Мухаммад бин идрис аш шафии. Жизненный путь имама шафии

Большинство источников сходится на том, что имам Аш-Шафии родился в Газзе в Шаме (территория современной Палестины). С этим согласно и большинство историков, писавших о жизни факихов, а также составителей их биографий, согласно хронологическому порядку. Существует также мнение о том, что он родился в Аскаляне, находящемся в 9 милях от Газзы.

Мнение большинства биографов относительно его родословной свидетельствует о том, что его отец был из племени Курайшитов из рода Мутталиба . Согласно этому мнению его родословная цепь выглядит следующим образом: он Мухаммад бин Идрис бин Аббас бин Усман бин Аш-Шафии бин Саиб бин Убайд бин Абд Язид бин Хашим бин Мутталиб бин Абд Манаф . С Пророком Мухаммадом , мир ему и благословение Аллаха, его родословная пересекается на Абд Манафе.

Все источники согласны с тем, что он жил он бедно – жизнью сироты. Когда он начал изучать Коран проявились его сообразительность и сила памяти. Выучив наизусть Священный Коран, он обратился к изучению хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В изучении хадисов он был очень усерден, часто посещал уроки и слушал мухаддисов того времени, заучивая все, что слышал, наизусть. Некоторые хадисы он потом записывал на кусках обожженной глины или шкурах животных. Иногда он ходил в Диван (канцелярия) собирать бумаги, обратная сторона которых обычно пустовала. На них он потом записывал то, что его интересовало.

Некоторое время он провел в пустыне у племени Хузейль. Имам говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени Хузейль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». В изучении их поэзии Аш-Шафии достиг таких высот, что имам Асмаи , с его признанным положением в науках арабского языка, сказал: «Я исправлял стихи Хузейля у юноши из племени Курайш, которого зовут Мухаммад бин Идрис».

Получать знания имам начал у мекканских богословов и мухаддисов (знатоков хадиса) и достиг таких больших высот на этом поприще, что Муслим бин Халид аз-Занджи разрешил ему выносить фатвы, сказав ему: «Выноси фатвы, о, Абу АбдуЛлах. Поистине, пришло время тебе выносить фатвы».

Это было время, когда об имаме шла молва, и его имя получило широкое распространение благодаря его большим знаниям, особенно в науке хадиса. Увлеченность и страсть к знаниям побудила имама Аш-Шафии переселиться в Медину. Однако он не захотел отправиться в путь, не имея каких-либо знаний о Малике и его трудах, в связи с чем одолжил книгу «Муватта» имама Малика у одного человека в Мекке и прочитал ее. Некоторые предания указывают, что он выучил ее наизусть.

В Медину имам отправился с рекомендательным письмом от наместника Мекки наместнику Медины. Это переселение направило жизнь Аш-Шафии целиком к фикху. Как только увидел его, Малик, обладавший проницательностью, сказал: «О, Мухаммад, бойся Аллаха и остерегайся грехов. Поистине, Всевышний Аллах озарил твое сердце светом, так не туши его грехами, и завтра приходи ко мне на урок и приведи того, кто будет читать тебе». Аш-Шафии рассказывает дальше, что на следующий день он отправился к Малику и начал читать его книгу наизусть, хотя книга была в руках. «Всякий раз, когда я хотел прервать чтение от почтения и волнения перед Маликом, он говорил мне: «О, юноша, давай еще», пока я не закончил книгу за несколько дней».

После смерти имама Малика, да будет Аллах им доволен, Аш-Шафии почувствовал, что достиг определенного уровня в знаниях. У него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка, который покрыл бы его нужды и вывел бы его из бедности.

В это время как раз в Мекку прибыл наместник Йемена и Курайшиты – родственники имама обратились к нему с просьбой взять Аш-Шафии к нему на службу. Наместник согласился и взял Аш-Шафии собой. Об этом имам говорит: «У моей матери не было денег мне на дорогу и мне пришлось отдать дом под залог, и затем я отправился с ним. После прибытия в Йемен я занимался у наместника некоторыми делами».

Его назначили на работу в Наджране, где вскоре он установил знамя справедливости и распространил его, Он сам рассказывал об этом: «Когда я стал управлять Наджраном был там Харис бин Абд Аль Мудан и люди из Сакифа. Их обычаем было заискивание и подхалимство перед новым наместником, что они хотели проделать и со мной. Однако у них это не получилось».

Когда они не нашли ожидаемого, они обвинили Аш-Шафии в том, что он с алавитами. Тогда Ар-Рашид приказал привести к нему девятерых алявитов и Аш-Шафии вместе с ними. Источники передают, что он убил девятерых, а Аш-Шафии спасся благодаря своим сильным аргументам и свидетельства Мухаммада ибн аль-Хасана в его пользу.

В 184 году, в год испытания, Аш-Шафии, которому исполнилось 34 года, прибыл в Багдад. И быть может, Аллах испытал его таким образом, чтобы он обратился к знаниям и оставил служение Султану и управление его делами.

Ибн Хаджар сказал: Главенство фикха в Медине закончилось на Малике бин Анас, он отправился к нему, находился с ним неотлучно и получил у него знания. Главенство фикха в Ираке закончилось на . Он получил знания от его ученика Мухаммада бин аль-Хасана и перенял от него все, что тот слышал от своего учителя. Собрав фикх обеих школ, школы хадиса и школы «мнения» («раъй»), имам в дальнейшем занялся выведением основ и утверждением правил, достигнув при этом небывалых высот, заставив прислушаться к себе и противников и сторонников. После этого имам получил большую популярность, и его имя возвеличилось и распространилось повсюду.

Сторонники школы «мнения» были поражены его знаниями и способностями после их первой встречи в 184 году. Об этом ар-Рази пишет: «Благодаря Аш-Шафии прекратилось господство школы «мнения» над школой хадиса».

Вернувшись в Мекку имам занялся преподаванием и обучением. В сезон хаджа происходили его встречи с великими учеными того времени, которые посещали его занятия. В один из таких сезонов с ним встретился имам Ахмад бин Ханбаль.

Второе прибытие Аш-Шафии в Ирак состоялось в 195 году по хиджре, где он и написал свою книгу «Ар-Рисаля», в которой заложил основы науки «Усуль-уль-фикх».

В «Манакиб аш-Аш-Шафии» ар-Рази приводится: «Рассказывают, что Абдурахман бин Махди попросил у молодого Аш-Шафии составить книгу, где он упомянул бы правила вывода заключений из Корана, сунны, иджма, кияса, разъяснение отмененного и отменяющего аятов, степени общего и частного (амм ва хасс). В ответ имам написал «Рисаля» и отправил к нему. Прочитав ее, ибн Махди сказал: «Я не думаю, что Аллах создал подобного ему человека»». Затем ар-Рази говорит: «Знай, поистине имам Аш-Шафии написал «Рисаля» будучи в Багдаде, а когда отправился в Египет, переписал ее и в каждой из них много знаний».

Затем Аш-Шафии отправился в Египет. Сказал ар-Раби’ , что он слышал как Аш-Шафии говорил об этом:

Душа моя стала стремится в Египет
И пустыни разделяют меня от нее,
Всевышним клянусь, не знаю, богатство ли ожидает,
Иль слава, или к могиле своей я стремлюсь

Сказал: «Клянусь Аллахом, прошло немного времени и он получил все это» («Тарих Багдад», 2/70, «Сияр а’лям ан-нубаля», 10/77). (Смысл: В этом стихе Аш-Шафии задается вопросом о своем будущем, и что его ожидает в Египте, слава и богатство или смерть? И как мы видим, судьба ему предопределила получить в Египте и то и другое. Он получил богатства из доли близких родственников, которая полагалась представителям рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Там же постигли его слава и всеобщее признание, благодаря распространению его учения, взглядов и фикха. И в Египте его постигла смерть, и там он нашел свой покой).

Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца Раджаб 204 года по хиджре.

Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафии обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеждения, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отмененных и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жизнеописания халифов, хорошие книги».

Ахмад бин Ханбаль сказал про него: «От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается, что Всевышний Аллах посылает этой общине в начале каждого столетия человека, обновляющего религию. Умар бин Абдульазиз был в начале первого столетия, и я надеюсь, что Аш-Шафии является обновителем другого столетия».

Также имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Аш-Шафии был как солнце для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?»

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (767–820 гг. по григор.) - выдающийся богослов и мухаддис. Родился в Газе (Палестина) в 150 году по мусульманскому календарю , - в год смерти имама Абу Ханифы.

Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку на родину его предков . Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама - мечети аль-Харам. Спустя некоторое время мать устроила его в школу. Так как материальный достаток семьи был крайне мал, платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, однако события сложились по-иному: ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Посредством этого у него стремительно развивалась память, он завоевал уважение и авторитет среди сверстников, не говоря уже об учителях. Учебу для него сделали бесплатной. К семи годам Мухаммад ибн Идрис стал носителем Священного Писания - заучил Коран наизусть.

Видя, что школа не даст бо льшего, чем уже получено, он оставил ее и отправился в мечеть аль-Харам, через которую проходило множество людей, в том числе и ученых. Он начал посещать научные круги мечети и специализироваться на грамматических тонкостях арабского языка, а также наречиях разных арабских племен. Когда он многого достиг в этой области, ему посоветовали: «А не заняться ли тебе подробным изучением исламского богословия (фикх), наук, связанных с постижением Корана и Сунны?» Это пожелание находившихся рядом внимательных и доброжелательных людей стало для будущего имама судьбоносным. Все свое внимание, усилия, время, а точнее, весь остаток жизни Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и посвятил пути Всевышнего, пути наследников пророков, пути изучения и обучения .

На протяжении жизни аш-Шафи‘и побывал во всех центрах богословской мысли того времени . Был, как я уже упомянул, в Мекке , затем в Медине , Йемене , Ираке (Куфе) . В Медине аш-Шафи‘и повстречал одного из самых главных учителей своей жизни - имама Малика ибн Анаса, рядом с которым в первое посещение он пробыл около восьми месяцев. Также много путешествовал по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Затем на два года остановился в Палестине, приумножая и укрепляя свои религиозные познания .

Однажды, после многих лет странствий и учебы, когда аш-Шафи‘и находился в Палестине, прибыл караван из Медины. От людей он узнал о благополучии имама Малика и решил навестить его в радости и достатке .

Через двадцать дней Мухаммад был уже в Медине. Время его прибытия совпало со временем третьей молитвы, поэтому он сразу направился в мечеть Пророка. В мечети он увидел металлическое сиденье, вокруг которого было разложено около четырехсот тетрадей.

Через некоторое время в сопровождении большого количества людей в дверях мечети показался имам Малик ибн Анас. Приятный аромат благовония распространился по всей мечети. Подол его накидки не волочился по земле, а придерживался находившимися рядом. Он сел на стул и начал урок с вопросов. Задав первый вопрос, он не получил ответа. Аш-Шафи‘и, затерявшийся в толпе сидевших вокруг имама, прошептал на ухо своему соседу ответ. Тот ответил учителю и оказался прав. Так продолжалось некоторое время. Имам Малик, удивившись четкости и правильности ответов, спросил у отвечавшего: «Откуда у тебя такие знания?» Тот ответил: «Рядом со мною сидит юноша, который подсказывает мне». Имам Малик подозвал к себе юношу и, увидев, что это аш-Шафи‘и, обрадовался, обнял его, прижав к груди. Затем воскликнул: «Заверши урок вместо меня!»

В Медине рядом с Маликом ибн Анасом аш-Шафи‘и пробыл более четырех лет. В 179 году по мусульманскому календарю имам Малик умер. Мухаммаду тогда было 29 лет, и он на некоторое время остался один .

Вскоре Медину посетил глава Йемена. Группа курайшитов рассказала ему об очень одаренном молодом человеке. Мухаммаду ибн Идрису предложили отправиться в Йемен, в город Сан‘а’, для ведения свободной общественной деятельности на государственном посту. Аш-Шафи‘и согласился.

Своими стараниями он очень быстро заслужил признание, почитание и доверие народа, а также уважение со стороны главы области . Звезда его популярности в Йемене светила все ярче и ярче. Параллельно с этим завистников и недоброжелателей становилось все больше и больше.

Суд над имамом аш-Шафи‘и

В то время вспыхнула смута, произошло восстание против халифа. Завистники так все организовали, плетя интриги, что в отчете, отправленном инспектором халифа в Багдад, по результату оценки обстановки в области было указано, что аш-Шафи‘и, который на самом деле никакого отношения не имел к этой смуте, является чуть ли не главным зачинщиком восстания. В отчете, отправленном халифу, было написано: «Этот человек невероятно силен и опасен своим умом и красноречием. Он может сделать то, что другой не в состоянии сделать мечом и зубами. Если ты, о правитель правоверных, хочешь оставить эту область в составе своего государства, то необходимо срочно казнить всех смутьянов». Халиф вынес приговор на основании этого заключения и приказал немедленно привести его в исполнение.

Правитель Йемена не мог не подчиниться главе государства. Все участники смуты были пойманы, закованы в кандалы и отправлены в Багдад к Харуну ар-Рашиду на казнь. В их числе был и имам аш-Шафи‘и.

Арестанты прибыли к халифу в сумраке ночи. Харун ар-Рашид восседал за занавесом. Смутьяны шли вперед по одному. Каждый, кто проходил через занавешенное пространство, падал обезглавленным. Очередь имама постепенно продвигалась вперед, и он неустанно молил Всевышнего мольбой, которая и ранее часто сходила с его уст: «Аллаахумма, йа латыыф! Ас’алюкял-лутфа фии маа джарат бихиль-макаадиир» (О Господи, о Милостивый! Я прошу у тебя милости, мягкости, доброты Твоей во всем том, что (почти) необратимо! [Тебе не составит труда изменить то, что Тобою самим уже окончательно определено]).

Подошла очередь имама. В кандалах его подвели к халифу. Находившиеся рядом с предводителем подняли свои взоры на того, кто вот-вот покинет мирскую обитель. В эти мгновения аш-Шафи‘и воскликнул:

Мир тебе, о правитель правоверных, и благодать Его», опустив слова «милость Всевышнего».

Халиф ответил:

И тебе - мир, милость Всевышнего и благодать Его.

И продолжил:

За время пребывания имама в Египте большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания.

Имам аш-Шафи‘и очень любил напиток из сахарного тростника и порой шутил: «Я остался в Египте из-за любви к сахарному тростнику».

Жизнь имама была очень нелегкой, но ее сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного пути:

Пусть говорят, что там-то дождь льет жемчугом,

А там-то колодцы переполнены золотой рудой.

До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание,

А если умру, то могила для меня найдется.

Заботы мои равны (по значимости) заботам королей,

А душа во мне - душа свободного человека,

Для которого унижение равно что неверие.

Считаю, что актуальными и полезными будут и эти слова имама:

А вот от смерти - нет исцеления.

Получилось так, что годы проживания имама аш-Шафи‘и в Египте стали последними . Он заболел, силы быстро начали покидать его. В последнюю пятничную ночь месяца Раджаб 204 года после пятой молитвы душа великого ученого покинула тело.

Незадолго до смерти имам завещал, чтобы его тело после смерти было омыто правителем Египта. Наутро в пятницу родные пошли за правителем области, с которым у имама аш-Шафи‘и были близкие дружеские отношения, и пересказали предсмертное пожелание. Аль-‘Аббас ибн Муса спросил: «Остался ли имам должен кому-то?» Ему ответили: «Да». Правитель приказал подчиненным расплатиться со всеми долгами ученого и, обращаясь к родственникам, заключил: «Имам, прося омыть его тело, имел в виду именно это».

Сердце мое по милости Твоей, о Всевышний,

полно влечения к Тебе и любви,

Как скрыто, так и явно.

Как ранним утром, так и в предрассветный сумрак.

Даже когда я поворачиваюсь,

находясь в состоянии сна или дремоты,

Упоминание Тебя - меж душою моей и дыханием.

Проявил Ты милость, дав моему сердцу познание Тебя,

Понимание, что именно Ты - Единственный Творец,

обладатель бесконечных благ и святости.

У меня есть ошибки, о которых Тебе ведомо,

Однако Ты не позорил меня через действия злодеев.

Прояви по отношению ко мне

милость Свою через упоминание благочестивых,

И пусть не останется

ничего неясного и запутанного для меня в религии.

Будь со мною

на протяжении моего мирского существования и вечности,

Особенно в Судный День.

И прошу я у Тебя это через смысл, что ты низвел в «‘Абаса» .

Трудов по мусульманскому праву, хадисоведению и хадисам у великого богослова немало, среди них: «Аль-худжя», «Аль-умм», «Аль-муснад», «Ас-сунан», «Ар-рисаля» и др.

В месяц Раджаб.

Отец имама аш-Шафи‘и умер вскоре после его рождения.

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и происходил из рода курайшитов-хашимитов, то есть рода пророка Мухаммада. Их родословные пересекаются на линии общего предка ‘Абдуль-Манафа.

Некоторые говорят, что в девять лет.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто приобщает себя к новым познаниям (идет по жизненному пути, стремясь к приобретению знаний), для того Господь облегчает путь в райскую обитель. Воистину, ангелы расстилают свои крылья, показывая довольство им, уважение. За ученого человека [прошедшего не один уровень теории и практики знаний и не изменяющего выбранному пути] молится все живое на небесах и земле, даже рыбы в море! Преимущество набожного ученого (‘алим) перед просто набожным человеком (‘абид) подобно преимуществу луны пред остальными светилами (звездами) [в безоблачную ночь]. Воистину, ученые - наследники пророков. Последние не оставляли после себя золота или серебра, они завещали знания! И кто сможет приобщить себя к ним (взять знания, приобрести их), тот станет обладателем огромного богатства (великого удела)!»

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

Уже в возрасте 15 лет юному аш-Шафи‘и муфтием Мекки было официально дано право выносить богословские заключения (фетвы). То есть к пятнадцатилетнему возрасту аш-Шафи‘и охватил своим разумом и памятью бо льшую часть основ богословия и богословской мысли того времени. В последующем он стал одним из самых значительных ученых, которые развили и систематизировали основные научные направления мусульманского богословия.

Его учителями в Мекке были такие ученые, как Исма‘ил ибн Костантын, Суфьян ибн ‘Уейна, Муслим ибн Халид аз-Занджий, Са‘ид ибн Салим аль-Каддах, Дауд ибн ‘Абдурахман аль-‘Аттар, ‘Абдуль-Муджид ибн ‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Равад.

Аш-Шафи‘и постигал от них тонкости понимания и толкования Священного Писания, заучивал хадисы.

В Медине его учителями были Ибрахим ибн Са‘д аль-Ансари, ‘Абдуль-‘Азиз ибн Мухаммад ад-Даравради, ‘Абдулла ибн Нафи‘ ас-Саиг и другие.

В Медине аш-Шафи‘и больше занимался хадисами и хадисоведением.

Там его учителями были Хишам ибн Юсуф (судья области Сан‘а’), ‘Амру ибн Абу Салма, Яхья ибн Хассан и др. В Йемене Мухаммад ибн Идрис посвятил себя хадисам и фикху.

Когда имам аш-Шафи‘и услышал про Куфу, он спросил приехавших оттуда странников: «Кто у вас самый грамотный в познании Священного Писания и Сунны Пророка?» Ему ответили: «Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Юсуф, ученики имама Абу Ханифы».

Узнав об этом, аш-Шафи‘и отправился в Куфу и продолжительное время гостил у имама Мухаммада ибн Хасана. За этот период он приобрел много знаний от великого ученого и переписал от руки большое количество книг о мусульманском богословии (практическом применении Корана и Сунны), которые на тот момент были уже написаны.

С 172 по 174 год по мусульманскому календарю.

Передвижения на пути Всевышнего и посещение разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племен и народов послужили важной основой для умелого разъяснения и написания как богословских правил, так и различных способов практического применения Священного Писания и наследия пророка Мухаммада.

Когда в последний раз аш-Шафи‘и выезжал из Медины, материальное положение имама Малика было очень нелегким. Но несмотря на это, перед дорогой Малик приготовил для одаренного ученика около трех килограмм фиников, столько же ячменя, сыра и воды.

Наутро, провожая ученика, продолжающего путь познания, Малик вдруг громко воскликнул: «Где транспорт, отправляющийся в Куфу?» Аш-Шафи‘и удивленно спросил: «Нам же нечем платить?!» На что учитель ответил: «Когда мы с тобой расстались вчера вечером после пятой молитвы, ко мне домой постучался ‘Абдурахман ибн аль-Касим и попросил принять от него подарок. Я принял. Подарком оказался кошелек, в котором было сто мискалей (почти полкилограмма золота). Половину я передал своей семье, а половину отдаю тебе».

В возрасте около 30 лет аш-Шафи‘и женился. Его избранницей стала внучка третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана - Хамида, дочь Нафи‘а.

Работая, Мухаммад ибн Идрис совершенствовал и свои религиозные познания, а также изучил такую науку, как физиогномика (‘ильмуль-фираса) - искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. Она была распространена в данной местности. Имам значительно преуспел в ней.

اَللَّهُمَّ يَا لَطِيفُ أَسْأَلُكَ اللُّطْفَ فِيمَا جَرَتْ بِهِ الْمَقَادِيرُ

У Всевышнего есть несколько имен, которые при кратком переводе с арабского означают «Милостивый». Однако каждое из них имеет особые оттенки. «Ал-Латыыф» при подробном переводе можно перевести как «Милостивый, Дающий блага внимательно, мудро. Знающий о том, кто и насколько, в какой форме милости нуждается. И это все в сочетании с неограниченной добротою Всевышнего».

При употреблении слова «латыыф» по отношению к человеку или чему-либо иному оно переводится как «приветливый, любезный, милый, мягкий, добрый, нежный; изящный, тонкий; интересный, прекрасный».

Поприветствовать другого человека со словами пожелания мира считается желательным (сунна) положением. Ответить же на такое приветствие является обязательным действием (фард).

См.: Св. Коран, 24:55.

См.: Св. Коран, 49:6.

Учеников у имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и было много. Одним из первых среди них по учености и известности является величайший богослов-хадисовед Ахмад ибн Ханбаль. Он говорил: «Я не понимал тонкости взаимоисключения и отмены (насх) в хадисоведении, пока не начал брать уроки у имама аш-Шафи‘и».

Имя его аль-‘Аббас ибн Муса.

И по сей день эта огромная мечеть в полной мере функционирует. Она является одним из самых крупных и древних храмов. Находится в Каире.

Получается примерно семь часов.

Велика вероятность, что имелся в виду сон после полуденной молитвы, полноценно восстанавливающий интеллектуально и физически, особенно тех, кто начинает свой рабочий день с 6–7 часов утра. Современная наука настоятельно рекомендует сон после обеда (подобно сиесте), подчеркивая его значительную пользу для человеческого организма.

Сиеста - в Испании, Латинской Америке и некоторых других теплых странах полуденный (послеобеденный) отдых.

Факых - знаток мусульманского права, богословия. То есть будь тем, кто знает, что есть правильно, а что неправильно; что разрешено, а что запретно.

Суфий - мусульманин, который придерживается практических канонов веры, но делает это не механически, а с одухотворением и проницательностью. Суфии занимаются совершенствованием души через предписания Творца и правила, заложенные Им в природе. В сегодняшних реалиях информационного просвещения россиян через СМИ суфизм в сознании простого обывателя часто ассоциируется с отшельничеством, с индуистскими и буддистскими формами отчуждения себя от мирского, с медитацией. Это представление ошибочно, оно не соответствует исторической и теоретической действительности.

Знай свое дело и ни на что постороннее не обращай внимания.

В Египте он прожил с 198 по 204 год, пять лет и девять месяцев.

С четверга на пятницу.

Прежде чем похоронить человека, его омывают водой, затем заворачивают в саван и, совершив над ним погребальную молитву, предают земле.

В начале 80-й коранической суры « ‘Абаса» Всевышний призывает пророка Мухаммада не хмуриться на не вовремя пришедшего слепого мусульманина и отвлечься от беседы с уважаемыми курайшитами. Тот, слепой, поспешно пришел с важным для него вопросом, касающимся веры. Сердце его было полно трепетности и набожности.

И вот через эти смыслы коранической суры имам аш-Шафи‘и как бы обращается ко Всевышнему со словами: «Ты, о Всемилостивый Творец, сказал Своему посланнику не хмуриться, а отвлечься и обратить внимание на пришедшего с просьбой слепца. И я как тот слепой, но теперь уже прошу у Тебя, о Господи, несмотря на мою немощность пред Тобой и на то, что есть огромное количество людей, которые в бо льшей степени заслуживают Твоей милости, помилуй и меня, прости и меня…»

Подробнее о великом ученом см.: аш-Шафи‘и М. Аль-умм [Мама (основа)]. В 8 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, [б. г.], вступление к книге; аш-Шафи‘и М. Ар-рисаля [Исследование]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, [б. г.], вступление к книге; Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991. Т. 2. С. 273; Диван аш-Шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: Садир, .

Мухаммад бин Идрис аш-Шафии родился в 150 году по мусульманскому календарю в Газе (Палестина). Отец имама аш-Шафии умер через некоторое время после его рождения.
Когда Мухаммаду исполнилось два года, мама отправилась с ним в Мекку, на родину его предков. Они поселились неподалеку от главной святыни Ислама — мечети аль-Харам. Через некоторое время она устраивает его в школу. В связи с бедностью платить за учебу не было возможности. Это могло бы сказаться на отношении к нему со стороны учителей, но получилось наоборот. Ребенок с самого начала относился к учебе трепетно и с неописуемым энтузиазмом. Он садился непосредственно рядом с учителем и старался запомнить все пояснения. Во время отсутствия учителя маленький Мухаммад поворачивался к остальным детям и начинал им пересказывать урок. Благодаря этому у него стремительно развивается память, появляются уважение и авторитет среди сверстников, а также внимание учителей. Учебу для него делают бесплатной. К семи годам Мухаммад бин Идрис становится носителем Священного Писания — заучивает Коран наизусть.

В Мекке Шафии учился у Муслима ибн Халида аз-Занджи, большого ученого своего времени, бывшего тогда муфтием города. В возрасте пятнадцати лет имам получил от него разрешение выносить фетвы (богословско-правовые заключения). Также он обучался у Суфьяна ибн Уяйна — мекканского мухаддиса (ученого по хадисам). Занимаясь с ним, Шафии запоминал высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на слух, а потом записывал их на глиняных черепках или коже.
После нескольких лет, проведенных в Мекке, имам отправился в Медину, где стал учеником великого ученого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За девять дней Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже Имам Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».
Когда имам Малик заметил его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов. Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоем сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца». В то время Шафии было двадцать лет, и он продолжал занятия у Малика до смерти последнего.
В 184 г. по хиджре имам Шафии отправляется в Йемен, где занимается преподавательской деятельностью. Известно, что откровенность Шафии привела к его конфликту с правительственными чиновниками, и в 184 году по хиджре он был доставлен в Ирак, закованный в тяжелые цепи. Против него были выдвинуты различные необоснованные обвинения, в том числе обвинения в заговоре. Это произошло во время халифата Харуна аль-Рашида из династии Аббасидов. Шафии вместе с другими заговорщиками предстал перед халифом, но был помилован, благодаря своему красноречию, успешно выступив в свою защиту.
В Ираке имам Шафии познакомился с Мухаммадом ибн Хасаном аль-Шайбани — одним из выдающихся учеников Абу Ханифы.
Однажды Мухаммад ибн Хасан пригласил имама Шафии в гости. Увидев, что Мухаммад обладает большим и красивым домом и значительным достатком, Шафии заплакал. Тогда Имам Мухаммад сказал ему: «Пусть не пугает тебя то, что ты увидел, поистине, это приобретено дозволенным образом», и предложил разделить с ним все свое имущество. Но имам Шафии отказался.
В Ираке он изучил книги факихов (правоведов), живших в этой части исламского государства. Вскоре же после этого он вернулся в Мекку, где читал лекции в Харам аль-Шариф. В Мекке имам остается надолго, просвещая и обучая людей. За эти годы уходят из мирской жизни величайшие имамы Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, а также халиф Харун ар-Рашид.
В 195 году по хиджре Шафии вновь посещает Ирак. Прибыв в столицу, он начинает преподавание в центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции. К моменту приезда Имама в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них остается только три. Все остальные становятся слушателями имама аш-Шафии.
Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправляется в Египет. Огромное количество жителей Багдада вышли провожать великого ученого.
В 198 году по хиджре имам Шафии приезжает в Египет. Ученые-богословы Египта очень радушно встретили его. Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта — в мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса. Примечательно, что Шафии ввел новый метод преподавания. Он начинал уроки после завершения утренней молитвы и до полуденной. Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение. Потом — изучавшие хадисоведение, затем — занимавшиеся богословскими диспутами (муназара), за ними — специалисты арабского языка, поэзии и т.д. После полудня уроки завершались, и имам отправлялся домой с наиболее близкими учениками, говоря: «Мирская жизнь — это путешествие, в котором необходим посох».
За время пребывания имама в Египте очень большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания. У него было много учеников, следовавших его школе мысли, и наиболее видными из них являются: Аль-Музани, ар-Раби и Юсуф ибн Яхья.
Аль-Музани. Полное имя аль-Музани было Исмаил бин Йахья аль-Музани. Он был постоянным соратником имама аш-Шафии во время его пребывания в Египте. Аль-Музани выделился написанием книги, где полностью собрал Фикх аш-Шафии. Эта книга, изложенная в сжатом виде под названием «Мухтасар аль-Музани», стала самой читаемой книгой по фикху Мазхаба Шафии.
Ар-Раби аль-Маради. Ар-Раби был заметен тем, что он был основным рассказчиком книги Шафии «Аль-Умм». Он записал ее при жизни Имама Шафии параллельно с «Ар-Рисаля» и другими книгами.
Юсуф ибн Яхья аль-Бути. Юсуф ибн Яхья сменил Шафии в качестве главного учителя этого Мазхаба. Он был заключен в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утвержденную властями философию му’тазилитов о создании Корана.
Жизнь Имама аш-Шафии была очень нелегкой, но ее сложности, в том числе и материальные, никогда не отвлекали его от избранного жизненного пути: «Пусть говорят, что там-то дождь льет жемчугом, а там-то колодцы переполнены золотом. До тех пор, пока я жив, у меня будет пропитание, а если умру, то могила для меня найдется. Заботы мои равны (по значимости) заботам королей, а душа во мне — душа свободного человека, для которого унижение все равно, что неверие».
За всю свою жизнь Шафии побывал во всех центрах богословской мысли того времени. Был, как мы уже упоминали, в Мекке, затем в Медине, Йемене, Ираке, Палестине. Много передвигался по областям Персии, Рима и другим неарабским территориям. Передвижения на пути Всевышнего и посещения разных земель, наблюдения за жизнью набожных людей и изучение местных обычаев, культур разных племен и народов, послужили важной основой для умелого разъяснения и написания, как богословских правил, так и различных методов практического применения Священного Писания и Сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Имам Шафии знаменит еще и тем, что он первым из всех исламских ученых вывел такую науку, как «Усуль аль-Фикх» (Основы мусульманского права). Его первая книга по этой дисциплине стала «ар-Рисаля». В ней Имам изложил условия и требования для аргументации аятами Корана, хадисами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иджмой (единодушное мнение мусульманских богословов) и киясом (суждение по аналогии) того или иного утверждения. Кроме того, в «Рисаля» были разъяснены понятия «насих» — отменяющий и «мансух» — отмененный, а также правила толкования аятов и хадисов, касающихся конкретных ситуаций и имеющих всеохватывающее значение и другие правила иджтихада.
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о достоинствах Шафии: «Приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Всевышний посылает для этой Уммы в начале каждого столетия человека, который обустраивает дела религии. В первом веке этим человеком был Умар ибн Абдул Азиз, и я надеюсь, что Имам Шафии будет таковым во втором столетии».
Также Ахмад сказал: «Не совершил я намаза за сорок лет без того, чтобы не помолиться за имама Шафии». По этой причине его сын как-то спросил Ибн Ханбаля: «Каким же человеком был Шафии, что ты так часто обращаешься ко Всевышнему за него». «О, сын мой, Шафии был как солнце для дольного мира, как здоровье для людей. Так, посмотри же, найдется ли этим двум вещам замена?», — ответил имам Ахмад.
Передают, что Шафии был захидом — аскетом, богобоязненным человеком, который много времени уделял поклонению Аллаху. О себе он как-то сказал: «После шестнадцати лет я ни разу не ел досыта, потому что это отягощает тело, делает черствым сердце, лишает проницательности, ведет ко сну и приводит к слабости в поклонении». Люди же рассказывают, что однажды имам пришел в Мекку с десятью тысячами динаров. Утром за пределами города он разбил палатку. Высыпав деньги на свою одежду, каждому, кто входил к нему, Шафии горстями раздавал монеты. Приближался обеденный намаз. Для того, чтобы совершить его, имам встал, и, встряхнув одежду, оказалось, что на ней уже ничего не было.
Ученые сообщают, что из-за большой смиренности и страха перед Всевышним имам Шафии порой падал в обморок, слыша аяты Корана. Однажды Харис ибн Лабид, стоя на холме Сафа в Мекке, прекрасным голосом продекламировал аят: «Это День, в котором они не заговорят, и не будет им разрешено найти оправдание».
Услышав это, имам изменился в лице, кожа его содрогнулась, и, забившись, он упал в обморок. Когда Шафии пришел в сознание, он произнес: «Я прошу защиты у Аллаха от положения лжецов и от отвращения небрежных. О Всевышний, Тебе покорились сердца познавших и перед Тобой склонились шеи любящих Тебя. О Создатель мой, даруй мне от Твоей щедрости, и прости мои ошибки по милости Твоей».
От имама Шафии приводят следующее: «Три лучших поступка: щедрость в бедности, набожность в уединении и слово истины, сказанное тому, кого боятся люди». Также имам Шафии советовал:
«Холодность по отношению к людям ведет к вражде, слишком мягкое отношение к ним — к приобретению плохих друзей, так держись же золотой середины».
«Поверить сплетне хуже ее самой, поскольку сплетня направлена в чей-то адрес, а верить ей, значит признавать сплетню допустимой. А ведь тот, кто совершает что-либо, не равен тому, кто считает это дозволенным».
Аль-Музани, рассказывает, что незадолго до смерти он вошел к имаму, когда тот болел, и спросил его: «Как Вы себя чувствуете?» Имам же ответил: «Я чувствую себя покидающим этот мир и расстающимся со своими братьями, испивающим чашу смерти и прегрешений своих, и встречающим, и направляющимся к Аллаху. Я не знаю, пойдет ли моя душа в Рай, чтобы я мог поздравить ее, или в Ад, чтобы принести ей соболезнования мои». Потом Шафии заплакал и произнес: «Когда мое сердце стало черствым, стеснились пути мои и свою надежду я сделал лестницей к Твоему прощению, я считаю свой грех огромным, но когда я связываю его с Твоим прощением, о Господь мой, то оно становится еще более великим. Ты являешься Обладателем прощения, Ты — Проявляющий щедрость и Отпускающий грехи по милости Своей!»

Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба (рахматуллахи алейхи ) высоко ценили за его эрудицию и глубокое понимание фикха.

Его уроки оказывали такое воздействие, что специально ради них люди приезжали даже из далеких мест. Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) относился к своим ученикам с уважением и огромной добротой.

Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) не занимал себя земной суетой и был погружен в себя. Его перу принадлежит немало важных книг и трудов, которые, ввиду своей полезности, пользуются большой популярностью.

Родословная
Имам Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии ибн Саиб ибн Убайд ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абд Мунаф Курайши Мутталиби Хашими (рахматуллахи алейхи м).

Рождение и детство
Рассказывает имам сахиб (рахматуллахи алейхи ): «Я родился в 150 году (по хиджре) в сирийском городе Газа. Когда мне было два года, меня привезли в Мекку».

Благословенное предсказание
Мать имама сахиба (рахматуллахи алейхи ) рассказала об одном случае, произошедшим перед рождением имама Шафии (рахматуллахи алейхи ). Тогда во сне ей приснилось, как из ее утробы вышла звезда, похожая на планету Юпитер, и как эта звезда отправилась в Египет. Лучезарный свет, исходящей от этой звезды, осветил весь город. Мать имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) спросила у городских мудрецов, что бы это могло значить. На что ей ответили, что скоро у нее родится ребенок, который станет выдающимся ученым и знания которого принесут пользу многим людям.

Начальное образование
Начальное религиозное образование имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) начал получать в Мекке. Далее он продолжил обучение в Медине. В Мекке он проживал в племени Бану Хузайль и наряду с изучением религии обучался стрельбе из лука и езде на лошади. Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) также приобрел высокий уровень владения арабской поэзией. Кроме того, на протяжении всего этого времени, он слушал хадисы, передаваемые его дядей, Мухаммадом ибн Шафии, и Муслимом ибн Халидом Занджи.

Приобретение знаний
Рассказывает имам сахиб (рахматуллахи алейхи ): «Я был сиротой, и моя мать помогала мне материально. У меня никогда не было достаточно денег, даже чтобы заплатить за свое обучение. Когда учитель обучал детей, я обычно слушал его и запоминал все сразу наизусть. Поэтому в отсутствие учителя уроки вел я, в связи с чем он был очень доволен мною. Взамен, он согласился обучать меня бесплатно.

Моей матери было очень трудно платить за нужные мне писчебумажные изделия, поэтому я писал на костях, камнях и пальмовых листьях. В семь лет я знал весь Коран, включая его толкование, а в 10 лет я выучил «Муватту» имама Малика (рахматуллахи алейхи )».

Некоторые из учителей имама Шафии ( рахматуллахи алейхи )
1. Мухаммад ибн Али ибн Шафии, дядя имама Сахиба (
рахматуллахи алейхи ). Он передал хадис от Абдуллы ибн Али ибн Саиба ибн Убайда.
2. Суфьян ибн Уяйна Макки, учитель имама сахиба (рахматуллахи алейхи ) из Мекки.
3. Имам Малик ибн Анас (рахматуллахи алейхи ), самый старший учитель имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) из Медины.

Среди других учителей имама Шафии (рахматуллахи алейхи ) были также Муслим ибн Халид Занджи Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Аби Яхья, Хишам ибн Юсуф Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и др.

Отличительные особенности
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) старательно воплощал на практике все те качества, что восхвалялись в Коране и хадисах, и обладал безупречным характером, достойным подражания. Передано много случаев проявления им данных качеств.

Самостоятельность и щедрость
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) вел отчужденный образ жизни, был независимым, великодушным и понимающим человеком, обладающим широким кругозором.

Когда имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) покинул Йемен и прибыл в Мекку, у него было с собой 10.000 динаров. На окраине города располагался небольшой лагерь, и живущие там люди вышли на улицу, чтобы встретить имама сахиба (рахматуллахи алейхи ). Среди них была группа бедных и нуждающихся людей. Он раздал им все свои деньги, а войдя в Мекку, попросил денег взаймы.

Раби передает, что имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) обычно давал милостыню ежедневно, а в священный месяц Рамадан он раздавал бедным и нищим одежду и крупные суммы денег.

Эрудиция и красноречие
Рассказывает Абу Убайд: «Я никогда не встречал человека, равного по знаниям, таланту и гениальности имаму Шафии (рахматуллахи алейхи ), и никого столь же безупречного, как он». Харун ибн Саид Айли говорил, что если бы имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) захотел доказать, что каменный столб является палкой, то он бы смог это сделать.

Внешность
Рассказывает Музани: «Я никогда не видел никого, кто был бы столь же красив, как имам Шафии (рахматуллахи алейхи ). Его щеки были светлыми, а когда он охватывал рукой свою бороду, она никогда не превышала длину его кулака. Имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) обычно красил свои волосы хной. Ему нравились благоухающие ароматы. К какой бы колонне он не прислонялся, давая свои уроки, благоухание от него обязательно передавалось этой колонне».

Ибадат
Каждую ночь имам сахиб (рахматуллахи алейхи ) совершал хатм Корана, а в месяц Рамадан он делал это дважды в сутки. Сообщается, что в Рамадан он успевал семь раз произнести весь Коран во время намазов.

Дата смерти
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ) умер в возрасте 58 лет в Египте, в 204 году (по хиджре), в пятницу месяца Раджаб.

Похороны
Имам Сахиб (рахматуллахи алейхи ) провел последние дни своей жизни вместе с Абдуллой ибнуль-Хакамом.

Правитель Египта возглавил джаназа-намазы. Двое его сыновей, Абуль-Хасан Мухаммад и Усман, присутствовали на похоронах. Имам Шафии (рахматуллахи алейхи ), последователей которого можно встретить сегодня по всему миру, был похоронен рядом с горой Мукатрам.

Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии, аль Муталлибий, аль Курайший (150-204г.х./767-820г.г.) третий, из четырех имамов Ахль Сунны ва Аль Джамаа.

Родословная :

Его полное имя: Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн ’Аббас ибн ’Усман ибн Шафи’и ибн Саиб ибн ’Убайд ибн ’Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн ’Абд Манаф ибн Кусай ибн Киляб, ибн Муррат, ибн Кааб, ибн Люай ибн Галиб, ибн Фихр ибн Малик, ибн Надр, Курайш ибн Кинана ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн, Назар ибн Маад, ибн Аднан, Аш Шафии Аль Муталлибий аль Курайши.

Он восходит своей родословной к пророку, и объединяется с ним в Абдулманафе ибн Кусей, так же есть мнение что он сын (потомок) дяди пророка,

Что же касается его родословной со стороны матери, то существует два мнения,

1) Что она из племени Азд Йемен, её имя Фатима бинта Абдулла аль Азади. Это мнении достоверное и распространенное, на котором есть единогласие.

Так как все придания, которые приходят от Шафии в отношении его родословной упоминается, что его мать из племени Азд.

2) Его мать курейшитка алиитка — родословная восходит к Али ибн Абу Талибу. Однако эта информация не приемлемая, и противоречит единогласию.

Личность:

Абу Абдулла Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии, аль Муталлибий, аль Курайший (150-204г.х./767-820г.г.) третий, из четырех имамов Ахль Сунны ва Аль Джамаа, основатель шафиитского мазхаба в исламском фикхе, основатель науки усулу ль фикх, так же является имамов в науке о толковании Корана, и хадисоведению. Занимал должность судьи, был известен справедлтвостью, остроумием, и привязанностью к религиозным наукам. Имам Аш Шафии был красноречив, обладал талантом поэта, был искусным стрелком, путешественником. Очень много учёных высказывались о нем с похвалой, даже имам Ахмад сказал: «Аш Шафии был подобен солнцу для религии, как благодетель для людей. Есть мнение, что он тот курейшитский имам, о котором упомянул пророк, мир ему и благословение, сказав: «Учёный Курайшит, заполнит землю знаниями».»

Аш Шафии, родился в Газе, в 150 г.х., а когда ему было два года, мать переехала с ним в Мекку. Аш Шафии выучил почтенный Коран, когда ему было 7 лет, после чего выучил книгу Аль Муватаъ, в возрасте 10 лет. После чего он занялся поиском знаний в Мекке, достигнув того, что ему дали право издавать фетвы, когда ему ещё и 20 лет не было. Затем Аш Шафии переселился в лучезарную Медину, где продолжал получать знания, учась у самого Имама Малика ибн Анаса. После чего отправился в Йемен, и продолжал там свою деятельность. А в 184г. отправился в Багдад, где стал приобретать знания у Мухаммада ибн Аль Хасана Аш Шейбани, изучая ханафитский мазхаб, таким образом он вобрал в себя фикх Хиджаза (маликитский мазхаб) и фикх Ирака (ханафитский мазхаб). Через некоторое время Имам Аш Шафии вернулся в Мекку, и прожил там приблизительно 9 лет, в течении этого времени он проводил уроки в Мекке в Аль Хараме.

В 195г.х. он во второй раз отправился в Багдад, и занялся тем, что начал составлять там свою книгу «Ар Рисаля» , в которой представил фундаментальные основы по усулу ль фикх. Через 4 года, в 199г. он отправился в Египет, где возобновил составление своей книги «Ар Рисаля», которую начал в Багдаде, так же он начал распространение своего нового мазхаба, проводил дискуссии с оппонентами, и занимался обучением, вплоть до своей смерти в 204г.х. да помилует его Аллах.

Место рождения:

Родился имам Аш Шафии в Газе, в Шаме в 150г.х. Большинство учёных историков — факихов сошлись на этом. Однако, соседствует с этим, так же мнение что он родился в Аскаляне, местечко вблизи Газы, более того, существует мнении, что он родился не на территории Шама, а в Йемене. Причина же таких разногласий состоит в том, что от самого Шафии передано три предания об этом:

1) Он родился в Газе . От Мухаммада ибн Абдулла ибн Аль Хакам сказал: Сказал мне Мухаммад ибн Идрис Аш Шафии: «Я родился в газе в 150 г., а потом приехал в Мекку в возрасте 2х лет».

2) Он родился в Аскаляне . От Амра ибн Савада передается: Мне сказал Аш Шафии: «Я родился в Аскаляне. А когда мне исполнилось 2 года мать перевезла меня в Мекку. Я очень любил два дела, стрельбу из лука, и получение знания, я достиг в стрельбе таких достижений что мог выбивать десяточку,» После чего Аш Шафии замолк, и ничего не сказал о знаниях, и тогда я сказал ему: «Клянусь Аллахом в знаниях ты преуспел больше чем в стрельбе».

3) Он родился в Йемене . От Абдуррахман ибн Аби Хатима передаётся что он сказал: я слышал как Мухаммад ибн Идрис говорил: «Я родился в Йемене. Моя мать боялась, что моя родословная будет предана забвению. Она сказала: «тебе следует быть со своим родом, чтобы быть подобным им, я опасаюсь что твоя родословная будет забыта и она стала готовить меня в Мекку. В Мекку я прибыл, когда мне было десять лет, или около того… . Там я стал приобретать знания, и мне сказали: «не торопись, и занимайся тем, что принесёт пользу тебе. Я ощутил сладость в изучении знаний, и учился пока не был наделен тем, чем был наделен».

Сказал аз Захаби: «Его слова в Йемене это ошибка, если конечно не имелось в виду род. Такое можно предположить, однако это противоречит внешнему смыслу».

Некоторые учёные попытались объединить эти три предания.

Сказал ибн Касир: «…и вот эти три предания о месте его рождения, известно что он родился в Газе, после чего в детстве переехал в Мекку, после чего мать перевезла его в Йемен. Когда же он немного подрос, и прочитал Коран, его отправили в город его рода, в Мекку. Там он изучал фикх. Аллах знает лучше».

Год рождения:

А что касается времени его рождения, то все предания объединились на том, что он родился в 150г.х. в год смерти имама Абу Ханифа, Есть так же версия о том, что Аш Шафии родился в день смерти Абу Ханифы, однако не реально подтвердить достоверность этого, так как это очень сложно.

Детство:

Рос Аш Шафии в бедной семье, он проживал в йеменских поселениях в Палестине. Когда умер отец, он был ещё ребёнком. Мать перевезла его в Мекку, опасаясь, что его благородная родословная будет предана забвению, в этот период ему было всего лишь два года, она перевезла его в Мекку, чтобы он жил на своей земле и проникся этой культурой, жил среди них, и был одним из них.

В Мекке Аш Шафии жил жизнью бедняка сироты, несмотря на то, что он был из благороднейшего рода. И это оказало сильное влияние на его жизнь и благонравие. Он выучил Коран в 7 летнем возрасте, что является показателем его остроумия и крепкой памяти. После этого он обратился к изучению хадисов, и выучил сборник хадисов имама Малика, «аль Муваттаъ». Сказал Аш Шафии: «Я выучил Коран когда мне было 7 лет, и выучил аль Муваттаъ когда мне было 10 лет».

Когда распространилось имя имама Медины, Малика ибн Анаса во все концы исламского мира, имам Аш Шафии вознамерился отправиться в Медину для получения знаний, Передаётся от Шафии что он сказал: «Я покинул Мекку когда мне было 14, у меня ещё не было бороды и я дошёл из Абтаха до Зутува, там я увидел всадников, и один старик из всадников взял меня с собой до Медины, я прочитал Коран по дороге из Мекки в Медину 16 раз, я вошёл в Медину восьмого дня после молитвы аср, помолился аср в мечети пророка, мир ему и благословение Аллагьа, когда я находился рядом с могилой пророка, я увидел Малика ибн Анаса облаченного в два плаща, при этом он говорил: «мне рассказал Нафи, от ибн Умара, от обитателя этой могилы и указал на могилу порока, мир ему и благословение, и я увидел его трепет и благоговение». Имам Аш Шафии пошёл к имаму Малику, когда же Малик увидел его то сказал: «О Мухаммад, побойся Аллаха, сторонись грехов, поистине ты достигнешь высокого положения, поистине Аллах поместил в твоём сердце нур, не гаси же его ослушанием. Передаётся от Шафии: «Будучи выучившим Аль Муватаъ я пришёл к Малику, и сказал: я хочу услышать Аль Муватаъ от тебя. Малик ответил: «поищи себе того, кто почитает её для тебя». Я повторил ему сказав: «ничего страшного в том чтобы ты послушал моё чтение, если тебя не затруднит, то я хотел бы прочесть для себя», Он сказал: «Поищи того кто прочитает тебе её», Тогда я повторил ещё раз, и он сказал: « читай». Когда он услышал моё чтение он требовал чтобы я читал до тех пор, пока я её не закончил. В другом риваяте передаётся: Я пришёл к Малику, будучи выучившим «Аль Муваттаъ» и он сказал мне: «Найди себе того, кто почитает для тебя, Я же ответил, Я сам её прочитаю и прочитал «аль Муваттаъ» по памяти, Тогда он сказал: «Если и есть тот, кто преуспел, то это этот юноша».

Мухаммад аш-Шафии всегда считал имама Малика величайшим учителем, но, будучи человеком решительным и независимым, позднее позволял себе критику в адрес его фикха в книге Ихтилаф Малик ва аш-Шафии. На самом деле «Опровержение имама Малика», в том виде, в котором она сохранилось, является работой его египетского ученика ар-Раби аль-Муради В ответ на эту книгу, египетские маликиты написали полемический труд, направленный непосредственно против аш-Шафии Китаб ар-радд аля аш-Шафии, написанный Абу Бакром Мухаммадом аль-Кайравани

Помимо имама Малика, в Медине были и другие преподаватели, у которых учился Мухаммад аш-Шафии. Среди них был и мутазилит Ибрахим ибн Абу Яхья который, как говорят биографы, учил его только исламскому праву и хадисоведению, но не обучал основам религии (усуль ад-дин)

Испытание:

После возвращения из Медины у него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка. По просьбе курайшитов, наместник Йемена вызвал аш-Шафии в провинцию Наджран (Северный Йемен) для выполнения некоторых официальных функций. Там он отличался справедливостью в судебных разбирательствах и обрёл популярность среди населения. В Наджране Мухаммад аш-Шафии познакомился со взглядами египетского имама аль-Лайса ибн Саьда, у которого в Йемене было много последователей.

В 174 году Мухаммада аш-Шафии арестовали и в кандалах отправили в резиденцию халифа в Ракке. Там аш-Шафии имел беседу с халифом Харуном ар-Рашидом, которому он очень понравился. Помимо этого, за него заступился верховный судья (кади) Багдада - Мухаммад аш-Шайбани. Харун ар-Рашид отпустил аш-Шафии (хотя остальные девять участников восстания были казнены) и переложил всю ответственность за него на Мухаммада аш-Шайбани, у которого аш-Шафии впоследствии учился два года. Мухаммад аш-Шафии никогда больше не вмешивался в государственные дела и даже отказался от предложения халифа стать судьёй Йемена.

За два года пребывания в Ираке, аш-Шафии познакомился с ханафитской школой фикха, которая продолжала процветать благодаря усилиям двух учеников имама Абу Ханифы - Абу Юсуфа и аш-Шайбани. Аш-Шафии часто посещал лекции Мухаммада аш-Шайбани и иногда даже спорил с ним. На одном из занятий Мухаммаду аш-Шафии показалось, что аш-Шайбани с некоторым предубеждением рассказывает о мазхабе имама Малика. Из-за уважения к имаму аш-Шайбани он не стал открыто вступать с ним в спор. После того, как аш-Шайбани закончил лекцию и ушёл, аш-Шафии занял его место и начал критиковать все те доводы, которые аш-Шайбани выдвинул против Малика ибн Анаса. Узнав о произошедшем, имам аш-Шайбани предложил аш-Шафии устроить публичный научный диспут (муназарат), но тот не соглашался, не желая, чтобы люди видели, как друзья спорят друг с другом. После долгих уговоров аш-Шафии всё же согласился на диспут. По окончании спора всем было ясно, что аш-Шафии превзошёл своего учителя; однако на их тёплые дружеские отношения это ничуть не повлияло. Текст диспута между аш-Шайбани и аш-Шафии сохранился в книге Манакиб Фахруддина ар-Рази. Впоследствии опровержению аш-Шайбани был посвящён труд Китаб ар-радд аля Мухаммад ибн аль-Хасан.

За десять лет пребывания в Багдаде аш-Шафии смог посетить Персию, Сирию и другие области Халифата. Харун ар-Рашид регулярно одаривал его большими суммами денег. Около 184 года аш-Шафии вернулся в Мекку. Приехав в Мекку, аш-Шафии раздал половину своих богатств беднякам и организовал кружок в Запретной мечети. В 189 году аш-Шафии вернулся в Багдад, чтобы начать преподавание. В столице Халифата он обрел большую популярность и уважение самых широких слоёв общества. Здесь же, в Багдаде, была написана первая версия книги ар-Рисаля и другие сочинения, которые относятся к мазхаб аль-кадим.

В 191 году он вернулся в Мекку, но через год снова выехал в Багдад. Вероятно в этот период пребывания в Мекке аш-Шафии встречался с Ахмадом ибн Ханбалем (ум. в 241 г.х.)…

В 194 году имам аш-Шафии уехал в Египет. Живя в Египте, аш-Шафии глубоко изучил мазхаб имама аль-Лайса ибн Саьда и пересмотрел многие свои прежние позиции по вопросам права, сформировав таким образом мазхаб «аль-джадид». Мухаммад аш-Шафии читал лекции в мечети Амра ибн аль-Аса. Его египетские ученики успешно конкурировали с доминировавшими в то время маликитами. Здесь он написал новую (сохранившуюся) версию «Ар-Рисаля» и большинство сочинений, вошедших в «Китаб Аль-Умм».

Уровень знания:

Имам Аш Шафии обладал знанием арабского языка, знанием Корана, правильно понимал смыслы Корана. Был искусным в понимании тонкостей Корана и их значений. Некоторые ученики Шафии рассказывали: «Когда Аш Шафии брался за тафсир он будто бы присутствовал при его ниспослании. Он обладал знанием о хадисах, он знал наизусть аль Муваттаъ имама Малика, и знал тонкости правил сунны и понимал их значения, он знал что являлось отмененным и отменяющим, обладал пониманием кыяса (сравнение по аналогии)». Аш Шафии так же вывел правила для правильного проведения кыяса. Он призывал к изучению религии говоря: «тот кто обучился Корану, то его положение выросло, тот кто записал хадис, то его аргументация усилилась, тот кто изучил фикх, то его положение облагородилось, тот кто изучал язык, его характер будет деликатным, тот кто изучал математику то его видение будет обильным, тот же кто не сохранит себя, не получит пользы от знаний».

Ар Рабиа ибн Сулейман сказал: «Аш Шафии, да помилует его Аллах, сидел в своем кружке после утренней молитвы, и к нему приходили те, кто изучал Коран, после восхода солнца они уходили, и на их место приходили те, кто изучал хадисы, они расспрашивали о толковании и значениях когда же солнце поднималось они вставали, и приходили те, кто занимался разбором разных вопросов, когда наступала середина между утром и обедом они расходились, и на их место приходили изучающие арабский, стихотворный слог, грамматику и поэзию, и это все продолжалось до середины дня».

Сказал имам Ахмад: «сказал нам имам Аш Шафии: «Вы более знающие о хадисах и передатчиках, чем я, если хадис будет достоверным то дайте мне знать, не важно из Куфы, Басры, или Шама, чтобы я мог пойти туда, если он является достоверным. Передаётся от имама Ахмада Ибн Ханбаля что он сказал: Когда меня спрашивали, о каком-то вопросе, на который я не знал ничего из хадисов, то я говорил мнение Аш Шафии, потому что он имам учёный из курейш. Передаётся от пророка, мир ему и благословение, что он сказал: «Учёный курейшит заполнить землю знанием».

Нрав:

Аш Шафии был известен своей щедростью. Рассказывает ар Рабиа ибн Сулейман: «Я поженился, и Аш Шафии спросил меня: сколько ты назначил калым? Я ответил: 30 динаров. Аш Шафии спросил а сколько ты уже отдал? Я сказал: 6 динаров, Тогда он поднялся к себе домой и отправил ко мне мешочек в котором находилось 24 динара». Имам Аш Шафии был очень богобоязненный, и много совершал поклонения. Он прочитывал Коран в течении ночи, а в месяц Рамадан прочитывал его два раза, один раз днём и один раз ночью, и таким образом 60 раз завершал чтение Корана в течении месяца. От Рабиа Ибн Сулеймана передаётся что он завершал чтение Корана в месяц Рамадан 60 раз, и все это в намазе.Аль Хасан ибн Али аль Карабиси рассказывает: «я провёл с Аш Шафии 80 ночей, он молился треть ночи, и когда он читал аят в котором указана милость Аллаха, то просил её для себя и для верующих, а когда читал аят в котором упоминалось наказание то просил защиты для себя и всех верующих, Словно в нем собрались надежда и страх».

Кончина:

Мухаммад аш-Шафии умер в Каире в последний день месяца раджаб 204 года по хиджре. Обстоятельства его смерти остаются неопределенными: по одним данным, он умер вследствие побоев от фанатично настроенных маликитов, по другим - из-за болезни.

Рассказывается, что причиной смерти Аш Шафии стало заболевание геморроем. Передаётся от Рабиа ибн Сулеймана о состоянии имама Аш Шафии на закате его жизни: «Имам Шафии жил здесь (в Египте) 4 года, и написал полторы тысячи листов рукописи, и издал книгу «аль Умм», состоящую из тысячи листов, так же написал книгу «ас Сунан» и многое другое, и все это в течении 4 лет. Он сильно болел, так сильно, что порой, когда он садился верхом, кровь заполнила его штаны и хуффы (по причине геморроя)». Ар Рабиа так же рассказывал: «однажды в период сильной болезни к Аш Шафии пришёл его ученик Аль Музани и спросил: «Как вы себя чувствуете сегодня Устаз?» И Аш Шафии ответил: «Я чувствую что покидаю эту мирскую жизнь, расстаюсь со своими друзьями, чувствую себя испившим кубок смерти, идущим к Аллаху, и ко встрече со своими грехами. После чего обратил свой взор на небеса радуясь продикломировал:

К тебе о Бог творений я обращаю свои надежды.

Хоть я и был грешником о тот Даритель Щедрый…»»

Погребальную молитву за имама Аш Шафии возглавил правитель Египта. На похоронах так же присутствовали двое его сыновей - Мухаммад и Усман.

Его учителя:

В Мекке:

Суфьян ибн Уейна. Муслим ибн Халид аз зинджи. Саид ибн Салим аль Кадах. Давид ибн Абдуррахман аль Атар. Абдуль Маджид ибн Абдуль Азиз ибн Абу Рувад.

В Медине:

Малик ибн Анас. Ибрахим ибн Сад аз Зухри. Абдуль Азиз ибн Мухаммад ад Даравардий. Ибрахим ибн Мухаммад аль Аслями. Мухаммад ибн Абу Саид ибн Абу Фудайк. Абдулла ибн Нафи Саиг.

В Йемене:

Мутараф ибн Мазин Санани, Хишам ибн Юсуф Санани, Амр ибн Аби Салема ат Туниси, Яхья ибн Хассан ат Туниси аль Бакри.

В Ираке:

Мухаммад ибн Аль Хасан Аш Шейбани, Вакы’ ибн аль Джаррах аль Куфи, Хаммад ибн Усама аль Куфи, Исмаиль ибн Ибрахим аль Басрий, АбдульВаххаб ибн АбдульМаджид аль Басрий.

Ученики имама аш Шафии:

Абу Саур аль Кальби аль Багдади. Ахмад ибн Ханбаль, Исмаиль Ибн Яхья, Абу Ибрахим Аль Музани аль Мисри, Аль Харис ибн Асад Абу Абдуллах аль Махасиби, Абу Амр Ан Накаль, Хармаля ибн Яхья Абу Хафс аль Мисри Ат Туджиби, Аль Хасан ибн Мухаммад Ибн Саббах Абу Али аль Багдади Аз Захфирани, Абу Али Аль Багдади Аль Карабиси, Ар Рабиа ибн Сулейман, Абу Бакр Аль Хумейди аль Макки, Абу Якуб аль Бувейти аль Мисри, Абу Айюб аль Хашими аль Курайши аль Багдади, Абу аль Хасан аль Кинани аль Макки, Бахр ибн Наср аль Хавляни.

Книги, написанные имамом Аш Шафии:

Китабу Ар Рисаля аль Кадым. Китабу Ар Рисаля аль джадид. Ихтиляфу ль Ахадис, Джимау ль Ильм. Ибталу ль Истихсан, Ахкаму ль Куран, Баяну фарди Ллях, Сифату ль Амри ва Ан Нахйи, Ихтиляф Малик ва Аш Шафии, Ихтиляфу ль Иракыин, Радду Аля Мухаммад ибн Аль Хасан, Китабу ль Али ва Абдулла, Фадаилю Курайш.



Поделиться