усвоения учащимися правил употребления артиклей в английском языке.

    Учить употреблять артикли в речевых образцах:

I have got a cat. The cat is white.

    Способствовать развитию памяти, мышления, познавательных и речевых умений.

    Понимать на слух небольшие сообщения, построенные на знакомом языковом материале.

    Воспроизводить в речи предложение, построенные по образцу.

Оборудование урока: классная доска, проектор, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Ход урока

    Introductory . Вводная часть. Приветствие.

Teacher : Good morning , children !

Pupils : Good morning , teacher !

Учитель приветствует учеников. Проверяет домашнее задание. Настраивает учеников на работу своим доброжелательным отношением.

time (3 min )

    Phonetic activities .

    Фонетическая разминка.

Ребята, к нам сегодня на урок заглянул первый гость, это наш друг – Mr Tongue . Давайте его поприветствуем и посмотрим, с каким заданием он пришел на этот раз.

    Find the letter for the sound. Соедините звук с буквой.

[ æ ]

[ i: ] A

[ ei ] I

[ e ] E

[ ai ]

    Read and translate the word. Прочитайте слово по транскрипции.

[ pig ]

[ grei ]

[ stik ]

[ pink ]

[ slim ]

[ skeit ]

    Grammar activities . Введение нового грамматического материала.

Ребята у нас сегодня еще один гость. Это Mr Rule . Он, как обычно, хочет нам объяснить новое правило, (употребление артиклей в английском языке). Но, какое именно, давайте определимся сами. Для этого рассмотрим примеры, которые предлагает нам Mr Rule .

I have got a rabbit. The rabbit is grey.

Какие слова выделены жирным шрифтом? Как они переводятся на русский язык? Почему в первом предложении – the , а во втором – a ?

Эти маленькие слова называются артиклями. Мы сегодня с вами узнаем: что такое артикли, зачем они нам нужны и как правильно их употреблять.

Учитель объясняет правило, глядя на схему. Перед существительными в английском языке употребляются артикли. Артикли делятся на неопределенные (a / an ) и определенный (the ). Артикли a , an – произошли от цифры one , поэтому употребляются всегда с существительными в единственном числе. А артикль the – от указательных местоимений (this , that , those , these ), которые указывают на тот или иной предмет, и употребляется с существительными, как в единственном, так и во множественном числе. Когда же мы употребляем определенный артикль, а когда неопределенный?! Ответ кроется в самом названии. Если предмет упоминается в речи впервые, если мы ничего о нем не знаем – мы употребляем неопределенный артикль.

I have got a dog.

А если мы уже знаем о чем идет речь, если мы владеем хоть какой-либо информацией о предмете, то мы употребляем определенный артикль.

I have got a dog. The dog is white .

Имена собственные в английском языке употребляются без артиклей.

Tom , Tim , Tricky , Alice

Дети записывают схему в тетрадь.

А ртикли

Неопределенный

a / an (ед.ч.)

a/an=one

a dog ( согласн .)

an elephant ( гласн .)

Определенный

the (ед.ч., мн. ч.)

the = this, that, those, these

the dog

the elephant

the cats

Но, имена собственные без артикля:

Tom, Tim, Alice, Pam…

time (15 min)

    Физкультминутка. Дети выполняют разминку. (Clap your hands )

    Закрепление грамматического материала.

    Прочитайте и переведите предложения. Объясните употребление артиклей.

    I am a dog. I have got a stick. The stick is brown.

    He is Jack. He has got a dog. He can swim with a dog.

    Jane has got a frog. The frog is green.

    Вставьте пропущенный артикль, если необходимо.

My name is … Pam. I am … monkey. I live in … forest. I have got … friend. His name is … Jack. He is … dog. I can swim and run with … dog.

    Составьте 2 собственных предложения с использованием определенного и неопределенного артикля по примеру.

Example: She has got a cat. The cat is red. time (15 min)

    Conclusion.

    Подведение итогов.

    Что мы сегодня повторили? (Чтение гласных букв A , E , U .)

    Что изучили нового? (Артикли)

    Для чего нам нужны артикли? (Называть имена существительные)

    На какие группы делятся артикли? (Определенные и неопределенные)

    Когда употребляется определенный артикль, когда неопределенный? (Если предмет упоминается в речи впервые – мы употребляем неопределенный артикль. А если мы уже знаем о чем идет речь, то мы употребляем определенный артикль)

    Какой артикль употребляется с именами собственными? (С именами собственными артикль не ставится)

    Приведите свой собственный пример и объясните употребление артикля.

    Рефлексия.

Детям предлагается поднять вверх карточку по выбору: зеленую – если весь материал, полученный на уроке был усвоен; желтую – если остались незначительные трудности, с которыми учащийся способен справиться самостоятельно; красную – если тема вызвала большие трудности, с которыми без помощи учителя не справиться.

    Завершение.

Учитель благодарит всех за урок. Объясняет домашнее задание и выставляет отметки. time (7 min )

Анализ проведённого урока

У детей систематизированы знания артиклей английского языка. Проведенные этапы урока позволяют сделать знания более качественными и процесс обучения эффективным. Учащиеся в игровой форме демонстрируют свои первые успехи в овладении английского языка. Данный урок позволяет принять участие всем детям. Это способствует качественному усвоению материала, знакомит с компьютерной техникой и делает радостным сам процесс познания, который становится для учащегося потребностью.

Список литературы

    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Учебник для 2 класса. Enjoy English-2.- Обнинск: Титул, 2008.

    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.Enjoy English-2. Рабочая тетрадь.- Обнинск: Титул, 2010.

    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Аудиоприложение к учебнику “Enjoy English” для 2 класса.

    Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Книга для учителя с поурочным планированием к УМК «Enjoy English-2».- Обнинск:Титул, 2008.

    Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Грамматика английского языка. Игры на уроке. 2-3 классы. - Обнинск: Титул, 2008.

    Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. – Москва: Лист Нью, 2003.

    Красюк Н.И., Красюк В.В. Практическая грамматика английского языка. – Москва: Феникс, 2013.

В оглавление

Фрагмент конспекта урока на введение и первичное закрепление лексических единиц по теме «Одежда».

Тема:Одежда.

Задачи: ознакомить с новой лексикой и закрепить в ситуации: What is there o n the washing line?

Языковой материал:(слова).

1.Постановка задачи, вызов потребности и интереса.

Учитель: Поможем нашему английскому другу Клиффу развесить для сушки бельё, которое постирала его мама. But before let ’s get ready for it .

2.Предъявление новых слов, их фонетическая отработка. (учащимся показываются рисунки с изображением предметов одежды)

A shirt – рубашка

A skirt - юбка

A blouse - блузка

Jeans - джинсы

T-shirt - футболка

Shorts - шорты

Socks - носки

Tights - колготы

A dress – платье

Учитель называет предметы 2-3 раза, в трудных словах выделяет отдельно звуки и работает над ними в ходе хорового и индивидуального проговаривания; предлагает учащимся произнести слово 4-5 раз.

3.Расспрос учащихся о том, какая одежда находится на бельевой верёвке.

T: What is there on the washing line? Please, help me. Look and answer my questions, will you? Are there any socks on the washing line?

P: Yes, there are.

T: How many socks are there on Cliff”s line?

P: There are two socks on the washing line.

T: Are there any tights there?

P: Yes, there are.

T: How many tights are there?

P: Two.

T: I see. And what about jeans? Are there any jeans on the washing line?

P: Yes, there are.

T: Is there a T-shirt on the washing line?

P : Yes , there is .

4. Сообщение учащихся, что находится на бельевой верёвке Клиффа: What is there on the washing line?

(описание цепочкой по 1-2 предложения, затем по одному учащемуся (сильный- средний- слабый).

T: Thank you for your help to Cliff.

Фрагмент конспекта урока по обучению учащихся названиям цветов.

1.Введение названий цвета с опорой на рисунок.

T : Dear friends ! Дорогие друзья. Приглашаем вас в волшебный город. С высоты он выглядит красивым большим цветком. Вот круг. Он белый. White . Это центр. А к нему сходятся разноцветными лепестками улицы. Вот улица, где все дома красные. Red . Это красная улица. Red Street . А вот все дома жёлтые. Yellow Street. Здесь домасиние – Blue Street. Аздесьзелёные – Green Street. А вот – коричневые – brown. Brown Street . А на этой улице очень строгие дома из чёрного мрамора – музеи, театры – black . Black Street . На этой улице дома серого цвета – Grey Street . Это банки, офисы. А на этой – розовые – Pink Street . Давайте же выберем себе улицу по вкусу и будем там жить. Но сначала запишем в

транскрипции названия для обозначения цвета.

2. Запись в словарик транскрипции названий для обозначения цвета, их перевод и хоровая отработка .

[ red ], ,,,,[‘јelou ],,,.

3. Составление рисунка своей улицы.

T: Dear friends! Take your pencils. Друзья! Возьмите разноцветные карандаши и нарисуйте часть улицы, на которой мы теперь живём. Можно контуры домов. Для этого рядом с рисунком напишем. На какой улице кто живёт. Смотрите, как я это сделаю сейчас на доске.

4. Фронтальная беседа учителя с детьми.

T; Lena, where do you live?

P1; I live in Red Street.

T: Good. And you,Nick, where do you live?

P2: I live in Yellow Street. И т. д.

Отвечая, дети показывают свои рисунки.

5. Разыгрывание ситуации « Встреча в волшебном городе».

Т: В волшебном городе ты встречаешь английского школьника. Поприветствовав друг друга, вы расспрашиваете друг друга о том, где вы живёте и выражаете радость при встрече.

Hi! How are you?

Fine. How are you?

I’m fine. Where do you live, Jane?

I live in Blue Street. And you?

I live in Green Street. Nice to meet you.

Nice to meet you. I’m very glad to meet you.

Thank you. I’m glad to meet you.

Проводится подготовка к разыгрыванию сценки, а затем конкурс на лучшую её драматизацию перед классом.

  1. 1. Урок иностранного языка Урок есть основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Урок иностранного языка - законченный отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется достижение конкретной практической, общеобразовательной и воспитательной целей путём выполнения заранее спланированных упражнений индивидуального и индивидуально-группового характера на основе использования учителем средств и приёмов обучения. Сущностью урока иностранного языка является иноязычная речевая деятельность, которая включает целевой и исполнительный компоненты. Целевой аспект учебно-воспитательной деятельности выражается в том, что на уроке решаются ближайшие цели обучения: сообщение учащимся образовательно-воспитательных сведений, формирование у них иноязычных навыков и умений. Особую значимость представляют средства достижения этих целей, т.е. сама иноязычная учебная деятельность. Как известно, учебная деятельность представляет собой взаимосвязь деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащихся (учение). При проведении уроков ИЯ решающим фактором является обеспечение взаимодействия этих видов деятельности. Для его возникновения необходимы определённые условия. Они связаны, прежде всего, с профессиональными и личностными качествами учителя. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель только имеет любовь к ученику, как мать, отец, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Основой педагогического мастерства учителя является не только его профессиональная подготовка, но и постоянный творческий поиск, направленный на улучшение преподавания ИЯ Изучение новых работ по методике и смежным наукам, самостоятельные наблюдения и находки стимулируют желание учителя сообщать учащимся что-то новое, проверить эффективность современных приёмов и способов обучения. Такие творческие устремления учителя всегда вызывают ответный интерес у учащихся, резко повышают качество усвоения всего изучаемого материала. Вторую сторону учебно-воспитательного процесса составляет деятельность учащихся. Основное требование успешности учения состоит в том, что учащиеся должны проявлять интерес к изучаемому предмету, стремиться овладеть ИЯ как средством общения. Итак, сущность урока состоит в организации взаимодействия деятельности учителя и учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока. Иными словами, на уроке должно осуществляться педагогическое общение. Конкретной формой проявления этой сущности являются учебные действия, т.е. упражнения. Каждое упражнение представляет собой единство ближайшей 1
  2. 2. цели и действий (учителя и учащихся) по их достижению. Именно в системе упражнений сущность урока выступает в своей реальной форме. Сущность урока раскрывается в его содержании, которое включает два компонента - упражнения и деятельность учителя и учащихся. «Методическое содержание урока ИЯ - совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику, виды и приёмы работы» (Е.И.Пассов) Особенности современного урока ИЯ * Речевая направленность урока путём создания атмосферы иноязычного общения, которая достигается правильностью речи учителя и аутентичностью материала. ∗ Конкретные задачи каждого урока. ∗ Адекватность упражнений поставленной цели. ∗ Последовательность и взаимосвязь упражнений. ∗ Все упражнения направлены на формирование и совершенствование навыков и умений учащихся. ∗ Комплексность урока ИЯ (взаимосвязь всех видов РД). ∗ Интенсификация урока за счёт использования ТСО, за счёт быстрого темпа ведения урока, за счёт сочетания фронтальной, индивидуальной, парной и групповой форм работы. ∗ Использование различных форм контроля. ∗ Повторение постоянно присутствует на уроке, хотя может не выделяться в отдельный этап урока. ∗ Каждый урок ИЯ является звеном в методическом цикле уроков. ∗ Речь (общение) является средством и целью обучения. Логику урока ИЯ составляют: 1) Целенаправленность - соотнесённость всех компонентов урока с его главной целью; 2) Целостность - связь с общей целью с одной стороны, соподчинённость друг с другом с другой; 3) Динамика - последовательность выполнения упражнений в соответствии со стадиями усвоения речевого материала; 4) Связность - содержательное единство и последовательность материала. Под структурой урока понимается соотношение различных частей (компонентов) учебных занятий в их строгой последовательности и взаимосвязи. Основными составными частями структуры урока являются: начало урока (организационный момент); фонетическая/речевая зарядка; проверка домашнего задания; объяснение нового материала; формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений, физкультпауза; задание на дом; конец урока. Одни из этих компонентов постоянные, другие - переменные. Постоянными этапами любого урока являются: начало урока, его конец и задание на дом. Остальные части урока меняются в зависимости от типа урока. 2
  3. 3. Каждый элемент (этап) урока представляет собой целостную единицу учебного занятия, содержание которой составляют упражнения и т.н. педагогические модели или модели управления. Что касается упражнений, то следует подчеркнуть, что не переводные, а беспереводные (одноязычные) упражнения занимают центральное место в обучении ИЯ в СШ. Что касается педагогических моделей, то правильный их выбор, общее количество и их сочетание на различных этапах усвоения ведёт к рационализации урока, повышению его эффективности и качества. Модели могут быть: T-Cl, T-Gr, T-P, P-Cl, P1-P2, P2-P1, etc. Типология уроков Типология уроков - классификация уроков в зависимости от этапа формирования речевого умения и ведущего вида речевой деятельности. Тип урока - серия уроков, обладающая рядом устойчивых признаков, соответствующих цели конкретного этапа становления речевого умения. Каждый урок - это ступенька к той вершине, которую предстоит покорить. Следовательно, каждый урок имеет какую то свою, только ему присущую одну цель. «Каждый урок» не означает буквально каждый из 140, скажем, уроков в 5 классе, а каждый тип урока. Через определённые промежутки времени каждый тип урока повторяется, чаще в одном и том же виде, иногда в несколько видоизменённом, что зависит от языкового материала. Так создаётся цикличность уроков. В школе такой цикл объединён разговорной темой. Каковы же критерии определения и закономерности построения каждого типа урока? Это нам и предстоит определить. Расшифруем словосочетание «одна цель». «Одна» не следует понимать как «единственная», т. к. в уроках определённых типов будут какие-то побочные сопутствующие задачи. Чтобы определить типы уроков следует учитывать этапы работы над материалом и определить критерии для выбора целей урока. Выделяют четыре основных этапа проработки материала: I. Дотекстовый этап. В его задачи входит формирование лексических, грамматических и произносительных навыков до предъявления текста. Это происходит, в основном, устно, на основе упражнений, микротекстов, ситуаций, иных по содержанию, нежели текст (принцип новизны). II. Текстовый этап. Его задача - научить комбинированию материала, его репродукции. III. Послетекстовый этап. Продуктивное использование изученного материала данной темы (параграфа) в новых ситуациях. IV. Творческий этап. Он имеет место после двух-трёх тем. Его задача - развитие неподготовленной речи, в которой используется материал ранее изученных тем. Как известно, цель обучения ИЯ в СШ - развитие различных речевых умений (говорения, чтения, аудирования, письма). Каждое из этих сложных умений основано на автоматизмах, навыках. Например, умение говорить основано на множестве лексических, грамматических и произносительных навыков. На 3
  4. 4. каждом уроке, на материале определённого объёма (от нескольких слов до нескольких структур) достигается какая-то частная цель - формирование лексических навыков, формирование грамматических навыков, развитие речевого умения, развитие умения читать и т.д. Чтобы правильно определить цель каждого урока, необходимо чётко разграничивать понятия «умение» и «навык» и их виды. Основные типы уроков - это: 1. Урок формирования навыков (лексических или грамматических, причём, один из них может отсутствовать). 2. Урок совершенствования навыков (идет на основе разговорного текста, работа над подготовленной монологической речью). 3. Урок развития умений диалогической и монологической речи (неподготовленная речь). Вид урока - урок, который выделяется внутри типа в соответствии с аспектом языка и видами речевой деятельности, подлежащими усвоению в данном конкретном случае. Выделяют следующие виды уроков: 1) урок формирования лексических/грамматических навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития монологической и диалогической речи; 4) урок развития навыков чтения; 5) комбинированный урок. В современной методике выделяют стандартные и нестандартные уроки. Стандартный урок - обычный шаблонный урок, который проводится по определённой схеме. Нестандартный урок - обычно финальный нешаблонный урок: урок-проект, урок-дискуссия, урок-диспут, ролевые игры и другие уроки сценарного плана. Теперь соотнесём этапы проработки материала и уровни сформированности навыков и умений. На первом (дотекстовом) этапе используются уроки трёх видов первого типа. Тип I Вид 1 Тема урока:……. Цель урока: формирование лексических навыков. Сопутствующая задача: формирование произносительных и орфографических навыков. Ход урока: 1. Организация класса и фонетическая/речевая зарядка (5 мин.) 2. Семантизация лексических единиц (25 мин.): а) объяснение значения новых лексических единиц; б) первичная автоматизация употребления ЛЕ (в устных упражнениях); в) запись образцов или микротекста;* г) чтение микротекста* 3. Первичная автоматизация употребления ЛЕ в речи. (15 мин.) Имитативные и подстановочные упражнения. 4
  5. 5. 4. Домашнее задание: выучить записанные образцы, устные и письменные упражнения на подстановку, придумать и записать свои предложения по аналогии, составление ситуаций с образцами. Вид 2 Тема урока: Цель урока: Формирование грамматических навыков. Сопутствующая задача: формирование произносительных и орфографических навыков Ход урока: 1. Организация класса и речевая зарядка 2. Проверка домашнего задания. 3. Презентация и первичная автоматизация употребления новой грамматической структуры в речи: а) презентация структуры в речи; б) пояснение-инструкция; в) интонационная обработка и запись образца; г) автоматизация употребления структуры. 4. Упражнения по формированию грамматических навыков (имитативные, подстановочные коммуникативные упражнения) 5. Домашнее задание: придумать примеры, аналогичные записанным в классе, выполнить упражнения с подстановочными таблицами, на парафраз и репродукцию. Вид 3 Тема урока:….. Цель урока: формирование лексических и грамматических навыков рецептивного характера. (В качестве языкового материала используются грамматические структуры и ЛЕ, не входящие в материал для использования в речи) Ход урока: 1. Организация класса и проверка домашнего задания. 2. Семантизация и усвоение новых лексических единиц: а) обучение пониманию слов путём их анализа; б) демонстрация многозначности слов и особенностей их употребления, существенных для понимания значения; в) упражнения по формированию рецептивных лексических навыков. 3. Презентация грамматической структуры и усвоение её на основе микротекстов. 4. Чтение текста или его части. 5. Домашнее задание: чтение текста, повторение текста с дополнительными лексико-грамматическими заданиями. Тип II Вид 1 Тема урока: ……. Цель урока: дальнейшее совершенствование лексических, грамматических и произносительных навыков 5
  6. 6. Сопутствующая задача: обучение чтению Ход урока: 1. Организация класса и проверка домашнего задания 2. Речевая подготовка - активизация употребления основного языкового материала предыдущих уроков. 3. Работа над текстом а) чтение про себя; б) проверка понимания; в) упражнения на трансформацию текста. 4. Домашнее задание: пересказ текста с изменением лица, от которого ведётся повествование, письменное изложение в форме письма к другу, выразительное чтение и т.д. Вид 2 Тема урока: Цель урока: дальнейшее совершенствование грамматических и лексических навыков. Сопутствующая задача: обучение чтению. Ход урока: 1. Организация класса и проверка домашнего задания (10 мин.) 2. Работа над текстом (35 мин.) а) пояснение языковых трудностей текста; б) выборочное чтение с определёнными заданиями (оценка поступков и характеристика действующих лиц, деление текста на законченные смысловые отрывки и т. д.; в) обучение пересказу содержания своими словами (трансформация сложных предложений в простые, адаптация, сокращения и т.д. г) высказывания в связи со всем текстом. Домашнее задание: описать место действия текста, дать характеристику действующих лиц, пересказать текст, изменив лицо, от которого ведётся повествование. Тип III Вид 1 Тема урока: Цель урока: развитие речевого умения (монологическая речь). Сопутствующая задача: развитие умения понимать речь на слух (аудирование) Ход урока: 1. Организация класса и проверка домашнего задания 2. Речевая подготовка - повторение образцов. 3. Упражнения в развитии монологической речи: работа с картиной, диафильмом; адаптация, сокращение или расширение текста (на слух), запись плана рассказа и т.д. Домашнее задание: письменное изложение по теме, описание ситуативной картины или каких-либо событий, составление высказывания и т.д. Вид 2 Тема урока: 6
  7. 7. Цель урока: развитие речевого умения (диалогическая речь). В качестве языкового материала используются образцовые микродиалоги (составленные учителем), диалогические единства, клише. Ход урока: 1. Организация класса и речевая зарядка; возможна фонетическая зарядка; интонационная отработка речевых образцов. 2. Упражнения в развитии диалогической речи: а) усвоение диалогических единств, штампов; б) работа с микродиалогами; в) составление микродиалогов по аналогии. 3. Коллективное составление диалога с записью его начала. Домашнее задание: закончить диалог и выучить его наизусть Умение читать - самостоятельное и специфическое умение. Поэтому необходимы уроки, главной целью которых является умение читать. Мы обозначим их как Тип IIIa), во-первых, чтобы сохранить соответствие в нумерации типов уроков, а, во-вторых, потому, что эти уроки обычно проводятся до уроков, посвящённых развитию творческой, неподготовленной речи. Тип IIIa) Вид 1 Тема урока: Цель урока: развитие умения читать (классное синтетическое чтение); Сопутствующая задача: развитие речевого умения. Ход урока: 1. Организация класса и проверка домашнего задания. 2. Работа над текстом: а) подготовка к чтению (чтение слов-реалий, имён собственных, упражнения в языковой догадке); б) вступительная беседа; в) чтение текста про себя; г) развитие умения ориентироваться в тексте и проверка понимания текста. 3. Упражнения на развитие устной речи на основе материала текста. Домашнее задание: Задания в связи с прочитанным (в письменной форме), упражнения в технике чтения. Если текст учащиеся читают дома (домашнее синтетическое чтение), то в классе урок приобретает следующую форму. Вид 2 Тема урока: Цель урока: развитие умения читать Ход урока: 1. Проверка домашнего задания: а) контроль понимания прочитанного дома текста; б) языковой и смысловой комментарий к тексту; в) выразительное чтение отрывка из текста. 7
  8. 8. 2. Речевые упражнения, способствующие развитию умения читать: чтение дополнительных отрывков из текста, аудирование на основе языкового материала текста, говорение на основе языкового материала по теме. Домашнее задание: письменное задание в связи с прочитанным Вид 3 Тема урока: Цель урока: развитие умения читать (с помощью элементов анализа и перевода) В тексте должна содержаться сложная синтаксическая структура, не входящая в материал для активного использования. Ход урока: 1.Органзация класса и проверка домашнего задания. 2. Работа над текстом: а) чтение текста про себя с целью понимания основного содержания; б) проверка понимания общего смысла текста; в) выборочный анализ текста; г) перевод со словарём (устно или письменно). Домашнее задание: литературный перевод текста (письменно), упражнения со словарём Несколько слов об уроках IV типа (в современной классификации - нестандартные уроки). Они должны осуществлять задачу развития неподготовленной, творческой речи на материале нескольких тем. Уроки эти могут иметь форму кино-урока, урока-экскурсии (реальной или воображаемой), урока-пресс-конференции, урока-дискуссии и т.д. Основной целью урока- экскурсии и кино-урока является развитие умения понимать речь на слух, а сопутствующей задачей - обучение диалогической и монологической речи. Построение уроков развития неподготовленной речи чрезвычайно разнообразно. Поэтому дать готовый план такого урока невозможно. Главное понимать, что творческий урок требует тщательной подготовки. Начинать следует с отбора языкового материала - слов, словосочетаний, выражений, речевых клише, фраз, речевых образцов - всего, что представляется вам необходимым, для умения выразить какие-то мысли по теме. Помните, что сюда должен войти самый необходимый минимум. Так вы определите те средства, которые необходимо активизировать, повторить ученику, и именно эти ЛЕ и грамматические структуры будут включены в упражнения и тексты. Затем целесообразно составить (для себя, а не для учеников) примерные высказывания или ситуации по теме, чтобы представлять себе то, что вы хотите услышать от учеников в результате работы с ними. После этого приступайте к подготовке комплекса упражнений и распределению их по урокам. Очень важным моментом является выбор формы проведения нестандартного урока. Чередование уроков разной формы имеет значение не только потому, что смена форм разнообразит работу, а ещё и потому, что одна форма больше подходит для развития монологической (например, урок- экскурсия, кино-урок), а другая - для развития диалогической реи (урок-пресс- конференция, урок-беседа). 8
  9. 9. Следует подобрать дополнительный материал, например, для развития умений понимать речь на слух по изучаемой теме. Необходимо подобрать иллюстративный материал: фильм, картины, открытки, т.д. Методический анализ урока иностранного языка Методическое мастерство учителя иностранного языка Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он - мастер своего дела. «На земле нет человека, который бы не отреагировал на мастерство», - писал Е.Н.Ильин. И это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. «Я на опыте пришёл к убеждению, - читаем мы у А.С.Макаренко,- что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный - это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества. Поэтому необходимо выяснить, из каких составляющих складывается понятие «методическое мастерство учителя ИЯ». К сожалению, осознанию значимости ММ мешают три предрассудка.  Во-первых, существует мнение, что хорошее владение ИЯ учителем автоматически обеспечивает ему хорошее качество обучения. Подкрепляется это мнение тем, что при оценке работы учителя ИЯ решающим фактором считается уровень владения языком.  Второй предрассудок - это мнение, будто преподавание - искусство, а не наука, следовательно, научить этому искусству невозможно.  Третий предрассудок - это бытующее среди некоторой части учителей мнение, что методика - это я. Всё сказанное, несомненно, подтверждает актуальность разговора о ММ. В последнее время цель обучения стала формулироваться не как обучение ИЯ и даже не как обучение иноязычной речевой деятельности, а как обучение общению. Вполне понятно, что эта цель требует иного учителя, ММ которого по своему содержанию будет иным, нежели прежде. В этой связи представляется важным определить хотя бы в общих чертах, что такое ММ учителя ИЯ в современном его толковании, как оно складывается и из каких компонентов состоит. 9
  10. 10. На схеме видно, что первым элементом МК являются знания обо всех компонентах процесса обучения. Но знать мало, нужно ещё овладеть приёмами своей профессиональной деятельности, основанными на навыках, составляющих опыт работы (второй элемент МК). Но развитие любой культуры (методической в том числе) немыслимо лишь на основе репродукции освоенного, поэтому выделяется третий элемент МК - творчество, основанное на преобразовании и переносе приёмов обучения в разные условия, т.е. продукция нового в обучении. Бывает так, что специалист знает, умеет делать, способен творить, но не хочет. Это значит, что у него не выработан опыт эмоционального отношения (положительного, разумеется) к своей профессиональной деятельности. Это четвёртый элемент МК. Такой опыт появляется лишь тогда, когда и приобретение знаний, и овладение приёмами, и их творческое использование обращены на систему ценностей данного человека. Осваивая элементы МК, учитель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма. Овладение методическими знаниями обеспечивает уровень грамотности. Овладев опытом осуществления приёмов профессиональной деятельности, человек поднимается до уровня до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков. Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента МК, как творчество. Индивидуальность учителя Методическая культура Уровни профессионализма Методические умения Личностные свойства 1. Знания обо всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приёмах обучения, о себе самом как учителе 1. Уровень грамотности - система методических знаний обо всех компонентах процесса обучения (потенциальная основа ремесла) Индивидуальный стиль деятельности 2. Опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности (репродукция культуры) 2. Уровень ремесла - система методических навыков осуществления обучающих действий (потенциальная основа мастерства) Способности 3. Творчество как преобразование и перенос приёмов обучения (продукция нового в обучении) 3. Уровень мастерства - система методических умений, обеспечивающих выполнение профессиональных функций. Перцептивные Проектировочные Адаптационные Коммуникативные Черты характера 4. Обращённый на систему ценностей личности опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности 4. Уровень искусства как высшее проявление мастерства Организационные Познавательные Вспомогательные 10
  11. 11. Процесс становления уровня мастерства зависит от двух факторов: а) уровня грамотности (чем выше грамотность, тем скоре ремесло переходит в мастерство); б) определённых качеств учителя как индивидуальности. Существуют личностные свойства, способности или черты характера, которые наиболее благоприятны для освоения элементов МК и, в конечном счёте, для формирования и развития определённых методических умений; имеются также личностные свойства или черты характера, совершенно противопоказанные учителю, тормозящие становление МК, такие, как раздражительность, злопамятность, невыдержанность, пессимизм и др. Итак, Е.И. Пассов считает, что методическое мастерство - это обобщённая способность учителя оптимально осуществлять мотивационную деятельность при данной цели данных условиях, которая проявляется в результате интеграции элементов методической культуры и свойств индивидуальности. На схеме видно, что выделяется ещё один уровень профессионализма - уровень искусства как высшее проявление мастерства. Преподавать на уровне искусства - значит, преподавать так мастерски, что не видно мастерства. Талантливые люди, преподающие на уровне искусства, появляются крайне редко, так же редко, как и другие природные таланты. Талант можно развивать, совершенствовать, но обучить ему невозможно. Выделяют семь групп умений, составляющих ММ. 1. Перцептивные умения: a) умение понять состояние учащегося, проникнуть в его внутренний мир; a) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение); b) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик; c) умение воспринимать ситуацию общения в контексте деятельности (видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в классе; d) умение распределять внимание между различными компонентами процесса обучения; e) умение различать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в т.ч. речевой) учащихся; f) умение увидеть, в какой помощи нуждается ученик в данный момент. Все эти умения составляют основу социальной компетенции учителя. Важность её для учителя осознавалась многими. Сухомлинский В.А. писал: «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка». Если этого нет, наступает душевная глухота и слепота, по сути, профессиональная дисквалификация. Установлено, что при устойчиво- положительном стиле ниже индекс изолированности учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворённость в общении, шире круг желаемого общения. 2. Проектировочные умения: a) умение планировать уроки разных видов; b) умение предвидеть результаты планирования; 11
  12. 12. c) умение отбирать необходимый для урока материал; d) умение предугадать поведение учебного речевого партнёра; e) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; f) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой; g) умение распределять учебный материал; h) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения различным сторонам общения; i) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении учебного материала; j) умение импровизировать в непредвиденных учебных ситуациях. В связи с этой группой умений особо следует отметить два момента. Первый - это развитие чувства ритма, которое составляет одну из граней учительского мастерства. В умении чувствовать ритм урока, владеть динамикой как аспектом логики урока много общего с умением режиссёра устанавливать необходимую длину какого-либо эпизода. Второй - это развитие способности к импровизации, без чего немыслимо ММ. 3. Адаптационные умения: a) умения подобрать приёмы обучения (упражнения, задания), адекватные той или иной цели; b) умение использовать приёмы работы, материал и т.п. соответственно индивидуальности учащегося; c) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности; d) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения; e) умение контролировать, не нарушая речевого партнёрства. 4. Коммуникативные умения: a) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу); b) умение быть коммуникабельным; c) умение настроиться на урок, соответственно его содержанию и характеру; d) умение настроить соответствующим образом учащихся; e) умение выражать всё необходимое при помощи речи, мимики, пантомимы; f) умение говорить выразительно и эмоционально; g) умение говорить экспромтно. 5. Организационные умения: a) умение организовать работу в парах; b) умение организовать работу в группе; c) умение организовать коллективное общение; d) умение организовать класс, когда отвечает один ученик (пара); e) умение быстро распределять задания (с учётом условий, индивидуальных особенностей учащихся); f) умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе; 12
  13. 13. g) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома; h) умение найти помощников среди учащихся; a) умение требовать; b) умение организовать внеклассную воспитательную работу. 6. Познавательные умения: a) умение анализировать деятельность коллег; b) умение анализировать собственную деятельность; c) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения ИЯ; d) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации; e) умения вести научную работу, участвовать в исследованиях; f) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию. 7. Вспомогательные умения: a) умение рисовать; b) умение играть на музыкальных инструментах; c) хорошо делать что-то своими руками; d) коллекционировать (любое другое хобби). Есть и другие качества непреложные для учителя: любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное - оптимизм. А.А.Куманёв писал: «Учитель-мастер в первую очередь должен вселить в ученика уверенность, что он имеет все данные для хорошей, успешной учёбы». А как может это сделать учитель, сам подверженный пессимизму и неверию? Методический анализ урока иностранного языка Умение анализировать урок - это важнейший фактор овладения методическим мастерством. Методический анализ урока - вид анализа, ориентированный на оценку структуры и содержания урока, технологии его проведения, эффективности решения учебно-методических задач. Технология обучения (по Г.В. Роговой) - знание того, как обучать: отбор адекватных приёмов обучения, правильное применение ТСО, раздаточного материала, оптимальное сочетание различных форм работы учащихся (индивидуальной, групповой, парной, фронтальной), рациональное использование времени. Схема анализа и оценки урока иностранного языка (по П. К. Бабинской) 1. Определите цели урока (практическую, развивающую, образовательную, воспитательную). 2. Определите тип урока (нацелен ли он на формирование или совершенствование навыков (фонетических, грамматических, лексических) или на развитие речевых умений (диалогической или монологической речи, аудирования, чтения или письма); проанализируйте его целостность, динамику, связность; как данный урок вписывается в цикл уроков по теме. 13
  14. 14. 3. Проанализируйте, как методы, методические приёмы, упражнения и средства обучения, используемые на уроке, способствовали достижению главной цели и задач урока. 4. Выявите соотношение упражнений: между упражнениями в развиваемом на уроке виде деятельности другими видами РД; языковыми, условно-речевыми, программированными и традиционными, беспереводными и переводными, устными и письменными. 5. Определите степень оптимальности управления учебно- воспитательным процессом: а) режим работы (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой); б) распределение времени; в) наличие средств, способствующих интенсификации урока: фонограммы, видеоматериалов, раздаточного материала, компьютерных программ, и т.д. 6. Установите, как учитель осуществлял индивидуализацию учебного процесса. 7. Проанализируйте, как владеет учитель технологией урока (умение дать чёткую установку, использовать адекватные приёмы исправления ошибок). 8. Определите средства и способы учёта, контроля и оценки владения учащимися иноязычным материалом (тестирование, само- и взаимоконтроль. 9. Оцените психологический климат на уроке и учителя как речевого партнёра (его умение общаться, говорить адаптивно, использовать разнообразные аутентичные средства иноязычного педагогического общения, соотношение иностранного и родного языка на уроке). 10. Оцените заключительный этап урока (способ предъявления домашнего задания, оценка работы учащихся и выставление отметок). Примерная схема-протокол анализа урока ИЯ (по Е.А.Маслыко) 1. Учебно-методические задачи урока: введение, закрепление, активизация иноязычного материала, итогово-контрольная работа. 2. Тематика содержания учебных материалов: текст, устная тема, упражнения, ситуации, методические приёмы, языковой материал. 3. Оснащение урока: ТСО, наглядность, дидактические материалы, в том числе используемые компоненты учебно-методического комплекса. 4. Место урока в изучении темы (урок открывает, продолжает, завершает учебную тему). 5. Целевая установка: ориентация на формирование, развитие навыков, умений иноязычной речевой деятельности (аудирования, говорения - монологической, диалогической речи, чтения, письма; ориентация на овладение учащимися аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой); комплексные цели урока. 6. Воспитательные цели урока; нравственное, эстетическое воспитание, воспитание культуры мышления, общения, чувств и поведения. 7. Общеобразовательные цели урока: познавательные, страноведческие, лингвострановедческие. 14
  15. 15. 8. Соответствие целей урока его месту в изучении учебной темы, требования программы обучения ИЯ и учебного плана для данного класса. 9. Подготовка учебного помещения (кабинета ИЯ) к занятию. 10. Подготовка учащихся к занятию, оборудование их рабочих мест. 11. Учебная атмосфера в классе: переключение учащихся на предмет «иностранный язык»; использование материалов, рассказывающих о стране изучаемого языка; воспроизведение в перерыве в звукозаписи иноязычной речи; использование других средств создания языковой среды; оформление классной доски; использование таблиц, визуальной наглядности к уроку. 12. Организационный момент: эффективность переключения учащихся на предмет «иностранный язык»; беседа учителя с учащимися на иностранном языке; вопросы учителя классу о готовности к работе; сообщение о характере (плане) работы на данном уроке; ориентирование учащихся на достижение практических (коммуникативных, познавательных), воспитательных, общеобразовательных целей; речевая зарядка, установление контакта учителя с учащимися, использование микробеседы учителя с учащимися; применение других педагогических и методических приёмов для создания в классе творческой, деловой, доброжелательной атмосферы; использование в ходе речевой разминки материалов по учебной теме урока и ориентирование речевой разминки на решение задач урока. 13. Фонетическая зарядка: ориентация на достижение основных практических целей урока; подготовка учащихся к работе с новым языковым материалом; развитие фонетических навыков. 14. Домашнее задание: проверка задания на уроке, контроль его в ходе работы над новым учебным материалом; качество выполнения домашнего задания; фиксирование случаев невыполнения задания до начала его проверки; комментирование учителем выполнения задания, использование различных форм его проверки; способы компенсации недоработки на текущем (следующем) уроке; обеспечение формирования навыков и умений; учёт трудностей, возникающих у учащихся при выполнении домашнего задания; обобщение типичных ошибок; разъяснение причин, вызывающих эти ошибки; использование эффективного способа их преодоления; исправление ошибок; атмосфера корректности и доброжелательности в ходе проверки домашнего задания. 15. Введение нового материала: форма введения нового материала; использование индуктивного (дедуктивного) способа; использование доски, ТСО, материала учебника; использование предметной, изобразительной наглядности, толкования, дефиниции, комментария, переноса, контекста, ситуации для семантизации нового материала; соответствие ступени обучения характеру языковых единиц, трудности вводимого материала, цели его усвоения; обеспечение овладения учащимися ориентировочной основой действий, усвоения знаний при объяснении нового языкового материала; контроль понимания новых языковых единиц; использование учащимися языковых единиц в контексте предложений. 16. Обеспечение усвоения нового языкового материала: использование языковых, УРУ и РУ для различных видов РД; соблюдение рационального 15
  16. 16. соотношения разных типов упражнений(языковых, УРУ, РУ), устных и письменных, программированных и непрограммированных, проблемных и непроблемных; применение ТСО, изобразительной наглядности. 17. Обучение аудированию: приёмы, использованные учителем для достижения поставленной цели; методическая обоснованностьэтапов работы с аудиотекстом; организация подготовки к восприятию текста (снятие языковых трудностей, обучение языковой догадке, постановка целевого задания, стимулирующего интерес к восприятию); использование магнитофона; рациональное использование прослушивания; использование зрительной, изобразительной наглядности, языковых и смысловых опор; результат работы. 18. Обучение говорению: подбор речевого материала, речевых ситуаций, диалога-образца, текста, использование наглядности, ТСО, организация помощи учащимся и управление построением диалогических, монологических высказываний; применение различных видов опор (плана, логико- синтаксической схемы, ключевых слов, зачина и концовки); эффективность игровых приёмов и проблемных заданий, использованных учителем. 19. Обучение чтению: формирование навыков техники чтения и умений понимать читаемое; использование разнообразных приёмов, заданий и упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах; правильность решения задачи каждого этапа работы над текстом; применение рациональных методических приёмов для контроля понимания (заданий найти правильный ответ на вопрос из ряда данных, воспроизвести контекст на основе ключевых слов, озаглавит абзацы и т.д.); использование контекста как базы для развития устной речи, целесообразность такого использования текста на данной ступени обучения; эффективность упражнений. 20 Обучение письму: правильность использования приёмов и заданий, в соответствии с целью обучения (письменного пересказа, сочинения, расширение реплик в диалоге, написания письма, аннотации, перевода, составление плана с последующим реферированием, выбор наиболее значимых предложений, составление конспекта в процессе чтения на основе плана, тезисов, ключевых слов и словосочетаний). 21. Использование различных форм работы в классе: соотношение фронтальной и групповой работы, работы в парах и индивидуальной, рациональность применения разнообразных форм заданий, формы учебного взаимодействия: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - книга и т.д. 22. Средства учёта, контроля и оценки: степень овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи; эффективность вопросно-ответной работы, выполнения упражнений, заданий, тестирования, работы с рисунками, раздаточным материалом. 23. Задание к следующему уроку: контроль понимания задания; рекомендации по его выполнению, частичное выполнение его в классе с учащимися; включение разных видов речевой деятельности; правильность соотношения между формальными, рецептивными, репродуктивными и продуктивными видами заданий; закрепление усвоенного материала; подготовка учащихся к следующему уроку. 16
  17. 17. 24. Заключительный этап урока: рефлексивная беседа учителя с учащимися, развёрнутая словесная оценка работы каждого учащегося, выставление отметок. 25. Соблюдение общедидактических принципов: сознательности, практической направленности, перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному. Реализация методических принципов: коммуникативной направленности, устного опережения, функциональности и др. 26. Индивидуализация обучения на уроке: использование нескольких видов презентации учебного материала одновременно, учёт личностных интересов в выборе заданий, разного уровня подготовки и разной скорости усвоения нового материала при выборе заданий для разных групп учащихся; стимулирование дискуссии, обсуждения; применение дифференцированных форм поощрения и порицания в зависимости от личностных характеристик учащихся. 27. Учитель и класс: общая атмосфера занятия (оптимистическая, активная, деловая, доброжелательная); контакт учителя с классом; уровень профессиональной подготовки учителя, владения методикой обучения ИЯ; личные качества учителя как педагога; выразительность речи учителя, тон, стилистическая корректность, отсутствие/наличие языковых ошибок, тембр голоса. 28. Понимание классом/группой целей выполняемых учебных действий; инициативность учащихся в общении с учителем, с соучениками; спонтанный характер вопросов, предложения о выборе учебных действий, предложение своих решений; высказывание своих мнений; стремление пользоваться изучаемым языком; отсутствие боязни допустить ошибку; оценка учащимися учащегося как специалиста, симпатия к учителю; высокая оценка мнения учителя; готовность выполнить учебные задания. 29. Использование родного языка в речи учителя и учащихся: использование учителем родного языка для разъяснения учащимся инструкции, когда, по его мнению, учащиеся не знают определённых слов и словосочетаний, а их употребление оправдано ситуацией; дублирование на родном языке своих наиболее сложных для понимания высказываний; постоянное использование иностранного языка как средства общения с учащимися; применение родного языка как основы мыслительной деятельности учащихся для того, чтобы побудить учащихся говорить только на иностранном языке; использование родного языка в целях экономной семантизации, для разъяснения наиболее трудного материала, истолкования реалий, иллюстраций и более доступного понимания стилистических, фразеологических особенностей языка, решения сложных психолого-педагогических задач, оказания помощи учащимся в подготовке самостоятельных высказываний, сопоставления ошибки в иноязычной речи, её влияние на понимание в общении с аналогичной ошибкой в родной речи; использование родного языка учащимися (постоянно или только тогда, когда им не хватает необходимых языковых средств). 17
  18. 18. 30. Рациональное использование времени на уроке: время говорения учителя и учащихся в минутах; время, затраченное на организационный момент, контроль домашнего задания, презентацию нового материала, его коррекцию, тренировочные задания, итоговый контроль, объяснение домашнего задания, заключительную часть урока; время говорения на иностранном и родном языках; соответствие распределения времени на уроке плану занятия. Методический анализ урока проводится в следующих аспектах: 1) методическом, 2) дидактическом, 3) психологическом, 4) лингво- методическом. При проведении анализа урока первое слово даётся студенту- практиканту, дававшему урок, затем слово студентам, присутствовавшим на уроке, затем выступает методист. Кроме того, вам будет нужно написать анализ урока учителя. Методический аспект: 1) характер задач, решаемых на уроке, их соответствие месту урока в цикле уроков; требованиям программы и речевой подготовки учащихся; 2) реализация на уроке коммуникативного подхода; 3) степень результативности фонетической и речевой зарядки; 4) чёткие целевые установки; 5) уровень методического мастерства учителя; 6) умение перестроить ход урока; 7) целесообразность структуры урока, логичность перехода от одного этапа к другому, чёткость в структуре урока; 8) правильность выбора методов, приёмов, форм обучения; 9) эффективность контроля языковых навыков и речевых умений учащихся; 10) эффективность объяснения домашнего задания; 11) правильное подведение итогов урока и оценки учащихся; 12) рациональное использование времени; 13) выполнение намеченного плана урока. Дидактический аспект: 1) распределение внимания учителя на уроке; 2) владение классом, умение быстро и правильно реагировать на изменение психологического состояния учащихся в ходе урока; 3) манера держаться перед классом; 4) уровень оформления документации к уроку; 5) наличие эффективной обратной связи с учащимися; 6) воспитательное значение личности учителя. Психологический аспект; 1) реализация дифференцированного подхода к овладению учащимися ИЯ (формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая); 2) виды работы на уроке по совершенствованию различных видов памяти, фонетического и интонационного слуха, стимулирование интереса, развитие языковой догадки, формирование навыков и умений самостоятельной работы, 3) объективность оценки деятельности учащихся. Лингво-методический аспект: 1) степень владения выражениями классного обихода; 2) чёткость и ясность целевых установок; 18
  19. 19. 3) нормативность речи (языковая компетенция, уровень владения устной речью); 4) чёткая дикция; 5) умение адаптировать свою речь на уроке; 6) лингво-страноведческие знания и эффективность ознакомления с ними учащихся; 7) характер исправления ошибок. 19


Поделиться