Открытие колизея. Колизей (он же Амфитеатр Флавиев) в Риме. Италия. Гигантская статуя Нерона у Колизея

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме

Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории сильно меняются. И, естественно, возникает вопрос - когда и кем был построен Колизей в итальянском Риме? Что это - древний подлинник или поздняя бутафория? А если бутафория, то какой древний прообраз пытались в нем воспроизвести?

Рис. 1. Колизей. Фотография 2009 года.

Рис. 2. Колизей с птичьего полета. Взято из , с. 23.

Рис. 3. Арена Колизея. Фотография 2007 года.

В нашей книге «Ватикан» мы подробно говорим о том, что многие якобы «античные» памятники итальянского Рима были построены отнюдь не в древности, как обычно считается, а гораздо позже. Их возвели в XV–XVI веках римские папы, которые появились в итальянском Риме сравнительно недавно - лишь около 1453 года. Первые папы Рима были, по всей видимости, беглецами из Константинополя - столицы Ромейской империи, разгромленной в 1453 году турками-османами (сегодня это турецкий город Стамбул). Большинство якобы «античных» построек итальянского Рима строилось папами-беглецами как подражания подлинным сооружениям, стоявшим на их прежней родине, в Константинополе-Стамбуле. И Колизей не исключение. Одного внимательного взгляда на него достаточно, чтобы заметить, что он С САМОГО НАЧАЛА строился как «античные развалины». Следы его поздней постройки видны очень хорошо.

Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича» , том 21, с. 604. Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве? По нашему мнению, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Приглядимся внимательно к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, рис. 4, рис. 5. Мы не говорим здесь о реставрированных участках. Следов ПОДЛИННОЙ реставрации в Колизее не видно вообще. Вся кирпичная кладка в нем выглядит приблизительно одинаково и сделана из единообразного кирпича. Кирпичи во многих местах аккуратно обиты с краев. Хорошо видно, что кирпичи были обиты именно ПЕРЕД КЛАДКОЙ, а не после нее. Другими словами, при постройке Колизея сразу же ИСКУССТВЕННО ИЗОБРАЖАЛСЯ ЯКОБЫ МНОГОВЕКОВОЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ.

Рис. 4. Кирпичная стена арены Колизея выложена «под древность» из кирпича со специально обитыми краями. Причем, почти вся кирпичная кладка арены Колизея именно такова. Фотография 2007 года.

Рис. 5. Кирпичная кладка арены Колизея. Видно, что края кирпичей обиты весьма упорядочено и обивка была произведена ПЕРЕД кладкой, а не с течением веков (что пытались изобразить). Кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент XIX века. Фотография 2007 года.

То же самое можно сказать и об участках якобы «обвалившейся» кирпичной кладки. Они есть внутри Колизея. Эти участки тоже явно сделаны искусственно, сразу в своем нынешнем «обвалившемся» виде, рис. 6. Если бы кирпичная кладка обвалилась по-настоящему, то ее оголившиеся внутренние кирпичи располагались бы ВДОЛЬ первоначальной поверхности стен, а не под углом к ней. Кроме того, значительная часть кирпичей в разломе была бы сколота. Ничего подобного в Колизее нет. Обвалившиеся участки стен выложены сразу в своем окончательном, «обвалившемся» виде из целых кирпичей. Большинство кирпичей нарочно повернуто под углом к поверхности стены, чтобы изобразить якобы хаотическую поверхность скола. Однако каменщики, привыкшие класть кирпичи ровно, так и не смогли добиться настоящего хаоса. В кладке «обвалов» явно проглядывает упорядоченность.

Рис. 6. Кирпичная кладка Колизея. Якобы обвалившийся «от древности» участок стены. Однако оголившиеся кирпичи расположены почему-то не вдоль, а под углом к поверхности стены и уложены достаточно упорядочено. Скорее всего, это - новодел «под древность». Фотография 2007 года.

Переделки и перекладки, встречающиеся в стенах Колизея, тоже совсем не похожи на настоящие. Аккуратно выложенные «остатки старых сводов» странно смотрятся на ровных, как с иголочки, кирпичных стенах Колизея, рис. 7. Хорошо видно, что все эти «перекладки» делались сразу же при первоначальном строительстве, чтобы изобразить «древность». Подлинные перекладки сводов, окон и дверей, неизбежные в старых, уходящих под землю зданиях, выглядят совсем по-другому. На рис. 8 мы приводим для сравнения фотографию внешней стены собора святой Ирины в Стамбуле. Там хорошо видны многочисленные следы ПОДЛИННЫХ перекладок. Обратите внимание, что верхние участки стен святой Ирины выглядят существенно НОВЕЕ нижних. Нижние участки наоборот, более старые, в них больше переделок. Но в Колизее кладка удивительным образом ОДИНАКОВА по новизне на ВСЕХ УРОВНЯХ, рис. 7.

Рис. 7. Кирпичная кладка Колизея. Бутафория «под древность». На поверхности стены аккуратно выложены «следы древних сводов», а также «след древней обвалившейся лестницы». Фотография 2007 года.

Рис. 8. Кирпичная стена собора святой Ирины в Стамбуле. Видны многочисленные, разнородные, накладывающиеся друг на друга следы перекладки сводов и окон. Нижняя часть стен (ниже растущей травы) находится в раскопе, сделанном вокруг храма. Фотография 2007 года.

Далее, в подлинных старых зданиях нижняя часть постройки находится обычно под землей или в раскопе. Например, собор святой Ирины стоит в примерно 4-метровом раскопе, рис. 8. Но вокруг Колизея НИКАКОГО РАСКОПА НЕТ. Не заметно никаких следов его сколь-нибудь существенного погружения в землю. Неужели за 2 тысячи лет, якобы протекшие со времен строительства, вокруг Колизея так и не вырос культурный слой, заметный невооруженным глазом? Это очень странно.

Отметим, что достройка Колизея продолжается и в наши дни. На фотографии, приведенной на рис. 9, хорошо видно, как продвигается работа по надстройке кирпичной стены Колизея «древним» белым камнем. Делается это откровенно, на виду у туристов, с помощью передвижных строительных лесов.

Рис. 9. Стены Колизея растут до сих пор. На фотографии видно, как идет надстройка кирпичной стены Колизея современным белым камнем «под древность» с помощью передвижных строительных лесов. Фотография 2007 года.

Итак, когда был построен Колизей на самом деле? Оказывается, в Ватикане это особенно и не скрывается.

Так, например, в Ватиканском дворце на всеобщее обозрение выставлена фреска, изображающая, как ТОЛЬКО ЧТО СПРОЕКТИРОВАННЫЙ КОЛИЗЕЙ сходит с бумажного листа, претворяясь в действительность, рис. 10. Причем - СРАЗУ В ВИДЕ РАЗВАЛИН (!), Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору (что было бы неуместно для ангела)? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением Колизея, читаем: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII» («PIVS.VII.P.M.ANNO.VII»), рис. 11. Поскольку папа Пий VII правил в 1800–1823 годах, то речь идет о 1807 годе н. э. (!)

Рис. 10. Фреска в Ватиканском дворце. Колизей сходит с бумажного листа проектировщика, претворяясь в действительность. Прямо указано, что происходит это при папе Пие VII (1800–1823), на 7-м году его правления, то есть в 1807 году. Фотография 2007 года.

Рис. 11. Фрагмент предыдущего рисунка. Табличка с датой «PIVS.VII.P.M.ANNO.VII», то есть «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII». Это 1807 год. Фотография 2007 года.

Этот же год повторен еще раз в надписи под фреской. Написано следующее, рис. 12:

AMPHITHEATRVM.FLAVIUM

A.PIO.VII.CONTRA.RVINAM.EXCELSO.FVLCIMENTO.SOLIDATVM

ET.PLVRIFARIAM.SVBSTRVCTIONE.MVNITVM

Рис. 12. Большая мраморная доска с крестом, висящая над входом в Колизей, торжественно сообщает, что «восстановление» Колизея («АМФИТЕАТРА ФЛАВИЕВ», AMPHITEATRVM FLAVIVM) закончено при папе Пие IX в 1852 году, на 7 году его правления. Фотография 2009 года.

Дадим буквальный перевод на русский язык, пользуясь латинско-русским словарем И.Х. Дворецкого .

АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ

ПИЙ VII, РУИН ВОЗВЫШЕННО ПОКОЯЩИХСЯ НА ТВЕРДЫНЕ И, СВЕРХ ТОГО, НА МНОГООБРАЗНЫХ ОСНОВАНИЯХ, СТРОИТЕЛЬ

Не вникая в тонкости перевода, отметим, что СТРОИТЕЛЕМ РАЗВАЛИН (РУИН) КОЛИЗЕЯ здесь недвусмысленно назван папа Пий VII. Причем сказано, что начало строительства - или быть может, только одобрение проекта - случилось в 1807 году.

Итак, в Ватиканском дворце откровенно изображено строительство Колизея СРАЗУ КАК «АНТИЧНЫХ» РАЗВАЛИН В 1807 ГОДУ Н.Э. Причем, показано, что дело началось с составления проекта. Что, вероятно, означает, что в 1807 году Колизей только начал возводиться.

Но кто же тогда ЗАКОНЧИЛ его строительство? Ответ, вероятно, содержится на торжественной мраморной доске, висящей прямо над входом в Колизей, рис. 11. Крупными буквами здесь написано имя папы Пия IX (1846–1878). Указан также и год завершения «восстановления» Колизея. Это знаменательное событие произошло в 1852 году, на седьмом году правления Пия IX. Что, скорее всего, и есть ПОДЛИННАЯ ДАТА ОКОНЧАНИЯ ПОСТРОЙКИ КОЛИЗЕЯ. Это 1852 год, то есть середина XIX века.

После своей постройки Колизей был сильно разрекламирован. А 7 июля 2007 года он даже попал в список так называемых «новых семи чудес света», заняв там второе место после Великой китайской стены .

Но если Колизей был построен в XIX веке, то на каком же основании его приписали императору Флавию Веспасиану, жившему якобы в I веке н. э.?

Обратимся к общепринятой истории Колизея.

«Колизей - самый большой из древнеримских амфитеатров и одно из самых замечательных зданий в целом мире. Находится в Риме … на том месте, где некогда был пруд … Постройка этого здания начата императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончена в 80 г. после Р.Х. императором Титом … Первоначально Колизей назывался, по фамилии упомянутых государей, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии.

… Долгое время Колизей был для жителей Рима любимым местом увеселительных зрелищ … Нашествия варваров привели его в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил КРЕПОСТЬЮ ДЛЯ ЗНАТНЫХ РИМСКИХ РОДОВ … особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Еще в 1332 году местная аристократия устраивала здесь БОЙ БЫКОВ (в 1332 году бои быков происходили, скорее всего, не в нынешнем Колизее, а в том городском театре итальянского Рима, который позднее был переделан в замок святого Ангела, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ), но с этой поры началось систематическое разрушение Колизея … Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио - для дворца Канцелярии (Cancelleria), Павел III - паллацо-Фарнезе (Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV века использовался для папских построек XV–XVI веков, ПОСЛЕ ЧЕГО старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины, см. нашу книгу «Ватикан» - Авт. ). Однако … значительная часть его уцелела … Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства СУКОННОЙ ФАБРИКИ, а Климент IX на самом деле ПРЕВРАТИЛ КОЛИЗЕЙ В ЗАВОД ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ СЕЛИТРЫ. Лучшее отношение пап к величественному памятнику … НАЧАЛОСЬ НЕ ПРЕЖДЕ СЕРЕДИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ … Бенедикт IV (1740–1758) … приказал водрузить посреди его арены ГРОМАДНЫЙ КРЕСТ, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году (вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали - Авт. )» , статья «Колизей».

Итак, при Клименте IX (1592–1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто ПРУД. Никакого Колизея в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть Колизей, был папа Бенедикт XIV (1740–1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный памятник», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего памятника». Вот что сообщает Энциклопедический Словарь:

«Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII … подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением (читайте: построили стены Колизея - Авт. ), а Пий IX исправил в нем некоторые из внутренних лестниц (читайте: выстроил внутреннюю часть Колизея - Авт. ). Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого, под руководством ученых археологов … на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии» , статья «Колизей».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства?

Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Ничего подобного в Колизее нет. Ниже мы объясним подлинную подоплеку этих легенд о «наумахиях».

Но - скажут нам - если Колизей был построен в XIX веке, как вы говорите, то, следовательно, авторы XVII–XVIII веков еще ничего не знали о нем. Так ли это?

Да, по-видимому, так и было. Чтобы проверить это, мы обратились к имеющимся у нас источникам XVII века, которые, по всей видимости, должны были упомянуть о таком замечательном сооружении как Колизей, если хоть что-нибудь знали о нем. Но оказалось, что ни в одном из этих источников о Колизее НЕ ГОВОРИТСЯ НИ СЛОВА. Приведем два наиболее ярких примера.

Прежде всего, откроем ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Кстати, по нашему мнению, Лицевой свод был изготовлен не в XVI, а в XVII веке, но в данном случае это не важно. Долгое время Лицевой свод был совершенно недоступен для изучения, однако в 2006–2008 годах московское издательство «АКТЕОН» выпустило полное факсимильное издание всех 10 томов Лицевого свода . Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил Колизей, см. выше.

Отметим, что Лицевой летописный свод - далеко не простая летопись. Во-первых, она ОЧЕНЬ ПОДРОБНАЯ. Во-вторых, она предназначалась для царя и его окружения, а потому писалась особо тщательно. На ее изготовление были затрачены огромные средства. «Лицевой свод XVI века - крупнейшее в отечественной письменности историческое иллюстрированное произведение» , с. 27. Некоторые тома Лицевого свода находились библиотеке московских царей, принадлежали лично Петру I , с. 15–21. Лицевой свод содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, в том числе, множество рисунков, изображающих город Рим. Поэтому если ДАЖЕ ТАМ нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI–XVII веков о Колизее ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ. Поразительно, что таких упоминаний действительно НЕТ.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых императором Веспасианом в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. В Лицевом своде, кстати, подробно ИЗОБРАЖЕНО - что именно строил в Риме Веспасиан. См. рис. 13. Показаны плотники с топорами, возводящие различные здания. Никакого театра среди них нет, рис. 13.

Рис. 13. Император Веспасиан по возвращении с Иудейской войны строит «жертвенник кумиру» в Риме. Но это - отнюдь не Колизей, а храмовые здания с «золотым кумиром». Завесами и книгами. Колизей вовсе не изображен и не упомянут в тексте Лицевого свода. Взято из , книга 2, с. 2850.

Приведем для полноты отрывок Лицевого свода, говорящий о постройках Веспасиана в Риме. Как мы уже говорили, Веспасиан задумывает их сразу по возвращении с Иудейской войны.

«Уеспасианъ же ища создати жертвеник кумиру, и скоро зда и паче человеческия мысли скончаша. И вся многоценная вложи вонь и бысть видети вся невидимая и необретаемая ту собрана. Ихже деля человецы по всему миру ходятъ, труждающеся и жадающе обрести видети а. Повеси же ту июдейски катапетазме аки хваляся има, и вся златомъ строеныя ризы, законы яже книги в полате повеле хранити» , книга 2, с. 2850–2851.

Перевод на современный русский язык:

«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда и все чудесное и недоступное было там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же [Веспасиан] там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате» , книга 2, с. 2850–2851.

Как видим, Лицевой свод не преминул рассказать о замечательных постройках Веспасиана в Риме, возведенных после Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не знает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 года - всемирная летопись, подробнейшим образом описывающая римские события. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храмъ мира сооружается, въ немже возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, сиесть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени» , лист 113.

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо театре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Получается, что Лютеранский хронограф, как и Лицевой свод, НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ о Колизее. Хотя написан он в 1680 году и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII века н. э. , статья «Колизей». Почему же автор второй половины XVII века его еще не знает?

Получается, что в XVII веке действительно еще ничего не знали о Колизее.

Но давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем здании древнего Рима, грандиозном Колизее?

Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт I века н. э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света» .

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в итальянском Риме, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Ведь, как мы показали в наших работах по хронологии, подлинный «античный Рим» никакого отношения к современному итальянскому Риму не имеет. См. наши книги «Царский Рим в междуречье Оки и Волги», «Ватикан». Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте?

И еще один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем - уже ПОСЛЕ ТОГО, как было решено построить Колизей в Риме и требовалось найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано примерно то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений:

1) храм Мира,

2) еще один храм,

3) некий безымянный амфитеатр посреди города.

Светоний пишет: «Предпринял он и новые постройки: храм Мира близ форума, храм божественного Клавдия на Целийском холме, начатый еще Агриппиной, но почти до основания разрушенный Нероном, и, наконец, амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, еще Августом» , с. 257.

Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее , с. 843. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.

Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей» , с. 50.

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане «в Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и многого другого: создан был амфитеатр огромного размера» , с. 86. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр («огромный» - понятие растяжимое), ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду СОВСЕМ ДРУГОЙ АМФИТЕАТР?

Что касается «Книги зрелищ» римского поэта Марциала, где он, как считается, воспел Колизей, то в ней тоже нет ничего такого, что однозначно указывало бы именно на Колизей. Да и сама эта книга может оказаться подделкой, поскольку, как давно замечено, она подозрительно не похожа на остальные сочинения Марциала. «От него (Марциала - Авт. ) до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, НЕ СЧИТАЯ В ЭТОМ ЧИСЛЕ ОСОБОЙ КНИГИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ТАКЖЕ НАЗВАННЫХ ЭПИГРАММАМИ, НО ОТНОСЯЩИХСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИГРАМ АМФИТЕАТРА ПРИ ТИТЕ И ДОМИЦИАНЕ» , статья «Марциал».

А даже если «Книга Зрелищ» Марциала - подлинник, то все равно, где доказательства того, что речь в ней идет о Колизее? Нет таких доказательств. Вполне может случиться, что Марциал и римские историки говорят вовсе не о Колизее в Италии, а о ДРУГОМ АМФИТЕАТРЕ. Тем более, что развалины весьма подходящего под эти описания огромного римского амфитеатра ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ. Но это - отнюдь не Колизей в итальянском Риме. В отличие от итальянского Колизея, этот другой, ПОДЛИННЫЙ Колизей совершенно не рекламируется историками. Они окружили его гробовым молчанием и пытаются сделать вид, что его не существует.

Однако на самом деле он существует. Только не в Риме, а в Стамбуле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века н.э. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы.И вот, «в нескольких рукописных сборниках

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

1.1 Об итальянском Риме XV века

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.1 Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский город Рим возник не ранее XIV века. Если до этого времени на месте Рима и было какое-то поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы крупного государства.Оказывается, «в нескольких рукописных

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Биография папы Гильдебранда. Когда появился папский престол в Итальянском Риме? Несмотря на то, что почти все, что было связано с Христом «уехало» в скалигеровской хронологии в начало н. э., все же в XI веке осталось довольно много следов евангельских событий. Один из

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

5. Когда был построен знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле? Остается огромный храм Святой Софии. Который мы уже ранее отождествили с храмом Соломона, то есть Сулеймана.Наша реконструкция такова. Султан Сулейман Великолепный возвел в середине XVI века величественный

Из книги Тайна Колизея автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда, кем и для чего был построен Колизей в итальянском Риме Безусловно, самым ярким символом итальянского Рима в представлении современного человека является знаменитый КОЛИЗЕЙ, рис. 1, рис. 2, рис. 3. В свете Новой хронологии многие представления о древней истории

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1. Когда и кем был построен храм святой Софии в Стамбуле Храм Святой Софии - самый знаменитый исторический памятник Стамбула. Сегодня считается, что он был возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом в VI веке н. э. Далее считается, что когда в 1453

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Виталиан, папа, 657 г. - Император Констант II посещает Италию. - Прием его и пребывание в Риме, 663 г. - Плач о Риме. - Состояние города и его памятников. - Колизей. - Констант грабит Рим. - Смерть Константа в Сиракузах Евгений умер в июне 657 г., а 30 июля в папы был посвящен

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Об итальянском Риме XV века Согласно нашей реконструкции, итальянский Рим заложен лишь в конце XIV века. Если ранее этого времени на месте Рима и было какое-то небольшое поселение, то оно ни в коей мере не играло роль столицы. Чего бы то ни было.И вот «в нескольких

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

15. Когда был построен знаменитый Парфенон и почему он назывался храмом девы Марии Мы уже говорили об этом в книге «Античность - это средневековье», гл. 1. Вкратце напомним суть дела. Ф. Грегоровиус сообщает: «ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ уже начинала победоносную борьбу с Древнею

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Когда и кем Колизей и другие стамбульские амфитеатры были разрушены Судя по приведенным выше старым картам и рисункам, к концу XVI века стамбульский Колизей находился уже в ПОЛУРАЗРУШЕННОМ состоянии. Примерно треть его была разобрана, а внутри начали расти другие

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Когда был построен «античный» Колизей, показываемый сегодня туристам? На рис. 1.144 показан старинный план итальянского Рима якобы XIII века. Но на нем нет ничего похожего на современный «античный» Колизей! Изображены лишь несколько средневековых замков и зубчатые

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Солнечный Колизей

Император Веспасиан, взошедший на трон Римской Империи в 69 году н.э., тратил колоссальные средства на восстановление культовых сооружений (таких как, например, Капитолий). Но в 72 году он решил взяться за более амбициозный проект и поручил лучшим строителям региона возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. У Веспасиана был и скрытый мотив. Основу Колизея заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона – предшественника и врага нового правителя. Такое строительство полностью стирало следы его существования с карты Рима.

По оценкам историков, в строительстве амфитеатра приняли участие около 100 тысяч рабочих, большую часть из которых составляли военнопленные и рабы. После восьми лет изнурительной и безостановочной работы Колизей был полностью завершен и одобрен императором.

Первые столетия своего существования строение действительно занимало огромное место в жизни римлян и всегда напоминало им о его основателе, так как вплоть до VIII называлось амфитеатром Флавиев. Здесь регулярно проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Кроме развлекательных мероприятий, тут осуществлялись и казни, которые послужили поводом к прекращению использования Колизея императором Константином I. На протяжении всех Средних веков это культовое сооружение либо вовсе игнорировалось властями, либо использовалось как памятное место в честь ранних христиан, погибших мученической смертью. Всё это привело к тому, что вплоть до XVIII века никто не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, и многие его части были безвозвратно уничтожены.

В конце XIX века католическая церковь решила возобновить работы вокруг амфитеатра, чтобы сохранить как можно больше уцелевших элементов. Благодаря этому изменению отношения к памятнику, Колизей стал привлекать внимание историков, архитекторов и искусствоведов, которые за несколько десятилетий смогли превратить некогда забытую всеми постройку в символ европейской цивилизации.

В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс, в ходе которого жители всего мира смогли принять участие в голосовании и выбрать те сооружения, которые, по их мнению, достойны звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.

Ночная панорама Колизея

Устройство и архитектура Колизея


По примерным оценкам учёных, современный Колизей представляет собой лишь одну треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет величия сооружения. В начале нашей эры, когда в Колизей стекались все жители Рима, чтобы посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление, вокруг арены на местах для сидения могли спокойно разместиться 50 тысяч зрителей, а еще до 18 тысяч могли смотреть представления стоя. В наши дни вместимость Колизея значительно меньше, но это не мешает тысячам гостей приходить в знаковое место.

Гениальное решение, значительно облегчившее конструкцию: 240 огромных арок в три яруса, снаружи облицованных травертином, окружают бетонно-кирпичный эллипс, длина стен которого равна 524 м, ширина – 156 м, высота – 57 м. Это был переворот в мировом строительстве: изобретение бетона и кирпича из терракоты. Для здания Колизея его потребовалось около 1 млн штук.

Панорамный вид

Четвертый сплошной ярус был достроен позже. В наши дни на его карнизе можно увидеть отверстия, куда вставляли опоры для быстрой растяжки огромного тента над ареной и амфитеатром. Он защищал зрителей от дождя и палящего солнца. На мостовой Колизея можно увидеть столбики, предназначение которых до сих пор вызывает споры. По одной версии, к ним дополнительно крепились канаты тента, по другой - 5 оставшихся тумб служили в качестве турникетов для сдерживания и упорядочивания толпы.

Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи - места отдыха зрителей и бойкой торговли. На первый взгляд «дырявых» арок так много, что они напоминают многочисленные соты в улье пчел, но при этом среди них нет однообразия. Каждая оказывается немного под другим углом и к солнцу, и к зрителю, поэтому на арки по-разному падают тени. Обратите внимание - они однородны, но не ординарны!


Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр. Над ними и сегодня можно увидеть римские цифры нумерации входов. Такое нетипично большое количество арок позволило существенно увеличить пропускную способность амфитеатра - в случае необходимости зрители могли покинуть Колизей за 5-10 минут. Зданий с подобной архитектурной организацией нет нигде в мире и сегодня!

Еще одной интересной задумкой для облегчения конструкции Колизея являлись опоры разного стиля, которые, помимо защиты от обрушения, делали сооружение выглядеть более воздушным. В первом ярусе, самом тяжелом, сделанном из камня, стоят полуколонны дорического ордера, во втором (бетонном) - ионические, а на третьем - коринфские, с нарядными, украшенными листвой, капителями.

Считалось, что проемы второго и третьего ярусов были украшены статуями из белого мрамора. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков - существовали ли они на самом деле или были только в проекте.

Верхний ярус Колизея

Эллиптическая форма арены не давала ни гладиаторам, ни обреченным животным шанса укрыться от кровопролития, забившись в угол. Пол арены был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Камеры для рабов, клетки для животных и другие служебные помещения были устроены позднее, в подвале под ареной, так же как и сложнейшая система поворотной сцены и прочих приспособлений, создававших спецэффекты во время спектаклей. Большая часть внутреннего убранства не сохранилась. Однако вопреки разрушениям можно хорошенько рассмотреть устройство помещений под ареной. Возможно, животных, гладиаторов и кулисы поднимали на арену грузовыми лифтами.

Любопытно, что долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но учёные захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времён, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.

Хлеба и зрелищ!


Кадр из сериала "Спартак"

Panem et circenses, «хлеба и зрелищ» - так веками звучал девиз грандиозного амфитеатра в центре города! Люди хотели не только быть сытыми: они жаждали развлечений. И Колизей обеспечивал им обильную программу из смертельных поединков и кровавых побоищ.

Первый официально зафиксированный протест против жестоких представлений на арене датируется 404 г. н.э., когда монах Телемах с криком вскочил со своего места на трибуне, требуя отменить бой. Разъяренные зрители забили его камнями. Последние гладиаторские бои и травля зверей были устроены в 523 г., после чего Колизей пришел в упадок. В VII в. один монах написал: «Пока стоит Колизей, стоит и Рим. Падет Колизей - и Рим падет вместе с ним».

Видео: Ария – Колизей

График работы и стоимость билетов

Ещё совсем недавно подход к Колизею был открыт круглые сутки. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). Но не стоит отчаиваться, если в светлое время суток вам не удалось попасть сюда, ведь на этот случай градостроители украсили внешние стены прекрасной иллюминацией, которая является изюминкой ночного Рима.

В году предусмотрено лишь два выходных дня, когда туристы не могут посетить достопримечательность – 25 декабря и 1 января.

Вход и экскурсионная программа обойдутся в 12€ для взрослого посетителя и в 7€ для ребенка (+2€ за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры имеют возможность приобрести льготный билет, но для этого надо иметь с собой соответствующие документы. Сама покупка может оказаться немного проблематичной. Дело в том, что большинство туристов решают оплатить вход у самих стен Колизея, из-за чего уже к 10:00 выстраиваются длинные очереди к кассам.

Если вы хотите сэкономить свои время и деньги – закажите билеты на сайте комплекса или же приобретите их в местах предварительной продажи. В последнем случае вы сможете обзавестись документом, позволяющим посетить сразу несколько достопримечательностей.

Заказ через Интернет – www.pierreci.it (сервис доступен на итальянском и английском языках) и www.ticketdic.it (доступен на итальянском, английском и французском языках) - 10,50€, 12,50€ (с выставкой). Билет единый - с музеем Палатина, Римским Форумом - действует в течение суток с момента покупки.

Телефон информационного центра: 399 67 700.


Как добраться до Колизея

Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорт Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Он расположен в 20 км от самого Рима, но это маленькое расстояние не так уж просто преодолеть, учитывая интенсивность дорожного движения по направлению к столице Италии.

Очень часто туристы едут из аэропорта в город на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Стоимость билета составляет 14 евро, а поездка занимает около 35 минут. Но в этом случае стоит учитывать, что вы доберётесь лишь до городского вокзала, от которого придётся ехать к отелю на другом виде транспорта.

Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле стен аэропорта. Это белые автомобили с подписью «Comune di Roma», которые являются собственностью города, а значит, имеют фиксированные тарифы. Минимальная стоимость поездки составляет 40€, а далее зависит от расположения отеля.


Кроме того, несколько автобусных компаний осуществляют регулярные рейсы от аэропорта к различным частям города. Стоимость поездки на таком транспорте может варьироваться от 9€ до 20€, поэтому стоит заранее ознакомиться с прайсом на сайте интересующей компании.

После того как вы наконец-то окажетесь в Риме, добраться до Колизея не составит большого труда. Величественный амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Стоимость билета составляет 1€ и даёт возможность передвигаться подземным транспортом на протяжении 75 минут.

Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850. Также ходит трамвай №3.

Адрес: Piazza del Colosseo.

Пожалуй, история и культура не знала ничего грандиознее, чем Колизей (лат. Colosseus - «громадный»; итал. Colosseo), также известный под названием Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium). Построенный во время масштабной реконструкции Рима, Колизей, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой плененные солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала визитной карточкой Рима.

Примечателен тот факт, что идея построить столь колоссальное строение возникла у императора Веспасиана (лат. Titus Flavius Vespasianus) на фоне архитектурных излишеств его предшественника. Властитель Нерон (лат. Nero Clavdius Caesar), свергнутый в 68 году нашей эры, оставил после себя неприлично роскошный Золотой дворец (« » Нерона (лат. Domus Aurea)) и ряд не менее дорогих строений. Веспасиан и его соратники потратили несколько лет на то, чтобы навести в имперских землях порядок и наполнить казну, опустошенную сумасбродным Нероном.

Строительство

Помимо дел государственных, новый император не упустил из виду потребности римлян в культурных развлечениях. Обширный сад, с прудом, расположенный в столице, Веспасиан приказал превратить в новый центр общественно жизни - амфитеатр. Началом строительных работ считается конец 71 - начало 72 г. н.э. Плоская территория между Рима: Кайлием (Celio), Эсквилином (Esquilino) и Палатином (Palatino) идеально подошла для этих целей.

Столь масштабная стройка требовала колоссальных затрат: материальных и человеческих. Недавно окончившаяся война с иудеями принесла Веспасиану более 100 тысяч пленных рабов, а также необходимые средства. Невольники работали на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под (Tivoli), а также тяжко трудились, доставляя материалы в столицу.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Амфитеатр был возведен в восточной части (лат. Roman Forum) к 80 году н.э. К этом моменту император Веспасиан умер, передав бразды правления своему сыну, Титу (лат. Titus Flavius Vespasianus). Приемник не только построил Колизей в Риме, но отметил окончание строительства пышной церемонией, и освятил его родовым именем - Амфитеатр Флавиев. Постройка вмещала в себя от 50 до 80 тысяч зрителей, имея в своем активе средний показатель - 65 тысяч посетителей. «Репертуар» Колизея составляли гладиаторские бои, морские сражения, бои с участием диких животных, казни, воссоздание исторических баталий и даже театрализованные представления по мотивам древних мифов.

Ранние века

Колизей быстро стал местом достопримечательности, поэтому Тит, его брат Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) и последующие регулярно занимались улучшением сооружения. В 3 веке н.э. амфитеатр чересчур сильно пострадала от пожара, поэтому Александр Север (лат. Marcus Aurelius Severus Alexandrus) фактически реставрировал строение.

В 5 веке нашей эры великий Рим отрекся от пантеона языческих богов, чтобы окончательно обратиться к христианству. Незамедлительно император Гонорий Август (лат. Flavius Honorius Augustus) издал запрет на проведение гладиаторских боев, как противоречащих заповедям новой религии. Однако Колизей сохраняет за собой статус развлекательного заведения, предлагая зрителям травлю диких животных. В 5 веке Италия попадает под господство вест-готов, что привело к постепенному разрушению амфитеатра Флавиева.

Средневековье

В конце 6 столетия внутри Колизея было построено небольшое святилище, арена стала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра расположись торговые лавки и мастерские. В 1200 аристократическая семья Франджипани (Frangipane) получила сооружение в свое полное владение и занялась его фортификацией.

В середине 14 века Рим сотрясло мощное , которое привело к разрушению внешней южной стены Колизея. Начавшее рушиться здание стали активно использовать для строительства средневековых церквей, замков, вилл, госпиталей и пр. Особое рвение проявили средневековые зодчие, выламывая из каменой кладки бронзовые перегородки. Без дополнительного усиления, стены исполинского амфитеатра стали рушиться в разы активнее.

Новое время

Начиная с 16 столетия церковь получила большое влияние над Колизеем. Папа Сикст V планировал построить на территории древнего памятника завод по переработке шерсти. А в 17 веке в амфитеатре появилось новое развлечение - бои быков. В середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней.

Впоследствии понтификат предпринимал неоднократные попытки отреставрировать исторический памятник. На протяжении 19 века велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини (Benito Mussolini).

Наши дни

В наши дни Колизей превратился одну из самых знаменитых . Ежедневно древнеримский амфитеатр и его окрестности посещают тысячи туристов, а годовой поток посетителей составляет несколько миллионов.

Совет: насладиться всем великолепием Колизея, можно встретив рассвет во время необычной команды GID.сайт – искренне рекомендуем влюбляться в Рим в правильной компании.

Внешний вид Колизея был позаимствован у театров, типичных для времен позднего Рима. В плане амфитеатр имеет эллипс, размеры которого: 189 м на 156 м, с площадью основания порядка 24 тысяч м 2 . Высота внешней стены в былые времена достигала 48-50 м, а периметр - 545 м. Непосредственно арена представлена овалом с шириной 55 м и длиной 87 м. От зрителей арена была огорожена стеной пятиметровой высоты.

Внешний вид

На строительство внешней стены ушло около 100 тысяч м 3 травертина. Уложенные без цемента камни были скреплены металлическими сваями общим весом - 300 т. Прошедшие столетия и сильное землетрясение лишили Колизей былого блеска. От оригинальной постройки уцелел только северный сегмент. Все остальное разошлось на стройматериалы для средневековых жителей Рима. И только в 19 веке власти столицы взялись за восстановление памятника истории.

Уцелевшую часть Колизея составляют 3 яруса арок, установленных друг на друга. Всю конструкцию венчает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. Во времена Древнего Рима каждая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, изображающую одного из божественных покровителей латинян.

Внутренний вид

Перед архитекторами древности встала непростая задача: обеспечить легкий доступ к внушительного размера трибунам амфитеатра. С этой целью было реализовано 80 входов в подземном этаже постройки. 76 из них были предназначены для простых смертных - остальные 4 - для августейших особ. Главный северный выход был зарезервирован для императора и его свиты. Четыре «элитных» входа имели художественное оформление из искусственного мрамора и выгодно отличались от обыкновенных порталов.

Античные зрители для посещения амфитеатра покупали билеты, на которых были выгравированы номер ряда и места. Добраться до своего места посетители могли по вомиториям (лат. vomitorium) - проходам, расположенным под трибунами. Также при помощи вомиториев обеспечивалась экстренная эвакуация зрителей из Колизея.

Согласно историческим записям 4 века н.э., амфитеатр вмещал в себя до 87 тысяч зрителей. Посетители рассаживались с учетом своего социального статуса. Отдельные ложи были предусмотрены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея соответственно. Из этих лож открывался наилучший обзор арены.

Чуть выше располагались ложи знати, в которых были созданы именные места. Еще выше находились трибуны римских воителей - maenianum primum. Следующий уровень, maenianum secundum, отводился для состоятельных римлян, затем следовали места для обычных людей. Отдельные места предусматривались для различных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, зарубежных гостей, жрецов и т.п.

Во времена Домициана на крыше Колизея была добавлена галерея, в которую допускали: рабов, женщин и самых бедных зрителей. Там предполагались исключительно стоячие места.

Арена

Основу арены составлял плотный деревянный помост 83 на 43 метра, поверху щедро присыпанный песком, что по латыни называлось «harena». Этот настил скрывал под собой глубокое подземелье, носящее название «hypogeum» . В современные дни мало что осталось от оригинальной римской арены, зато гипогеум можно рассмотреть в подробностях. Он состоит из системы двух-уровневых тоннелей и клетей, расположенных под массивом арены. Именно в этом месте содержались гладиаторы и дикие животные, до того, как их выпускали в бой.

80 вертикальных подъемников обеспечивали доставку животных, в том числе и слонов на арену Колизея. Столь непростые механизмы требовали постоянного ремонта и обновления. Гипогеум был связан цепью подземных тоннелей с различными точками амфитеатра и имел ходы за его пределы. Воины и живность доставлялись к месту представления из близлежащих бараков и хлевов. Также в подземелье был выделен особый ход для нужд императора и весталок.

Множество механизмов различного типа были расположены в подземелье. Например, предтечи лифтов и структуры, открывающие клети особенно опасных хищников. Также ученые обнаружили остатки античной гидравлической системы, которая позволяла быстро опустить или поднять весь массив арены!

Неподалеку Колизея существовало несколько вспомогательных учреждений. Как, например, Ludus Magnus («Большой полигон»), иначе - школа гладиаторов. Одна из 4-х великих гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище при помощи специального подземного тоннеля. Также рядом располагалась школа Ludus Matutinus, где тренировались воины, специализирующиеся на битвах с животными.

Внутреннее наполнение Колизея сильно пострадало от времени, на сегодняшний день в рабочем виде около 1500 зрительских мест. Тем не менее, некоторые звезды мировой величины предпочитают для своих выступлений именно эту площадку. К таким знаменитостям относятся: Рей Чарльз (Ray Charles), май 2002 г., Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), май 2003 г., Элтон Джон (Sir Elton John), сентябрь 2005 г., Билли Джоел (Billy Joel), июль 2006 г.

Образ Колизея много раз был использован в искусстве: в литературе, кинематографе, компьютерных играх, музыке. Наиболее яркие тому примеры:

  • стратегические игры серий - Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed;
  • в качестве декораций к - «Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953 г., «Гладиатор» (Gladiator), 2000 г.;
  • основной образ в песнях: Боба Дилана Bob Dylan — «When I Paint My Masterpiece» и российской рок-группы «Ария» — «Колизей».

Отель с видом на Колизей

Наиболее удачным вариантом размещения в непосредственной близости от Колизея является отель Mercure Roma Centro Colosseo о котором мы писали в этом . 4-х звездная гостиница, отреставрированная в 2013 году, предлагает своим гостям комфортабельные номера, с учетом личных предпочтений (для курящих, не курящих, с детьми, инвалидам). Одной из главных «фишек» заведения является терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. Приятным дополнением к ней идет купальный бассейн на крыше здания!

  • Адрес: Via Labicana 144
  • Телефоны: (+39)06/770021 — Факс: (+39)06/77250198
  • Стоимость номера : от 100 евро.
  • Сайт: www.booking.com

Посещение Колизея

Для посещения Колизея и знакомства с его невероятной историей мы рекомендуем с гидами ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ.



Поделиться