Подвес крыши. Подшивка кровли: глаза боятся, а руки делают. Подшивка свесов крыши с помощью софитов

Карниз, или карнизный свес, — это край ската крыши, выдвинутый за пределы боковой стены дома. Подшивка карниза представляет собой заключительный этап монтажа кровельного покрытия, который необходим не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада от осадков, но также для придания крыше и всему строению в целом эстетичного, завершённого вида. Поскольку карниз, по сути, образуют выступающие за пределы фасада стропила, в зависимости от расположения этих стропил карнизы принято подразделять на фронтальные и боковые.

Фронтальный карнизный свес призван защищать фасад здания и представляет собой боковые края скатов кровли. Для обыкновенной двухскатной крыши устройство фронтального карнизного свеса заключается в выпуске за пределы фасада несущих перекладин; нередко фронтальный свес образуется досками обрешётки, которые укладывают под кровельный материал на пароизоляцию. На обрешётку прикрепляется карнизная доска, которую затем обшивают профнастилом.

Боковой карнизный свес имеется у каждой наклонной кровли и образуется стропилами, которые выходят за пределы дома. В большинстве зданий длина такого выступа составляет 60-70 см, хотя иногда можно увидеть и более узкий карниз. Несоблюдение норм по длине карниза чревато произведением дополнительных мероприятий по защите стены от дождя при сильном ветре, например, с помощью наращивания длины стропил за счёт кобылок (отрезков деревянной доски меньшего, по сравнению со стропильной доской, сечения). Стропила, выходящие за пределы фасада, скрепляются досками, которые впоследствии закрываются облицовкой.

Подробней об устройстве карниза рассказывается в этом видео:

Для чего нужен карниз?

Главная задача любого карнизного свеса - защита здания от влаги, например, от воды, которая стекает по крыше при дожде или таянии снега. Благодаря карнизам, вся вода, которая попадает на крышу дома, стекает по её скатам и направляется в водосточный желоб либо на отмостку здания. Логично, что чем дальше вода отводится от стены дома, тем меньше будет её намокание даже в случае сильного ветра.

Защищая крышу от атмосферных воздействий, карниз, вместе с тем, не должен создавать помех естественной вентиляции подкровельного пространства, что важно как для жилых мансардных этажей, так и для холодных крыш. Поднимающийся от земли тёплый воздух должен свободно проходить через карниз и, перемещаясь между пароизоляцией и кровельным материалом, выходить наружу через конёк крыши. Таким образом, при монтаже и подшивке карниза категорически запрещено применение всевозможных герметиков и монтажных пен, которые способствуют образованию конденсата и приводят, тем самым, к намоканию кровельного утеплителя.

Расчёт длины и ширины карниза

Надёжность защиты стен дома от осадков и влаги зависит от того, насколько правильно были рассчитаны длина и ширина карниза - в случае бокового и фронтального свесов, соответственно. Для боковых карнизных свесов в большинстве случаев бывает достаточно 50-60 см, в то время как для фронтальных свесов ширина карниза вполне может быть увеличена до 1 метра. В случае устройства кровли дома из профнастила, действует следующее правило: чем больше высота профиля листа, тем длиннее необходимо делать карнизный свес — это необходимо для того, чтобы влага не попадала под кровельный материал.

Крепёж для карниза

Для обшивки карниза металлопрофилем понадобится три разновидности крепежа:

  • Шурупы по дереву длиной 100 мм
  • Заклёпки 12x4
  • Оцинкованные шурупы длиной 50 мм

Максимальное расстояние между оцинкованными шурупами для крепления профнастила к деревянному основанию составляет 40 см. Исходя из этого и зная длину боковой стороны дома, легко рассчитать требуемое количество крепежа для подшивки профнастила к боковому карнизному свесу. Количество шурупов по дереву для крепления основания рассчитывается исходя из количества стропил - по три шурупа на одну стропилу.

Необходимые инструменты

Для подшивки карниза крыши профнастилом вам потребуются следующие инструменты:

  • Строительный уровень для выравнивания деревянного основания под крепление профнастила
  • Шуруповёрт - основной инструмент для крепления доски основания к стропильным балкам и крепления профнастила к основанию
  • Ножницы по металлу для резки профиля
  • Заклёпочник для крепления пластиковых доборных профилей к профнастилу

Монтаж карниза для кровли: инструкция

Первый этап обшивки карниза профлистом - подготовка основания для крепления металлического профиля. В качестве такого основания используется доска сечением 100x30 мм, которая крепится к нижней части балок стропил вдоль стены и выравнивается с помощью уровня и натянутого шнура. Если в каких-то местах доска прилегает к стропильной балке неровно, поверхность балки можно слегка подровнять стамеской, а если, наоборот, между доской и балкой присутствуют зазоры, их можно заполнить обрезками фанеры или тонкой дощечкой. Убедившись в ровности прилегания доски-основания, приступают к её жёсткому креплению с помощи шурупов по дереву и шуруповёрта.

Если угол наклона крыши дома большой, профнастил можно крепить только в горизонтальной плоскости, и тогда он будет соприкасаться со скатом кровли. Однако более надёжный вариант конструкции - обшивка карниза профнастилом в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. Таким образом, кроме горизонтальной доски основания, необходимо перпендикулярно ей с помощью всё тех же шурупов закрепить ещё одну, вертикальную доску.

После монтажа двух досок основания можно переходить к непосредственной обшивке этих оснований профнастилом. Но перед этим для защиты краёв заранее нарезанного на полосы профлиста от коррозии к нему необходимо прикрепить пластиковый конечный профиль формы L (L -ку). Это происходит следующим образом: L-ка надевается на край полоски профнастила, далее в ней и профиле сверлятся отверстия диаметром 4 мм, и L-ка крепится к профилю заклёпками. Чтобы пластиковый конечный профиль лежал ровно на всех полосах профлиста, перед креплением его к каждой следующей заготовке профили необходимо состыковать.

Обшивку карниза профнастилом начинают с боковой (вертикальной ) стороны. Для этого в профнастиле предварительно сверлят отверстия под крепёж, а затем крепят профлист к доске оцинкованными шурупами (использование именно оцинкованного крепежа предпочтительней по причине его устойчивости к коррозии). Важно, чтобы все точки крепления листа располагались в «ложбинке » профиля, и лучше, если креплению будет подвергаться каждая вторая «ложбинка ».

Закончив с обшивкой вертикальной доски карниза, приступают к монтажу горизонтальной части обшивки. Вертикальные и горизонтальные полосы профлиста соединяют между собой декоративным металлическим уголком, при этом, прежде чем крепить уголок, через каждые 60-80 см под волны вертикальной полосы металлопрофиля подкладывают небольшие куски дерева или фанеры, чтобы обеспечить будущий крепёж кронштейнов для сливного жёлоба. Как и L-ка, уголок крепится заклёпками в предварительно просверленные отверстия в боковом и нижнем профилях.

Если необходимо состыковать карнизы на углах здания, нижний металлопрофиль подрезается на угол в 45 градусов, и линия стыка закрывается пластиковым соединяющим доборным элементом (H -кой). Торцы карнизов также закрываются куском металлопрофиля.

Процесс подшивки металлопрофиля на карниз продемонстрирован в следующем видео:

  • При устройстве кровли застройщиков в первую очередь волнуют две вещи: ее эстетичность и надежная защита стропильной системы. Следует отметить, что оба эти вопроса имеют одно и то же решение – крышу необходимо аккуратно отделать.

    Последним этапом установки несущей конструкции и обустройства кровли является подшивка карниза крыши. Варианты довольно разнообразны. Хотя это и завершающий штрих, однако, от него во многом зависит общее впечатление от дома. Поэтому так важно тщательно подобрать материал для подшивки свесов крыши. Далее более подробно разберем основные технологии и тонкости работ или, как говорят, устройства коробки.

    Особенности устройства свесов

    Одной из наиболее важных функций кровли является защитная, она должна защищать внутреннюю часть здания от осадков. Однако, в защите от ветра и влаги, несомненно, нуждаются и стены. Поэтому необходимы свесы, выступающие за пределы стен:

    • карнизные (боковые) – на 0,5 –0,6 м;
    • фронтальные –до 1 м/

    Точную величину выноса определяют расчетным путем с учетом высоты дома и ширины отмостки фундамента.

    Конструкция коробки важна еще тем, что в нее включены элементы, необходимые для вентиляции подкровельного пространства, также к ней крепят водосток.

    Подготовка к отделке карнизов занимает промежуточное положение между установкой стропильной системы и устройством обрешетки под покрытие кровли. В частности, нижние концы торчащих стропильных ног отпиливают, расположив их по линии, проходящей строго параллельно стене здания, на которой проводятся работы.

    Непосредственно подшивку карниза крыши профлистом, сайдингом или другим материалом выполняют обычно по завершении установки кровельной системы, а также завершив наружное утепление, гидроизоляцию и облицовку.

    Перед подшивкой кровельных карнизов необходимо утеплить стены здания снаружи. Такая необходимость нужна для того, чтобы утепление произошло всей стены, а если вначале сделаете подшивание, то верхняя часть останется не утепленной.

    Варианты конструкции коробки

    Выбор способа обшивки карнизов диктуют конкретные условия, однако, если свести воедино общие положения для большинства кровельных конструкций можно выделить два основных:

    • по стропилам. Этот вариант приемлем для конструкций с небольшим углом наклона, поскольку в этом случае уклоны скатов и обшивки должны совпадать. Суть этого метода в том, что отделочный материал набивается сразу на торцы стропил в направлении, параллельном стене или под 90⁰ к плоскости стропил. Вот почему нижний срез стропил должен быть идеально выровнен.

    Установку выполняют в несколько простых шагов:

    • укладывают первую и последнюю планки отделки;
    • от одной кромки к другой натягивают разметочную нить, которая служит ориентиром для монтажа остальных заготовок;
    • при оформлении сопряжений скатов, детали отделки крепят к угловому стропилу с двух сторон.

    • Второй способ используют для более крутых скатов. К примеру, подшивка свесов преимущественно выполняется по этой технологии.
    • Стропила обрезаются в этом случае как по вертикали, так и по горизонтали и набивают по их низу лобовую доску.
    • Еще один брус устанавливают на стене. Он должен быть выше лобового примерно на 1 см, чтобы исключить поступление воды в конструкцию.
    • От мест сопряжения скатов до углов здания прибиваются доски и усиливают их брусками, набитыми под прямым углом к стене.
    • Для свесов, больших 0,45 м посередине устанавливают дополнительный продольный брус.

    Полученная конструкция – достаточно надежная, причем ее устойчивость совершенно не зависит от прочности стены. Она не только облегчает монтаж, но и позволяет существенно сэкономить на материале.

    фото: подшивка карниза крыши софитами

    Один из простейших универсальных способов, который подходит для любого типа кровли является использование для отделки свесов софитов.

    Посмотрите, насколько просто осуществляется подшивка в видео.

    Вариантов подшивки фронтального свеса крыши – три. Основой для обшивки может служить:

    • обрешетка;
    • стропильная нога;
    • направляющие.

    К примеру, подшивку фронтонного свеса крыши на обрешетку выполняют так: вдоль фронтонов на нее крепят брусья или доски, на которые набивают отделку.

    Следует отметить, что фронтонный и боковой свесы можно обшивать различными способами.

    Выбор материала для обшивки

    Вагонка и другие деревянные виды

    Современный рынок предлагает застройщикам много различных вариантов для обшивки карнизов, каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. Немаловажным фактором считается внешний вид и эксплуатационный срок.

    При отделке крыши деревянного дома целесообразным будет использовать натуральное дерево. В основном используются три варианта:

    • обрезная доска;
    • вагонкой;
    • планкеном – обструганной с четырех сторон доской с округленной или скошенной боковой стороной.

    Конструкция из обрезной доски неустойчива к к атмосферным осадкам, ветру и другим аналогичным природным воздействиям, поэтому

    • перед установкой отделочный материал нужно тщательно обработать ;
    • во избежание деформации, в частности, скручивания необходимо обеспечить максимально надежное крепление. Для этого, как правило, для каждой точки крепления используют два шурупа по обеим сторонам, а для широких досок – еще один по центру;
    • чтобы избежать двойных стыков по длине в обшивке из досок их нужно стыковать в шахматном порядке. Исключением являются углы, в которых доски отпиливают под необходимым углом, как правило, в 45⁰;
    • подшивая свес, доски укладывают с зазором в 1,0–1,5 см для вентиляции.

    Вагонка поставляется на рынок уже обработанной. Для свеса лучше использовать влагостойкий материал, предназначенный для наружного использования. Он не должен быть очень тонким, порядка 20 мм. Перед установкой вагонку рекомендуется дополнительно продержать снаружи примерно месяц.

    На заметку

    Цена обшивки карниза крыши из вагонки значительно выше, чем стоимость отделки аналогичными панелями, но из полимеров.

    Подшивка свесов планкеном напоминает деревянную вагонку, однако, несомненно, при этом есть довольно важные отличия:

    • планкен, в отличие от вагонки, устанавливают с небольшим зазором;
    • он абсолютно влагоустойчив, поэтому служит дольше;
    • при повреждениях доски, можно заменить только ее, а не как в в случае вагонки полностью разбирать конструкцию.

    Сайдинг

    Одним из наиболее доступных вариантов обшивки является ПВХ сайдинг. Его устанавливают перпендикулярно к стене, фиксируя в нескольких точках (2–4 в зависимости от ширины свеса). В монтажный комплект должны входить П-образные полосы, которыми отделывают края, уголки для крепления стыков планок и вентиляционные решетки.

    Внимание!

    Укладывать ПВХ панели параллельно стене не рекомендуется, поскольку они значительно уступают планкам из дерева по жесткости и могут прогнуться. Не спасет даже большое количество креплений.

    Получить более долговечную обшивку можно, если обшивать карнизы металлическим сайдингом. Он не настолько прост при монтаже, как пластиковый, зато намного прочнее и служит значительно дольше. Широкая цветовая гамма позволяет подобрать отделку в соответствии с дизайном кровли.

    Единственный его недостатком, пожалуй, является бич всех металлических изделий коррозия. Со временем на металлических панелях могут появиться ржавые пятна.

    Используем профлист

    Полимерное покрытие материала надежно защищает основу из оцинкованной стали от влаги, значительно уменьшая вероятность коррозии. В его ассортименте, как и у сайдинга, представлены образцы самых разных расцветок, поэтому всегда есть возможность обшить карниз в тон кровли.

    Профлисты отличаются устойчивостью к воздействию больших механических нагрузок и резким температурным колебаниям. Достаточная степень жесткости и прочности делают его устойчивым к порывам сильного ветра.

    Монтаж обшивки довольно прост, если знать, как резать металл.

    • Обустройство свеса начинают с установки коробки: параллельно на уровне свеса крепят два бруска – один на стену, другой – вдоль стропил;
    • Нарезают полоски профлистов и крепят их к брускам, используя саморезы.
    • Стыки декорируют специальными угловыми планками, внешними и внутренними.
    • Профлисты – достаточно тяжелые, поэтому перед началом монтажных работ непременно нужно убедиться, достаточно ли прочным получился каркас. В случае необходимости его по возможности усиливают.

    Как видите, профнастил – один из самых дорогих материалов, которые используются при подшивке свесов. Это обосновано, ведь процесс и технология производства значительно сложнее, соответственно, намного лучше и их эксплуатационные характеристики.

    На заметку

    Стоимость работ подшивки свесов колеблется в среднем в пределах 350 –400 руб./кв. м. независимо от используемого отделочного материала.

    Обшивать кровельные свесы вполне можно и самостоятельно. Посмотрите, как выполняются работы своими руками видео.

При обустройстве скатной кровли любого загородного дома отдельного внимания заслуживает организация подкровельного пространства, одним из этапов которой является подшивка свесов крыши. Для выполнения этих работ наиболее подходящими являются жесткие влагоустойчивые отделочные материалы, поэтому чаще всего в таких случаях используется отделка карниза крыши профнастилом, деревом или специальными панелями.

На первый взгляд эта работа может показаться малозначимой, однако от того насколько грамотно и качественно она будет выполнена во многом зависит долговечность несущей конструкции кровли.

Самостоятельная зашивка свесов крыши

В этой статье будет идти речь о том, чем отделать карниз крыши, какие для этого лучше использовать материалы и какие применить строительные технологии.

Также читателю будет предложена пошаговая инструкция, в которой будет описано, как отделать карниз крыши и в каких случаях предпочтительнее использовать те или иные строительные материалы.

Для чего нужна зашивка карниза крыши

Несущими элементами любой скатной крыши являются стропила, которые изготавливаются чаще всего из деревянного бревна или бруса большого сечения. Своим верхним концом стропила обоих скатов соединяются между собой под углом, образуя конек крыши. В то же время нижними концами они опираются на несущие стены, немного выступая за их габариты, в результате чего образуется свес крыши .

При монтаже кровли на стропила укладывается деревянная обрешетка, сверху которой крепится кровельный материал, а для того чтобы закрыть боковые свесы, или так называемые карнизы крыши спереди и снизу используется специальные отделочные материалы.

Основные функции отделки свесов крыши заключаются в следующем:

  • Визуальное разграничение стен и крыши придает готовому зданию законченный внешний вид.
  • Свободная циркуляция воздуха в подкровельном пространстве создает нормальный микроклимат и препятствует образованию конденсата.
  • Защита от атмосферных осадков обеспечивает долговечность конструкции и сохраняет теплоизоляционные свойства кровли.
  • Сплошная зашивка поверхности защищает чердак и подкровельное пространство от проникновения птиц, грызунов и вредных насекомых.

Совет!
Особое внимание отделке свесов кровли следует уделить в тех случаях, когда под крышей имеется отапливаемая мансарда или утепленное чердачное помещение.

Подшивка доской вагонкой

Она имеет подходящие размеры, хорошо стыкуется между собой, скрывая видимый крепеж, а большое количество стыков между ними будет обеспечивать дополнительную вентиляцию.

Однако учитывая то, что вагонка изготовлена из натурального дерева ее цена существенно выше стоимости аналогичных панелей из полимерных материалов.

  1. Все стопила нужно обрезать по длине параллельно стене дома таким образом, чтобы на каждой стороне дома их торцы образовывали одну ровную линию. При этом важно везде сохранить одинаковое расстояние от стены дома до торца стропила.
  2. По высоте зашиваемого свеса вырезать ветровую (фронтальную) панель из доски и укрепить ее к торцам стропил по всей длине карнизов крыши.

  1. К внутренней стороне фронтальной панели закрепить направляющий брусок сечением 30х30 мм сместив его кверху относительно ее нижнего торца на расстояние немного большее, чем толщина вагонки.
  2. Параллельно ему закрепить такой же направляющий брусок к стене дома на одинаковом расстоянии от земли.
  3. Пространство между фронтальной стеной и домом закрыть отрезками вагонки. Крепление выполнять при помощи финишных гвоздиков или маленьких саморезов, закручивая их в направляющие бруски.

Совет!
Все деревянные элементы, которые устанавливаются снаружи здания, будут подвержены воздействию повышенной влажности, а в некоторых случаях прямому попаданию воды, поэтому перед установкой их необходимо тщательно обработать антисептическим составом.

Отделка карниза специальными панелями

В настоящее время существуют отделочные материалы, так называемые софиты, которые разработаны для зашивки карнизных и фронтонных свесов крыши. Они представляют собой набор специальных профилей и панелей для подшивки изготовленных из оцинкованного металла или пластика. Они могут быть окрашены в разные цвета и, как правило, имеют заводскую перфорацию для свободной циркуляции воздуха.

Финишная отделка карнизов крыши софитом из металла или пластика выполняется по следующей схеме:

  1. По внешнему нижнему краю стропил закрепить деревянные направляющие бруски сечением 30х30 мм по всей длине карниза.
  2. Параллельно им на одинаковом расстоянии от земли закрепить такие же бруски к стене дома.
  3. Со стороны дома прикрепить к бруску J-образный профиль, который будет служить в качестве паза для одной стороны панели.
  4. Панели по одной нарезать в соответствии с размером вылета бокового свеса крыши, замеряя последовательно каждый участок.
  5. Один край завести в паз J-образного профиля, а второй закрепить при помощи оцинкованных саморезов к горизонтальному брусу на внешнем краю стропил.
  6. После установки всех панелей лицевой торец карниза закрыть L-образным профилем из комплекта, который в свою очередь будет выступать в качестве фронтальной планки.

Зашивку свеса кровли при помощи софитов можно считать универсальным и долговечным способом отделки карнизов для зданий построенных практически из любых материалов. Однако следует иметь в виду что, несмотря на оцинкованное покрытие, металл со временем все же подвержен коррозии, поэтому более предпочтительно из полимерных материалов.

Совет!
Подшивку свесов кровли независимо от используемых материалов нужно выполнять после того как будут закончены работы по наружному утеплению и финишной отделке всего дома.

Заключение

Как видно из данной статьи, грамотная отделка свесов крыши имеет большое значение для конструкции кровли и всего здания в целом, поэтому ее обустройству необходимо уделить особое внимание.

С дополнительной информацией по этому вопросу можно ознакомиться, посмотрев видео в этой статье.

Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.

Что это такое?

Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью

Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

  • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
  • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.

Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.

Виды конструкции

Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.

Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.

Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.

Прямо по стропилам

Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

Технология заключается в следующем:

  • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
  • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.

При желании и наличии определенного опыта можно расположить обрешетку перпендикулярно стропилам, а не вдоль них. Однако здесь важно следить за выполнением условия параллельности стене. Обшивку можно чуть направить от стены, чтобы больше обезопасить стены, однако именно параллельное расположение является эталонным.

Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости : если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

Горизонтальная

Горизонтальную подшивку выбирают в случаях, когда крыша имеет крутые скаты. Именно в этих ситуациях подшив смотрится гармонично и эффектно. По большому счету, горизонтальная подшивка представляет собой коробку, которая прибивается по карнизу. В дальнейшем ее специальным образом окаймляют досками. Это делается во избежание попадания влаги внутрь короба.

Если свес в ширину больше, чем 45 см, то его необходимо дополнительно укреплять. Для этого используются дополнительные балки, укладывающиеся посередине короба. Так нижняя часть подшивки прибивается и к этому бруску тоже, поэтому нагрузка на сами свесы и специально сооруженную обрешетку значительно снижается. Есть здесь и второй момент: такое крепление необходимо, если дом располагается в ветреном районе. Слишком широкий подбой может просто снести ветром.

Одним из промежуточных этапов работ является установка перпендикулярных брусьев. Их набивают перпендикулярно стене. Это делается для большего укрепления свеса, снижения нагрузки, чтобы снеговое и ветровое воздействие не сказывалось негативным образом на форме карнизных краев, а вся нагрузка перераспределялась на поперечные балки.

Приведенные способы подшивки свесов подходят для карнизов. Что касается фронтонов, то для них допустимо использовать только один из методов, особенности которого описаны ниже. Это связано и с необычной формой фронтонных свесов, и с особенностями нагрузки, которая на них ложится. Если карнизы при боковом ветре практически не подвергаются воздействию, то фронтоны в зависимости от угла их наклона могут значительно страдать от этого.

С учетом всех особенностей и был разработан способ подшивки по обрешетке для фронтонов.

По обрешетке

Интересной особенностью обшивки фронтонного свеса по обрешетке является то, что способ остается неизменным вне зависимости от того, как именно подшивали карнизные свесы. Брус непосредственно крепится к обрешетке, составляя каркас для последующей обшивки. В дальнейшем обшивочные доски прикрепляются непосредственно к этим идущим вдоль всего фронтона брусьям.

Большое влияние на технологию подшивки оказывает то, какая именно конструкция у фронтона. Он может располагаться практически вровень со стеной (когда свесов практически не предусмотрено) или может сильно выдаваться. В первом случае подшивку делают еще и для того, чтобы вода не попадала под нее, ведь вероятность такого исхода здесь намного выше. Во втором случае вся подшивка делается снизу, там же закрепляется водоотводящий желоб.

Стоит иметь в виду, что в некоторых случаях все же стоит оставить карниз или фронтон не подшитым. Безусловно, это не касается случаев, когда свес практически отсутствует или укороченный.

В редких случаях подшивают карниз и оставляют без подшива фронтон и наоборот, но это скорее исключение, поскольку подобное сочетание не только часто выглядит непрезентабельно, но и не самое удобное в эксплуатации. Чаще всего можно встретить случаи, когда подшивка и карниза, и фронтона выполнена одинаковым способом или они оба оставлены без нее.

Таким образом, каждый из способов подшивки можно использовать при подшивании свесов своими руками. Это не вызовет затруднений, в особенности если у человека, затевающего строительство, есть соответствующий опыт.

Чем подшивать?

Большее влияние на общий вид здания оказывает не только то, как именно выполнена подшивка свесов крыши, но и материал, выбранный для этого. Для подшивов можно использовать различное сырье, начиная от всем известного дерева и заканчивая специально разработанными для этих целей софитами.

Есть несколько критериев, на которые нужно опираться при выборе:

  • Важное влияние оказывает эстетическая составляющая. Материал должен согласоваться с общим видом здания и окружающим ландшафтом. Например, подшивать свесы односкатной кровли дома в стиле хай-тек резными деревянными панелями по меньшей мере странно.
  • Еще один решающий фактор – срок службы материала. Помните, что на свесы и на обшивку в частности оказывается куда большее негативное влияние, чем на кровлю в целом, поэтому материал должен быть прочным и долговечным. Идеальным считается выбор такого варианта, который имеет эксплуатационный срок приблизительно равный сроку службы самой крыши.
  • Простота монтажа тоже много значит. Многие решаются подшивать свесы в одиночку, так что материал не должен быть слишком тяжелым, хрупким или еще каким-либо образом осложнять дальнейшие работы.

Среди всего многообразия материалов, используемых для подшивки свесов, лишь некоторые обладают всеми вышеперечисленными качествами. Некоторые из них более традиционные и известны еще с советских времен, другие же появились совсем недавно.

Тем не менее, каждый из таких вариантов заслуживает внимания, так как именно их профессиональные строители рекомендуют взять на заметку.

Доска

Натуральная древесина и по сей день остается лидером среди материалов, выбираемых для подшивки. Это связано с общеизвестной технологией работы с деревом, относительной дешевизной и отсутствием необходимости приобретать дополнительные инструменты. Распилить доску, придав ей нужные вид и форму, можно обыкновенной ножовкой, а для закрепления использовать саморезы.

Еще одним достоинством является то, что дерево «дышит», создавая наиболее благоприятный микроклимат под крышей. Правильно обустроенные вентиляционные отверстия вкупе с этой особенностью дают превосходный результат: подкровельное пространство не отсыревает, не преет, излишняя влага там не накапливается. В результате все слои кровельного «пирога» служат долго и оптимально справляются со своими функциями.

При монтаже доски стоит учитывать несколько факторов.

Однако не только доска является «представителем» древесины. Сюда же можно отнести еще две разновидности, широко использующиеся в подшивочных работах: вагонку и фанеру.

Вагонка

Во многом по своим качествам вагонка схожа с доской, однако есть одно немаловажное отличие. Планки вагонки отличаются тем, что они очень хорошо обработаны. Также, как правило, это узкие доски, в то время как струганная доска может быть какой угодно ширины.

При покупке вагонки есть некоторые нюансы, на которые профессионалы особенно обращают внимание. Так, для подшивки свесов подойдет далеко не любое сырье. Вагонка не должна быть слишком толстой, но и чрезвычайно тонкая – плохое решение. Оптимально, если толщина составляет 2-5 мм. Играет роль и влажность. Чрезвычайно сухие, пересушенные доски быстро растрескаются, а слишком влажные – разбухнут.

Для подшивки принято выбирать специально предназначенную для этих целей влагостойкую вагонку, которая обработана составом, препятствующим задерживанию на ней влаги.

Можно сделать подобное покрытие и самостоятельно, используя обыкновенный лак для дерева. Выносить на открытый воздух планки можно только после того, как они полностью просушены, иначе велик риск, что лак высохнет неравномерно и в результате вспучится. Перед монтажом необходимо около месяца подержать вагонку под открытым небом, чтобы материал адаптировался к окружающим условиям и не покоробился со временем.

Вагонка – лучший выбор, если нет желания возиться с обработкой, как в случае с досками. Стоит иметь в виду, что вагонка несколько дороже, чем струганная или обрезная доска. Ее цена составляет около 6 долларов за квадратный метр против 2,5 долларов (цена квадратного метра доски).

Фанера

Как и в случае с предыдущими двумя вариантами, при выборе фанеры необходимо уделять особое внимание влагостойкости. К сожалению, самостоятельно наделить фанерные листы этим качеством не получится. Нужно изначально покупать фанеру с влагоотталкивающими свойствами.

Сами по себе плиты влагостойкой фанеры жесткие и практически не поддаются деформациям, поэтому производить их монтаж можно цельным полотном. Плиты крепятся к специально построенному каркасу из брусьев.

Вентиляция должна быть предусмотрена заранее, так как сделать из фанеры ее не выйдет. Обязательно нужно приобретать специальные вентиляционные решетки.

Для многих большие вопросы вызывает внешний вид такой подшивки. Без окрашивания или иной обработки фанерные плиты выглядят не очень привлекательно, поэтому не каждый решиться делать такие подшивы. Однако все искупает долговечность и крепость сооружения. В тому же фанера легкая относительно вагонки и досок, что тоже говорит в ее пользу.

Таким образом, среди деревянных изделий есть из чего выбирать. Многих подкупает их экологичность, других – внешний вид, третьих – доступная стоимость. Ряд качеств присущи только дереву, другие можно встретить и у альтернативных материалов, таких как пластик или металл. В любом случае, не стоит зацикливаться на чем-то одном. Перед тем как сделать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, рекомендуется подробно ознакомиться со всеми имеющимися материалами. Только после этого можно принимать решение, которое будет обоснованным и взвешенным.

ПВХ-сайдинг

Сайдинг из поливинлхлорида изначально не был предназначен для подшивки свесов, однако некоторые предприимчивые мастера приспособили его для этого. Для того чтобы сделать подшивы из сайдинга, потребуется целый комплект деталей:

  • П-образные полосы для отделки краев;
  • «уголки» для отделки стыков;
  • вентиляционные решетки.

Предварительно стоит учесть, что профессионалы не рекомендуют использовать сайдинг при отделке фронтонных свесов, так как его жесткости не будет достаточно, чтобы выдержать все воздействия. Так, ПВХ-сайдинг подходит преимущественно для отделки карнизов.

Большую роль играет количество креплений, приходящихся на каждую планку. Минимально их может быть два, но часто количество доходит и до четырех. Это обусловлено шириной свеса: чем она больше, тем чаще устанавливаются крепления.

Многие отдают предпочтение ПВХ-сайдингу из-за большого выбора расцветок, а также демократичной цены, которая в среднем составляет 4 доллара за квадратный метр.

Серьезным недостатком является неустойчивость к ультрафиолету: уже спустя три года после начала эксплуатации сайдинг теряет значительную долю насыщенности. Выгорает он неравномерно. В первую очередь страдают те части, которые находятся непосредственно на открытых участках, детали же, расположенные в тени, могут полностью сохранить свой первоначальный цвет. Из-за этого со временем подшивка может стать пятнистой и малопривлекательной. Однако на самом сроке службы такие метаморфозы не сказываются.

Профлист

Обшивка профнастилом выполняется легко. В основном это связано с тем, что материал легко режется и из него можно без труда можно «выкроить» какой угодно «лоскут» для подшивки.

Профлист – стальной рефленый лист, обработанный специальным образом, чтобы на нем не появлялась коррозия. Материал отличается высокой надежностью, стойкостью, прочностью, а также имеет и некоторые другие достоинства , в числе которых – огромный выбор цветовых решений. Можно подобрать профнастил практически любого цвета. Наибольшей популярностью пользуются темно-коричневый, белый, темно-зеленый. Такой выбор расцветок позволяет сделать подшивку, идеально совпадающую с кровлей или стенами.

При работе с профнастилом не нужны какие-то специальные инструменты.

Достаточно будет тех, которые имеются у каждого дома или их можно без труда одолжить у друга или соседа. Распиливать профлист нужно циркулярной пилой по металлу, а закреплять – обыкновенными саморезами, предварительно просверлив дрелью отверстия.

Интересной находкой стали «уголки» из профлиста, позволяющие наилучшим образом закрыть ненужные щели и зазоры. При этом необходимое пространство все же остается из-за рельефности материала.

Профнастил считается лучшим материалом, когда работы по подшивке свесов предстоит проводить новичку. Именно он менее всего трудоемок в монтаже и вызывает меньше всего затруднений. К тому же цена данного материала тоже демократичная, что не может не радовать всех желающих сэкономить.

Софиты

Софиты более всего напоминают сайдинг, однако есть одно существенное отличие. Если ПВХ сайдинг был разработан для обшивки стен, то софиты – материал, специально предназначенный для подшивки свесов. Софиты имеют множество доработок, предназначенных сделать этот материал идеально подходящим для подшивов:

  • Наличие специальных вентиляционных отверстий. Некоторые планки софитов перфорированы, поэтому трудностей с доступом воздуха под кровлю не возникает.
  • Дополнительное защитное покрытие. Оно не дает ультрафиолетовому излучению воздействовать на софиты, поэтому они не выгорают даже в течение длительного нахождения под открытыми солнечными лучами.
  • Большое разнообразие материалов. Софиты делают как из металлов (медь, алюминий, сталь), так и из винила. Пластиковый вариант распространен более всего. Главным образом это обусловлено его стоимостью.
  • Легкость монтажа. Поставляются софиты комплектами, в которых есть крепежные детали, сплошные и перфорированные планки, соединители. Таким образом, процесс подшивки упрощен донельзя, а в результате получается красивый и аккуратный свес. Специализированное оборудование тоже не нужно. Сгодятся все имеющиеся в доме инструменты.

Несмотря на обилие достоинств, у материала есть один существенный недостаток. Софиты нельзя использовать для подшивания фронтонных свесов крыши. Они пригодны только для карнизов. Именно эта маленькая особенность и заставляет многих отказываться от них в пользу других, более традиционных вариантов.

Габариты по стандартам

Размеры свесов довольно четко оговорены в ГОСТ. Согласно этим нормам, а также СНиП, оптимальный размер свеса составляет 40-60 см, но практика показывает, что иногда этими правилами приходится пренебрегать.

Речь идет в первую очередь о строениях, принадлежащих определенным архитектурным стилям. Например, для альпийского шале уместно вынести свес на расстояние от полутора до трех метров, а для современного дома в стиле хай-тек – вообще отказаться от какого бы то ни было свеса.

Что касается материалов, то тут обязательных требований нет, однако есть рекомендованные размеры, удобство работы с которыми подтверждено на практике . Выбирая струганную доску, обратите внимание на образцы толщиной по меньшей мере 20 мм. Именно такие лучше всего подходят для подшивки, так как не прогибаются, не страдают от ветра, не коробятся.

Длина может быть любой, но лучше всего, если она будет равна длине самого свеса (или его ширине при поперечном закреплении). Это позволит избежать множества стыков, и подшивка получится соответственно прочнее.

Нет стандартных размеров даже для софитов, хотя они специально выпускаются для подшивки свесов. Однако каждый из крупных производителей считает своим долгом предложить иные размеры, нежели предлагается его конкурентом, поэтому у покупателей есть возможность подобрать именно то, что нужно им. Так, ширина панелей колеблется от 30 до 80 см, длина – от 3 до 4 м. Наиболее востребованными считаются софиты с показателями 3,6х0,3 м. Что касается алюминиевых софитов, то их толщина может быть от 0,3 до 0,6 мм. Толщина виниловых – от 1 до 1,2 мм.

Как сделать?

Существует несколько вариантов подшивки. В зависимости от того, какой из вариантов выбран, технология исполнения будет различаться:

  • Параллельно кровле. В этом случае обшивка производится сразу под стропильными ногами. Грубо говоря, материал просто набивается на стропила. Такой способ отделки подойдет, когда крыша имеет небольшой уклон (до 30 градусов).
  • С обустройством подвесных кобылок. К стропильной ноге прибиваются бруски: некоторые вплотную к стене, другие – параллельно земле. Получается, что под свесами образуются треугольники. В дальнейшем их облицовывают выбранным материалом. Такая технология наиболее распространенная.
  • К стене. Здесь брусок прибивается к стене на уровне нижнего края свеса. В дальнейшем между стропильной ногой, образующей свес, и прибитым бруском просто набивается облицовочный материал. Такой способ наиболее прост, однако не подходит для деревянных строений из-за их склонности к короблению.

Первоочередным этапом обшивки является именно сооружение такого короба, который в дальнейшем будет отделываться материалами для подшивки. Обратите внимание, насколько прочно установлены бруски. Если работа проведена недостаточно качественно, то велик риск того, что подшивка может покоробиться, а то и вовсе разрушиться в дальнейшем. Также здесь важно учесть поправку на вентиляцию, оставив специальные компенсационные зазоры.

Отделка

Как было сказано выше, отделка коробов осуществляется с помощью материалов, традиционно для этого используемых. Поскольку можно интуитивно догадаться, как именно стоит набивать доски, вагонку или профлист, имеет смысл рассмотреть отделку при помощи нового материала – софитов:

  • Приготовьте все необходимые материалы. Их комплект не зависит от того, какое сырье использовалось для изготовления самих софитов. Так, вам необходимо иметь J-профиль, J-фаску, финишный профиль и сами софиты. Для крепления потребуются саморезы с широкими шляпками.
  • Отмерьте J-профиль , отпилите лишнее. То же само проделайте с софитами. Легче всего производить резку болгаркой, но за неимением таковой можно воспользоваться обыкновенной ножовкой.
  • В профилях имеются отверстия для их крепления. Воспользуйтесь саморезами, чтобы закрепить профили на своих местах. Необходимо оставить между профилем и шляпками саморезов компенсационный зазор в 1 мм.
  • Подрежьте планки софитов так, чтобы они были на 6 мм уже, чем расстояние между пазами профилей. При монтаже в зимнее время необходимо сделать их уже на 10 мм.
  • Вставьте софиты в пазы J-профилей и зафиксируйте их. Зазоры должны быть сохранены (и между шляпкой самореза и софитом, и в 6 или 10 мм).

На этом все работы окончены. Остается лишь закрепить «уголок» по нижнему наружному краю из эстетических соображений, но этот шаг необязательный.

Профессиональные строители дают некоторые рекомендации относительно того, как произвести подшивку свесов максимально быстро, легко и с хорошим результатом:

  • Обязательно согласуйте материал, которым обшиваете свесы, с окружающей обстановкой. Обращайте внимание не только на цену сырья и простоту работы с ним, но и на его уместность.
  • Если вы не уверены в том, что проведете монтаж правильно, обратитесь к более опытному в этих делах знакомому или в специализированную фирму. Конечно, ничего сильно страшного не случится, если вы подошьете свесы крыши неправильно, однако вы потеряете время и деньги.
  • Проводите работы лучше в теплый период – с апреля по октябрь. Тогда материалы не сожмутся так сильно и вам не придется делать поправки еще и на сжатие. То же касается сильной жары: в этот период лучше воздержаться от строительных работ.
  • Обязательно заранее решите, где именно будут находиться водостоки. Не делайте вентиляцию поблизости от этого места, иначе влага может проникнуть в вентиляционные зазоры и привести к порче кровельных слоев. Оптимальным решением будет обустройство внутреннего водоотвода. Хотя он сложнее в воплощении, в процессе эксплуатации такой водоотвод намного проще.

Подшивка свесов – шаг не необходимый, но желательный. Помните о технике безопасности, приступая к работам.

Подшивка карниза крыши: чем и как обшить

Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

Особенности подшивки

Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

  • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
  • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
  • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
  • обладать эстетической привлекательностью.

В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

  • вагонка (деревянная и ПВХ);
  • софит (виниловый и алюминиевый);
  • профнастил.

Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

Каркас обшивки карниза

Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

Подшивка свесов крыши: варианты обшивки и техника выполнения

Защита крыши дома и ее привлекательный вид – вопросы, требующие тщательного рассмотрения. Одно из возможных решений – аккуратная отделка свесов, которая надежно защитит стропильные элементы от атмосферных воздействий и обеспечит эстетичность крыши.

Карнизным свесом крыши дома обычно называют ее нижнюю часть, выступающую за границы стен. Он призван защищать стены и отмостку фундамента от намокания во время дождя.

Подшивка свесов крыши по требованиям СниП не считается обязательной операцией. Тем не менее многие специалисты рекомендуют не пренебрегать подшивкой карнизов крыши. Она позволит решить ряд важных вопросов, к примеру,

    при сильном ветре возникают восходящие потоки воздуха, которые, проникнув под свес, стремятся оторвать кровлю, а подшивка свеса крыши станет преградой на их пути и не даст косым струям дождя попасть в подкровельное пространство; подшивка свеса кровли скроет стропильные элементы, выпуски слоев кровельного пирога и покрытие кровли со стороны чердака и другое.

Отделка карнизов крыши – это завершающий этап в ее устройстве, поэтому подшив свесов кровли выполняют после

    ее устройства; утепления и отделки наружных стен; установки водостоков.

Виды свесов

    Карнизные или боковые. Это горизонтальные свесы, которые формируются нижней частью ската. Через них также проходит вентиляция пространства под кровлей. Пройдя через свес, воздух движется в сторону конька, подсушивая по пути слои кровельного пирога. Отсюда вывод, что закрывать их полностью нельзя. Но ведь и не обшивать конструкцию тоже крайне нежелательно. Значит, нужно найти разумный вариант, как подшить свесы крыши, чтобы не перекрыть доступ воздуха под кровлю, а вот птицам, насекомым или грызунам – да. Фронтонные. Они образуются наклонными краями кровельных скатов и не принимают участия в подкровельной вентиляции. Поэтому необходимость отделки карниза крыши для фронтонных свесов обусловлена другими причинами, а именно наклонной плоскостью конструкции. Она в высшей степени подвержена разрушительному воздействию влаги, которая задувается ветром. Это особенно опасно для мансардной крыши, поскольку края утеплителя оказываются незащищенными от намокания. Фронтонные карнизы обязательно должны быть полностью обшиты. Таким образом, подшивка фронтонных свесов крыши станет непроницаемой.

Как отделать кромки свеса

И на фронтонных, и карнизных свесах есть незакрытые элементы: торцы стропильных элементов и торцевая часть выпуска обрешетки, соответственно, которые необходимо отделать до того, как подшивать карниз крыши.

Выбор материала для отделки кромки карниза или ее торцевой части зависит от основного материала покрытия кровли. Довольно часто производители поставляют готовые наборы для отделки кромки вместе с кровельным материалом. Сам же процесс обшивки выполняют по одному из следующих алгоритмов.

    Все выступающие стропильные элементы или кобылки обрезают по одной прямой строго параллельно стене, то есть вертикально. Затем торцы стропильных ног соединяют обвязочной доской. На нее крепится лобовая доска кровли, размеры которой должны позволить перекрыть торцы: полностью либо частично с минимальным недобором. Именно на ней в дальнейшем будут установлены желоба водостока.

Изготавливается лобовая доска из металла или дерева. Для кровель из черепиц известных типов такая доска входит в комплект кровельного материала. Лобовую доску крепят к торцам стропильных элементов при помощи оцинкованных гвоздей или саморезов.

    Элементы обрешетки, которые выступают за ее пределы, обрезают параллельно стене на одном уровне. К ним прибивают торцевую доску и привязывают к торцу кровельного бруса. Если крепить доску стандартно только к каждому элементу обрешетки, то добиться достаточной степени жесткости не получится, поэтому рекомендуется использовать Т-образное соединение.

Для этого подшивают дополнительные элементы из досок или брусков, расположив их между лобовой доской и двумя соседними обрешетинами, начиная со второй, с шагом в один интервал, то есть выбирают каждую вторую и третью.

Варианты подшивки

В принципе подшивка свесов крыши выполняется любым удобным методом. Но при ближащем рассмотрении все их можно объединить в две техники.

Один из вариантов подшивки – непосредственно по стропильным элементам. Основным требованием при этом является расположение открытых концов стропильных ног в единой плоскости.

    Данный способ подходит для крыш с углом наклона не более 30˚, вынос свеса которых не превышает 0,4–0,5 м. Подшивочные планки набивают на основу деревянных деталей, прибитую к стропилам. Обшивать основу можно и вдоль, и поперек. Монтаж начинают с установки и крепления начальной и последней планки обшивки. Затем между ними натягивают строительную нить и, соблюдая выверенный уровень, выставляют остальные. При подшивке угла двух скатов планки должны быть закреплены к угловому стропилу с обеих сторон.

Горизонтальная подшивка свесов кровли используется на крутых скатах. Монтаж карниза крыши проходит достаточно быстро.

    Из деревянных брусьев сбивают коробку, которую крепят к прилежащей стене и основанию крыши, причем настенный брус необходимо расположить на 1 см выше, чем брус, прикрепленный к нижнему участку стропильных ног. Таким образом сохраняют наклон, необходимый для стока воды, попавшего благодаря ветру внутрь карниза. Чтобы обеспечить жесткость конструкции короба, крепление брусков шурупами дублируют дополнительным крепежем на пластины из металла и уголки. Затем приступают к его подшивке каким-нибудь удобным материалом.

Материалы

Для подшивки карниза крыши подходят различные материалы из металла, пластика или пиломатериалов.

    Самой распространенной считается подшивка свесов кровли доской толщиной в 15–20 мм. Ширина материала зависит от вылета карниза и колеблется в пределах 5–25 см. Эстетичность внешнего вида обшивки зависит от точного соблюдения постоянной ширины досок.

Несомненным преимуществом доски для подшивки свесов кровли является его способность обеспечивать качественную вентиляцию подкровельного пространства, поскольку воздух в этом случае равномерно поступает туда вдоль всего периметра крыши. Зазор между досками составляет 1–1,5 см.

    Если доски, используемые для подшивки достаточной длины, их привинчивают в нескольких точках, чтобы предотвратить возникновение деформации. Доски стыкуют, придерживаясь шахматного порядка. При этом необходимо оставить достаточное расстояние между двумя стыками. Единственным исключением являются углы вальмовых кровель, где деревянные планки при стыковке запиливают, разделив прямой угол пополам. Все элементы дважды обрабатывают антисептиками и антипиренами: перед началом монтажа и после.

    Еще один популярный материал – деревянная вагонка. Учитывая подверженность древесины ко всевозможным капризам погоды, к его качеству предъявляют особые требования:
    планки не должны иметь малую толщину; уровень влажности. Оптимальной считается естественная влажность вагонка, которую хранили на открытом воздухе не менее месяца.

Планки вагонки укладывают плотно, не оставляя зазоров между ними, как в случае доски. На готовой обшивке с шагом 150 см вырезают отверстия для вентиляции, которые накрывают решетками.

    Подшивка карнизов крыши профнастилом с покрытием из полимеров выполняют по несложному алгоритму.
    При обшивке карнизов профлистом предварительно подготавливают листы нужного размера. Их прикручивают к готовому каркасу параллельно стене. Для крепления используют специальные саморезы. Стык, образованный плоскостью стены и профлистом, закрывают, установив доборные элементы: лобовую планку и внутренний уголок. Уголок крепится к профилированному листу, а планка, соответственно, к доске. Для закрытия внешних стыков профлиста используют наружные уголки. Подшивку фронтонов крыши (фото выше) выполняют вдоль стен. Планки закрепляют на внешнюю кромку карниза и скрывают под торцевой планкой и уголками. Полосы обшивки должны быть примерно на 2 см уже ширины свеса. Таким образом, забор воздуха будет происходить за счет высоты волны профиля. При монтаже карниза крыши отделку профлистом можно сделать в цвете, выбрав подходящий из разнообразия вариантов.

    ПВХ-сайдинг – это достаточно доступный и эффективный вариант подшивки карнизов кровли. Этот материал нередко поступает в продажу в специальной комплектации. Пластиковые панели дополнены полосами П-образной формы, необходимыми при оформлении кромок, уголками, а также вентиляционными решетками. Обшивку крепят параллельно кромке.

Пластиковые планки крепят на деревянный каркас в двух-четырех точках.

    Для подшивки карнизов кровли выпускают специальные пластиковые панели – софиты. Эти панели толще, чем сайдинг, и обычно снабжены специальной перфорацией, через которую проходит вентиляция подкровельного пространства. Кроме этого в пластик для софитов добавлены УФ стабилизаторы, которые обеспечивают материалу высокую стойкость к воздействию ультрафиолета. Нарезку софитов для подшивки выполняют по длине карниза и устанавливаю под прямым углом к стене.

Посмотрите различные варианты подшивка карнизов крыши на видео


Как устроить надёжные и красивые свесы кровли

Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

Как подшить свесы крыши своими руками

Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

  1. Лист металлический оцинкованный.
  2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
  3. Доска - вагонка шпунтованная.
  4. Сайдинг виниловый.
  5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

Различают два вида свесов:

    скатный свес является продолжением ската кровли;

Скатный свес образуется за счёт продолжения кровельной конструкции за габариты дома для защиты от осадков

Фронтонный свес формируется выступами кровельного покрытия и обрешётки на торцах здания. В некоторых видах кровли его может не быть

Фотогалерея: подшивка свесов кровли

Отделка кромок свесов

Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

Оптимальный размер свесов

Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.

Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

Основные способы подшивки свесов

Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:

    Подшивка по стропилам. В таком случае материал прибивается непосредственно к стропилам с нижней стороны на расстояние укрываемой части, к торцу стропильной ноги прибивается лобовая доска. Их часто оформляют ажурной прорезной резьбой и окрашивают в контрастный по отношению к стенам цвет. При этом нужно соблюдать цветовую гамму с финишным покрытием кровли.

Материал для подшивки по стропилам должен гармонировать с кровельным покрытием

Горизонтальная подшивка часто выглядит как декоративный короб

В софитах всегда имеются решётки для вентиляции подкровельного пространства

Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

Чем подшить свес снизу

Для формирования свесов применяются различные материалы:

  1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
  2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.

При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

Подшивка карниза своими руками

Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

Подшивка по стропиле

Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:

    Выровнять концов стропил. Эту операцию нужно выполнять перед настилкой полиэтиленовой плёнки. Нужно натянуть шнур между крайними концами стропильных ног таким образом, чтобы под него попадали все оконцовки. Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу. Необходимо проверить, чтобы расстояние до стен на крайних стропилах было одинаковым.

Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу стропильной ноги

Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.

Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

Видео: как правильно торцевать стропила

Подшивка свеса по коробу

Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:

  1. Концы стропил торцуются по шнуру, как описано выше.
  2. Для формирования каркаса коробчатой формы к стропильным ногам крепятся планки из бруска 50х50 миллиметров перпендикулярно стене. Второй брусок устанавливается вертикально по стене между первым и стропилом.

Каркас под обшивку свесов формируется из бруска 50х50 мм

Подшивку свесов по коробу можно производить обрезной доской или любыми другими материалами

Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

Установка софитов

При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.

Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

Видео: монтаж софитов

Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

Подшивка карнизов крыши: Варианты по стропилам, по коробу- металлопрофилем, софитом, сайдингом +Фото и Видео

При постройке дома каждый этап является важным, будь то закладка фундамента или монтаж крыши. Подшивка карнизов крыши придает ей привлекательный внешний вид, а также служит защитой для фасада и способствует вентилированию здания. Варианты могут быть самые разнообразные от обычной деревянной вагонки до софитов.

Подшивка кровельного свеса выполняется после работ по монтажу стропильных конструкций и до обрешетки под кровельный материал.

Перед непосредственной подшивкой карниза необходимо будет проложить гидроизолирующий материал по кровле, а также рекомендуется утеплить крышу с чердачной стороны.

Защита и вентиляция

Главной задачей карниза является защита крыши от атмосферных осадков. Также он играет роль в естественной вентиляции, что является необходимым условием при строительстве любых зданий. Так скопления теплого воздуха должны выходить наружу утеплитель конька, проделывая путь с низа постройки по вентиляции карниза, через гидроизоляционные и зазоры в кровельном материале.

Здесь не используется монтажная пена и герметики. Если создать герметичность, то это будет содействовать в образовании конденсата, что в свою очередь будет служить увлажнителем кровельного утеплителя.

На заметку: Вентилируемые карнизы применяются при подшивке скатов кровли. Глухие же используются для фронтальных свесов.

Понятие кровли

Свесом называется выступающая за стены конструкции нижняя часть кровли. Свес играет защитную роль для стен и фундамента дома. Бывает по ширине от 20см до 1м.

Крыша подшивается после выполнения всех ее отделочных работ, а также после утепления и отделке всех наружных стен дома. Подшивка карниза является финальным этапом в строительстве.

Свесы можно разделить на горизонтальный или карнизный и фронтальный.

Первый вид образуется на нижнем скате кровли. Главной задачей горизонтальных, как уже говорилось ранее, является создание вентилирования. Второй считается наклонным свесом, образующий сборку около фронтона. В случае фронтальных они служат стен защитой от влажности и ветра.

Способы устройства

Подшивку карниза выполняют по завершении всех монтажных работ устройства каркаса и подгонки выходящих стропильных краев по размеру.

Выделяют несколько способов:

  1. По стропилам;
  2. Горизонтальнаяотделка по коробу.

При первом способе необходимо сделать концы стропил по одному уровню. Между первой и последней планкой натягивается нить. Все последующие элементы монтируют по этому уровню.

Второй вариант является более распространенным. Здесь стропилы обрезают с двух сторон. Снизу стропил прибивают доски, к стене крепится брус повыше на один сантиметр, чем лобовая доска для обеспечения схода влаги. Если ширина свеса свыше 450 миллиметров, то в середине крепится дополнительная доска.

Материалы

Раньше карнизы крыш обивались обычной обрезной доской. Но сегодня используются такие материалы, как деревянная доска, деревянная и пвх вагонка, софиты, пвх сайдинг, металл, а также профнастил.

Дерево является натуральным материалом, идеально подходящим для подшивания ската крыши. Рекомендуют выбирать хвойные породы древесины с шириной 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Однако, у дерева есть такой недостаток, как способность к деформированию и гниению во влажных условиях. Для предотвращения этого используют специальные пропиточные и защитные вещества.

К сведению: Дерево, как и вагонка, должно выдерживаться на улице перед монтажом.

Для вентиляции доски укладываются не плотно, а с небольшими щелями. С деревом достаточно легко работать, но необходимо иметь соответствующий инструмент и навыки.

Для подшивки деревянную вагонку следует подбирать с учетом ее эксплуатирования на открытом воздухе, т. е. древесина должна быть большой толщиной, со средней влажностью, что бы предотвратить рассыхание иискривление.

ПВХ вагонка является более недорогим и простым в устройстве материалом. Преимуществом здесь является то, что ее не нужно дополнительно обрабатывать, она уже пригодна для работы.

Рекомендуют перед непосредственной укладкой вагонку около месяца подержать на открытом воздухе. Монтаж вагонки выполняется с шириной шага в 1,5 м, между чем устанавливают решетку, т.к. здесь нет возможности выполнить зазоры из-за крепления шип в паз.

Софиты представлены в виде алюминиевых, пластиковых, медных, виниловых или оцинкованных панелей. Внешне этот материал похож на сайдинг, но его изготавливают из пластика большей толщины и снабжают перфорацией для создания вентиляционных процессов. Данный материал отличается практичностью, стойкостью к природным явлениям и разнообразием цветовой гаммы.

Данные панели режут соответственно размеру свеса и прикрепляют под углом 90 градусов к стене.

В комплектацию входят:

J-образные профили имеют пазы. Они крепятся вдоль карниза, а сами листы располагаются между ними. Обладает большим количеством преимуществ. Он не подвергается гниению, на него не влияет влажность, а также выпускается в большом ассортименте. Он придает эстетический внешний вид и монтажные работы по его устройству очень простые. Ведь существует огромное количество различных специальных приспособлений для устройства, уголков, профилей.

Профнастилом называют стальные профилированные листы. Он обладает надежностью, высокой жесткостью, капитальностью, а также стойкостью к влияниям из вне и температурным перепадам. Листы разрезают болгаркой на полосы, соответствующие свесу и крепятся вдоль стены.

Наружные уголки закрепляются на внешних стыках листов. Для вентиляции предусмотрены решетки. Профили бывают от восьми до двадцати миллиметров в высоту. Для предотвращения коррозионных процессов по краям прикрепляют пластиковые полоски.

Вывод

Подшивка карнизов является неотъемлемой частью любых кровельных конструкций. Это отличная защита для дома и придание красивого внешнего вида. Вам нужно только определиться с способом прикрепления и приобрести необходимый материал. И огромным плюсом является то, что на сегодняшний день существует большое разнообразие вариантов.



Поделиться