Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.
Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.
Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
Свернутый план-конспект.
Подробный (развернутый) план-конспект.
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
номер урока по календарно-тематическому плану;
класс;
дата проведения;
тема урока;
цели урока :
Цель может состоять из более мелких задач.
Примеры формулировки образовательных задач:
Дать начальное (или первичное) представление о …;
Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
Закрепить понятия (знания)…;
Обобщить (систематизировать) знания …;
Углубить следующие представления …;
Расширить знания…;
Обеспечить усвоение…;
Примеры формулировки воспитательных задач:
Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;
Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
Примеры формулировки развивающих задач:
Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);
Развивать у учащихся профессиональные интересы;
Содействовать развитию специальных способностей;
Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).
материально-техническое оснащение урока:
оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);
инструменты и приспособления;
материалы;
учебно-методическое оснащение урока:
наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);
конспекты;
ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)
оформление классной доски;
тип урока;
структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.
ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:
ТЕКСТОВАЯ
ТАБЛИЧНАЯ
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ
В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.
для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:
для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.
План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
Дать представление о…;
Обобщить и систематизировать знания о….;
Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
Выработать навыки (например, анализа лирического текста).
Воспитательные:
Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые задачи
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Этап IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Этап V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Этап VI. Ход урока
1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Работа педагога в школе требует тщательного планирования своей деятельности и работы учеников. Это позволяет сделать вывод об эффективности обучения за определенный период.
Сущность и цели планирования
Работа педагога подразумевает разработку четко регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Планы - это основа целеполагающей функции образования. Управление процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План работы - это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя, которые направлены на повышение эффективности успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического процесса, выраженная в письменном виде.
Главные цели планирования:
- Формирование задач обучения.
- Постановка проблем образовательного процесса.
- Перспективы педагогической деятельности школы.
- Повышение квалификации работников учебных учреждений.
- Формирование базы для социальной защиты учеников и педагогов.
- Выявление эффективности образовательного процесса.
Выявление перспектив обучения
План на год демонстрирует главные задачи, которые ставит перед собой образовательное учреждение. В нем выражены перспективы развития школьников разных возрастных групп. Планы - это возможность спрогнозировать кадровые перемены и перестройки, внедрить инновации, повысить уровень оснащения кабинетов, профессионализма педагогов.
В основе выявления перспектив лежать нормативы и законы в области образования, информация в данной отрасли, полученная путем мониторинга и анализа. Чтобы составить план, потребуется четкая цель, координация действий в педагогическом коллективе, в среде родителей и учеников. Необходимо знать бюджет на расходы.
Составлением плана занимается совет школы или другого учебного учреждения. Утверждается он на общем собрании. Руководствоваться в формировании плана необходимо хронологическими рамками, поставленными задачами, наличными ресурсами.
Развитие учебного учреждения
План развития школы ставит своей задачей повышение уровня знаний учеников с применением новейших В основе - современная доктрина образования, педагогические стандарты.
Главными целями развивающего планирования являются:
- Ориентация на инновации в педагогике.
- Формирование ценностей у учеников: моральных, духовных, гражданских.
- Повышение чувства ответственности, самостоятельности, инициативности, долга.
- В рамках плана развития учителя должны внедрять новейшие методики образования и воспитания школьников, технологии сохранения здоровья, ставить конкретные цели, руководствуясь доктриной личностно-ориентированного обучения.
- Администрация школ несет ответственность за обеспечение средствами получения знаний и умений, за методику и технологии, квалификацию преподавательского состава. Главная задача - систематизирование нормативной базы учебного процесса.
Итогами развивающего планирования должны быть: повышение уровня знаний и умений учеников, формирование условий для развития личности школьника, внедрение инновационных технологий.
Долгосрочное планирование
Главным критерием классификации являются временные рамки. Таким образом, существует два основополагающих вида: долгосрочное и краткосрочное.
Целью первого является разработка директив на длительный период. Главная временная единица - учебный год. Что обсуждается?
- Как осуществлять прием в школу.
- Организация работы с родителями.
- Сотрудничество с медицинскими и высшими образовательными учреждениями.
- Как развивать личность детей путем внеклассной работы.
В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные задачи школы и ее коллектива. Обширные цели предполагают значимые последствия, поэтому к этому стоит подходить ответственно.
Краткосрочное планирование
Краткосрочное планирование более узконаправленно. Оно ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника. Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий - повысить уровень знаний школьника, учитывая особенности его восприятия, памяти, внимания.
Единица времени в краткосрочном планировании - учебный день, неделя, четверть, урок. Учитывается возрастная группа учеников, внешние условия (климат, погода, сезон), состояние конкретного школьника, поставленные цели.
План летней работы позволяет продумать занятия для учащихся на внеурочный период: это и оздоровительные, и развлекательные мероприятия.
Тематическое планирование
Осуществляется на основе учебной программы, одобренной Министерством образования. Календарно-тематическое планирование - разработка схемы изучения определенной дисциплины на протяжении учебного года, семестра, четверти. На государственном уровне разработаны положения, которые регулируют его правила.
Тематический план предусматривает определенные затраты времени и сил на изучение курса, постановку целей и проблем. В нем прописаны ключевые умения и навыки, которыми должен овладеть ученик. Планы - это структурированные документы, согласно которым каждая тема должна изучаться на протяжении обозначенного количества часов. Составляет эту директиву сам учитель, а по окончании курса имеет возможность определить уровень достижения учебных и развивающих целей.
Задача школьной администрации - следить за выполнением плана, в котором, кроме темы и времени, указаны учебные пособия для изучения. Планы - это способ определения средств обучения и правил их использования на уроке.
Поурочное планирование
Наименьшая единица в составлении планов - руководство к действию на каждый урок. Определяются цели занятия, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.
Должен соответствовать программе обучения по предмету, а также тематическому плану. Ценность его в том, что учитель имеет возможность распределить время по темам. Чем руководствоваться? Во-первых, программой. Во-вторых, сложностью темы. Некоторые проблемы требуют более детального изучения и большего времени. В-третьих, индивидуальными особенностями восприятия учеников конкретного класса.
Какими бывают цели обучения?
Понятие триединой цели здесь является фундаментальным:
- Познавательная. Она определяет уровень, количество и качество знаний, которыми школьник должен овладеть на уроке. Это Знания должны быть фундаментальными, глубокими, осмысленными. Например, в курсе обучения истории поурочное планирование включает перечень дат, исторических персоналий, понятий, которыми должен овладеть ученик в ходе усвоения знаний по теме.
- Воспитательная. Поскольку формирование личности - одна из задач школы, поурочное планирование определяет, какие качества характера должны прививаться ученику. Например, патриотизм, уважение к товарищам, чувство долга, толерантность.
- Развивающая - наиболее сложная. Здесь необходимо разностороннее развитие школьника: сенсорное, мыслительное, двигательное, речевое и не только.
Цель должна не только быть прописана в плане. Необходимо проверять качество достигнутых результатов в конце урока. Если педагог не осуществил контроль качества усвоения материала - знаний и навыков, - такое занятие не может считаться эффективным.
Какие бывают уроки?
Планирование предусматривает определение типа урока. Какие они бывают? Главным критерием классификации является цель. В зависимости от нее выделяют уроки:
- Получения знаний того, что ранее не изучалось. Методы, используемые педагогом зависят от возраста аудитории, конкретной темы.
- Усвоения навыков - это урок, на котором опробуются новые виды работы. Например, лабораторная или практическая.
- Систематизации и закрепления знаний - закрепление усвоенного ранее.
- Контроля качества усвоенного. Проще говоря, контрольная работа, но формы ее проведения могут быть разными - устная или письменная, индивидуальная или фронтальная.
- Комбинированные - урок, который предусматривает и изучение нового, и закрепление старого материала.
Последний тип встречается чаще всего - могут ставиться и решаться несколько дидактических задач.
Новые знания усваивают за счет проведения лекций, бесед, применения технических средств обучения, проведения самостоятельных работ. Формирование или закрепление умений можно осуществлять в ходе экскурсии, лабораторной работы, семинара. Систематизация и контроль знаний предусматривают письменные контрольные и самостоятельные работы, или индивидуального типов.
Каждый тип имеет определенную структуру, которая определяется поставленными Соблюдая цели обучения и действуя по плану, можно давать материал эффективнее, а школьникам его будет проще усваивать.
Как составить поурочный план?
Планы - это необходимость в работе педагога. Составлять их придется - но это не формальная потребность. Благодаря плану работа станет проще, поскольку вы сможете заранее продумать все мелочи.
Приведем пример плана урока истории по теме «Вторая мировая война».
Познавательная цель: ученики должны усвоить понятия: «блицкриг», «наступательная операция», «Антигитлеровская коалиция», «форсирование» и основные даты.
Воспитательная: формирование чувства патриотизма, уважения к подвигу героев войны.
Развивающая: закреплять умение пользоваться исторической картой, оперировать терминами и понятиями, обосновывать свои мысли, работать с хронологией, синхронизировать события.
Средства обучения: карта, учебники, тестовая тетрадь.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Приветствие учеников.
2. Актуализация опорных знаний (методом беседы с классом):
- Какой была внутреннеполитическая ситуация в Германии в конце 30-х годов ХХ века? А в СССР?
- Охарактеризуйте систему международных отношений. Какие были образованы организации? В каком состоянии была Версальско-Вашингтонская система?
- Какие страны вы можете назвать лидерами на 1939 год и почему?
3. Изучение нового материала по плану:
- Нападение Германии на Польшу.
- Агрессия в отношении СССР.
- Начальный этап войны.
- Годы перелома: Сталинград и Курская дуга.
- Перехват стратегической инициативы. СССР идет в наступление. Освобождение территорий.
- Японская кампания.
- Последствия военных действий.
4. Закрепление полученных знаний - используется метод письменного опроса. Задания по тестам из специальной тетради-задачника.
5. Итоги (домашнее задание, выставление оценок).
Вместо заключения
Грамотное планирование учебной деятельности в школе - залог качественных, крепких знаний учеников. Оно дает возможность определить уровень подготовки школьников. Планирование - это залог успешного выполнения целеполагающей функции образования. Главным источником составления плана является учебная программа - с ее помощью формируются поурочные, тематические, годовые директивы образовательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
по биологии для 7 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ».
Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».
Устав МБОУ «Леоновская СОШ».
Основная образовательная программа МБОУ «Леоновская СОШ» основного общего образования.
Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. – Дрофа, 2012г.
Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Животные»:
« Тип Членистоногие».
лабораторныхработ
Тип Членистоногие
Класс Насекомые.
Отряды насекомых: Перепончатокрылые.
Контрольно-обобщающий урок по темам:
«Простейшие. Беспозвоночные»
Итого
Разделтема
Тип урока
Основные виды учебной деятельности. Виды контроля
Требования к результату обучения
Использование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения
Дата
План
Факт
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»
КУ
Фронтальная,
индивидуальная работа.
Лабораторная работа
«Знакомство с
ракообразными».
Текущий контроль знаний
Вопрос 4 на с.62
Распознавать животных типа Членистоногие.
Распознавать и описывать
внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять
особенности строения членистоногих.
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.
Таблицы. Коллекции. Презентация.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.
КУ
Фронтальная работа
Рассматривание коллекции.
Упражнение 12-13 на с.32.
Перечислять роль в природе и жизни человека.
Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.
Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные .
Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.
Коллекции.
Презентация.
Таблицы.
Класс Насекомые.
Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».
КУ
Фронтальная работа.
Работа в парах.
Лабораторная работа
«Изучение представителей
отряда насекомых».
Текущий контроль знаний –
письменный.
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Текущий контроль знаний –
опрос.
Воспроизведение
Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.
Описывать представителей различных отрядов.
Интеллектуальный уровень
Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.
Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.
Объяснять особенности строения в связи с образом жизни .
Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Текущий контроль знаний –
опрос.
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.
КУ
Фронтальная работа.
Рассматривание коллекций.
Сообщения.
Тест по теме «Членистоногие».
Рисунки.
Таблицы.
Презентация.
Тестовые задания.
Контрольно-обобщающий урок по теме:
«Беспозвоночные»
УКЗ
Индивидуальная работа.
Контрольная работа
по теме: «Беспозвоночные»
Показать ЗУН по теме:
«Беспозвоночные»
Бланк К.Р.
Использованы следующие условные обозначения:
КУ - комбинированный урок;
УКЗ – урок контроля знаний.
Тема урока: «Класс Насекомые»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.
Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2
Задачи:
Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).
Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.
Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».
1.Организационный момент( 1 мин.)
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Вот звенит для нас звонок.
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, настраиваемся на урок.
Фронтальная
2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
(2– 3мин.)
Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».
Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Правильно. О насекомых.
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.
Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.
Запишем тему урока в тетрадь.
Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? ( лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)
Фронтальная.
(Класс Насекомые).
Запись в тетрадь.
Индивидуальная деятельность учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы.
(Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).
3. Проверка знаний.
(4- 5 мин.)
Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3
Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.
У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.
Тест Общая характеристика членистоногих
1.Тело членистоногих покрыто
А. Роговой кожей
Б. Раковиной из углекислого кальция
В. Хитиновым покровом
2. У всех членистоногих имеются
А. Конечности в виде параподий
Б. Членистые конечности
В. Ножковидные выросты тела
3. Предками всего типа членистоногих были
А. Водные животные
Б. Сухопутные животные
В. Как почвенные обитатели, так и водные
4. Членистоногие произошли от группы
А. Плоских червей
Б.Моллюсков
В. Кольчатых червей
5. Полость тела у членистоногих
А. Первичная
Б. Смешанная
В. Вторичная
6. Кровеносная система у членистоногих
А. Незамкнутая
Б. Замкнутая
В. Отсутствует
7. Органы чувств членистоногих
А. Развиты плохо
Б. Развито только осязание и равновесие
В. Развиты хорошо
8. Членистоногие
А. Преимущественно водные формы
Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели
В. Освоили все среды обитания
9. Членистоногие
А. Вымирающая группа организмов
Б. Самый многочисленный тип
В. Имеют небольшую численность
10. Для членистоногих характерно:
А. Только половое размножение
Б. Бесполое размножение
Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).
(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)
Классы: Ракообразные, Паукообразные.
Индивидуальная.
1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.
Работа в парах.
4.Изучение нового материала
(25 мин.)
Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.
Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.
Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6
Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?
В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.
Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.
1. История названия класса
Вопрос . За что они получили такое название?
Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.
2. Условия жизни.
Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?
Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0 С.
3. Типы ротового аппарата.
– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10
4.Образ жизни представителей класса.
– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11
Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125.
Строение тела насекомого.
Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15
Лабораторная работа “ Изучение представителей
отряда насекомых ”.
Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука ; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I . Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.
Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.
Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.
Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо щью лупы дыхальца.
Зарисуйте майского жука.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Фронтальная
Учащиеся отвечают на вопрос:
К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев .
Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
Учащиеся отвечают на вопрос:
Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.
Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.
Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.
Анализ, сравнение, вывод.
Проблемно – поисковая деятельность учащихся.
Индивидуальная.
Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)
Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)
Фронтальная.
5.Закрепление
мин.)
Задание 1 . (Слайд №16)
Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.
Разнообразное строение ротовых органов. | Возможность использовать разнообразной пищи. |
|
4. Ориентация в окружающей среде. | Способность находить пищу, обнаруживать врагов. |
|
5. Размеры тела. | Небольшие размеры. | |
6. Способ дыхания. | Потребление для дыхания атмосферного кислорода. |
|
Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки. | Наличие более сложных рефлексов. |
Задание 2. (Слайд №17)
Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.
Фронтальная.
Работа с таблицей.
Ответы учеников:
разделение тела на голову, грудь и брюшко;
наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,
наличие ротового аппарата различного типа,
наличие крыльев, трех пар конечностей,
наличие трахейной системы.
наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.
6.Рефлексия
(1 мин.)
Подведение итогов урока:
Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?
Ребята, мы выполнили задачу урока?
Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
(методика цветопись Лутошкина):
Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.
Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,
каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)
Фронтальная.
Анализ и оценка деятельности на уроке.
Индивидуальная.
7.Домашнее задание
(1 мин.)
Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.
Вот и всё. Благодарю вас за работу.
До свидания!
Индивидуальная.
Список используемой литературы.
И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»
Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.
Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» – М.: Дрофа, 2013г
Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.
Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.
Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое и поурочное планирование.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.
Параметры ТП:
· Номер блока/урока
· Количество часов, отведенное на блок/урок
· Тема/учебная ситуация
· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение
· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика
· Социокультурный аспект (выделить отдельно)
· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ
· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)
Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.
· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.
· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.
Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:
· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;
· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.