Как я работала учителем истории. Профессия – учитель обществознания и истории Могу ли я стать учителем

Самым лучшим учителем в жизни становится тот, кто сильно влияет на учеников, кто меняет их взгляд на жизнь и предмет, кто позволяет им раскрыться и мотивирует на свершения. Тот, благодаря которому ученики чувствуют себя особенными. Многие люди помнят любимого учителя всю жизнь, а не только до выпускной церемонии. Они даже рассказывают свои воспоминания о школе собственным детям. Чем отличается хороший педагог? Как стать тем, кто запоминается? Попробуйте поступать так, как делают лучшие учителя. Вот тринадцать важных отличий.

Они не контролируют все слишком жестко

Хорошим можно назвать учителя, присутствие которого со временем становится необязательным. Он подталкивает учеников в нужном направлении, а не определяет каждый их шаг. Он понимает, что роль педагога в том, чтобы быть источником знаний, а не их хранителем. Такой педагог никогда не диктует свое мнение, он заставляет учеников учиться самостоятельно. Хорошему учителю просто не нужна диктатура - ученики готовы слушаться его сами и мотивированы на обучение без угроз. Это лучший подход из возможных.

Они учатся в процессе

Дело не в том, какие оценки будут у вас в университете и как хорошо вы изучите теорию педагогики. Тот, кто от природы хорош в преподавании, не нуждается в инструкциях. Он готов учиться в процессе, оттачивая свои навыки с каждым новым днем. Как доктора или инженеры, такие педагоги обретают знания в ходе работы. Кроме того, они не считают, что могут стать экспертами, и готовы всю жизнь работать над собственным мастерством педагога.

С ними не всегда весело

Людям часто кажется, что учителя должны уметь развлекать детей, но знаете, это совсем не часть их работы. Учитель должен делиться знаниями и умениями, его цель - научить. Иногда для этого нужно быть жестким, иногда - давать скучный урок. Это необходимо. Хорошие педагоги знают, что обучение не всегда очень веселый процесс, они не собираются развлекать учеников. Только так можно добиться максимума - покидая зону комфорта и не стараясь обеспечить веселье на каждом уроке.

Они не знают всего

Учитель не должен приходить в класс с видом эксперта, которому все давно известно. Каждый день приносит новые изобретения и знания, которые можно применять. Поэтому хорошие педагоги всегда занимаются саморазвитием. Кроме того, они готовы учиться у собственных учеников. Только открытый новым знаниям специалист может считаться талантливым учителем.

Они ориентируются на программу, но мыслят шире

Прекрасный преподаватель обладает обширными знаниями и полон энтузиазма насчет предмета, который преподает. Он не просто знает все о программе и стандартах образования, он готов давать ученикам больше. Поэтому хорошего учителя никогда не ограничивает программа - он знает о ее важности и готов опираться на нее как на проверенную основу, легко выходя за рамки стандарта.

Они вовлекают учеников в процесс

Бенджамин Франклин считал, что если рассказывать - ученик забудет, если учить - он может запомнить, а если вовлекать в процесс - он научится. У хорошего учителя полно энергии. Он готов отвечать на все вопросы и поддерживать интерес к предмету, он мастер объяснений. С хорошим учителем в процессе заняты все ученики, даже самые скромные и замкнутые.

Они не пытаются найти идеальных учеников

Хороший учитель умеет найти подход к любому ученику. У него нет ярлыков и предубеждений. Он понимает, как непросто иногда сконцентрировать свое внимание на нужной теме, и не осуждает даже отстающих. Все люди разные, именно поэтому процесс обучения и интересен, хотя и очень непрост. Учителя должны это понимать и уметь с этим справляться. Они никогда не сдаются и не считают, что кто-то из учеников просто ни на что не способен. Учитель уверен, что любой человек может учиться, если правильно его направлять. Он умеет ставить себя на место других, особенно тех, кому приходится тяжело. Для хорошего учителя важен любой ученик, он не ищет любимчиков и не ждет, пока в классе появится идеал.

Они умеют достучаться

Конечно же, трудно ожидать от педагога близкого знакомства с каждым учеником в классе. Это просто нереально, но все же испытывать к каждому искренний интерес вполне реально. Прекрасный учитель не обязан знать всех лично, он просто умеет понимать людей и знает, как повлиять на каждого из них для того, чтобы вместе двигаться к цели. Талантливый педагог может быть немного психологом и при этом просто другом. Он легко разбирается в людях и их нуждах.

Они облегчают процесс обучения

Хороший учитель умеет делать процесс проще, но не упрощает информацию. Он просто создает идеальную для обучения атмосферу, которая настраивает учеников на нужный лад. Ему не нужна строгая дисциплина - он умеет управлять людьми без жесткого контроля, он поощряет, а не ругает. Учителю высокого качества под силу создать атмосферу, в которой каждый ученик будет считать себя причастным к процессу, и только после этого педагог начинает учить. Он не придерживается рутины и одной-единственной тактики - он готов пробовать разное и каждый раз изменяет свой подход по ситуации.

Они умеют измерять успех по-своему

Учитель пробуждает в ученике амбиции. Конечно же, у педагога есть собственные ожидания по поводу каждого из учеников - особенно то, что они будут стараться изо всех сил. При этом он умеет измерять прогресс правильно - тем, насколько продвинулся каждый, а не количеством полученных оценок. Именно такой подход наиболее эффективен и не лишает мотивации ни одного из учеников.

Они со страстью относятся к работе

Среднего уровня учитель рассказывает, хороший - объясняет, прекрасный - демонстрирует, а великий вдохновляет. Все мы хотим учиться у того, кто не просто любит преподавать, но и наполнен вдохновением. Такие учителя не ограничиваются сферой своей деятельности, они просто интересны как собеседники. Педагог такого рода может поболтать с учениками о жизненных событиях, к примеру, обменяться соображениями о последнем матче или новостях, увиденных по телевизору. С таким человеком можно поговорить обо всем, и беседа всегда будет захватывающей, он интересный собеседник и полон разнообразной информации.

Они гордятся учениками

Помните ли вы радость от первой полученной пятерки или просто удачно выполненного задания? Что сказал ваш учитель в начальной школе в тот день? А в университете, был ли у вас преподаватель, который отметил бы вашу работу, как идеал, к которому стоит стремиться другим? Вы чувствовали легкое смущение, это естественно, но при этом ваше сердце наполняла радость. Идеальный учитель умеет порадовать учеников, он всегда отмечает их успехи и поощряет их на новые свершения, позволяя каждому добиваться большего. Великие педагоги рады прогрессу, они не пытаются измерить его. Это должно быть одной из главных особенностей характера талантливого преподавателя - умение гордиться своими учениками и делать это искренне.

У них правильная мотивация

Никто не может быть успешным в преподавании, если не относится к ученикам с теплом и уважением и не наполнен искренним интересом к тому, чтобы научить их всему необходимому. Лучшие специалисты не приходят в профессию ради денег. Они выбирают свой путь потому, что хотят что-то изменить в мире. Преподавание может быть крайне разочаровывающим, при этом оно приносит и величайшие плоды. Люди, которые родились с призванием учителя, понимают этот факт.

Инструкция

Выбор способа получения любой профессии напрямую зависит от характера самой профессии. Конечно, в рейтинге престижных профессий педагогическая деятельность не занимает первых мест, однако уровень развития страны зависит прежде всего от того, кого и как учит и воспитывает педагог. А это значит, что учителя следует по призванию.

В учебных заведениях готовят специалистов не по конкретной профессии, а по направлению, специализации. Поэтому, если вы выбрали , то должны понимать, что учитель русского языка – это специальность, которую можно получить на филологическом факультете.

Приняв решение о направлении обучения, переходите к следующему этапу - выбору учебного заведения, в котором готовят специалистов по лингвистическим дисциплинам. Выясните, какие предметы школьной программы необходимо сдать в форме единого государственного экзамена для поступления на филологический факультет. Как правило, кроме обязательных – русского языка и математики, вузы принимают результаты ЕГЭ , или истории.

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовку специалистов или бакалавров. Обе системы равнозначны, однако между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию, например учитель русского языка и литературы, и учится 5 лет. Бакалавриат обеспечивает выпускнику более широкую область выбора профессий, но при этом не дает конкретной квалификации. Это уровень, срок обучения составляет 4 года. Чтобы завершить третьим итоговым уровнем, вы должны проучиться еще не менее двух лет в .

Кроме выбора вуза, системы высшего профессионального образования, вы должны определить, какая форма получения образования наиболее подходит для вас: очная, заочная, вечерняя или . Будучи студентом-«заочником», вы можете трудоустроиться в школу (например, вожатым или помощником школьного ), чтобы познакомиться с учебным процессом «изнутри».

Существуют еще педагогические училища, в которых можно получить среднее специальное образование. Преимущество такого пути получения профессии в том, что стремление стать учителем в течение учебы либо окрепнет, либо исчезнет, и тогда выпускник будет иметь возможность выбрать вуз другой специализации.

Завершается получение высшего образования созданием интеллектуального продукта - дипломной работы. Ее качество характеризует профессиональную квалификацию. По окончании вуза вы получите диплом о полном высшем образовании, в котором будет указана ваша специализация и , а также тема дипломной работы. С этим документом, если вы решили работать в школе, вы можете успешно трудоустроиться.

Источники:

  • нужен учитель русского языка

Нужно ли иметь педагогическое образование для того, чтобы стать учителем? Где готовят учителей?

Для того, чтобы стать учителем начальных классов, достаточно поступить в педагогическое училище после 9-го класса и успешно закончить его. Чтобы преподавать в старших классах школы, одного училища будет недостаточно - потребуется высшее педагогическое образование. В большинстве своем , преподающие в школах и детских садах, имеют специальное профильное образование. Самый простой путь получения педагогического образования – педагогический институт, но, к счастью, этот путь не является единственным. Окончив любое высшее заведение, выпускник имеет право преподавать в других учебных заведениях, имеющих 1-3 уровень аккредитации. Например, специалист по программированию вполне может пойти работать в учителем информатики.

Если вы не просто хотите стать учителем в , а стремитесь преподавать в , вам придется закончить магистратуру. Бывают случаи, когда для преподавания не ни ученые степени, ни дипломы престижных вузов – вам всего лишь нужно досконально владеть тем предметом, который хотелось бы преподавать. Зачастую, будучи студентами, некоторые специалисты репетиторством, помогая школьникам или одногруппникам, отстающим по некоторым предметам из общего курса. Здесь может быть все, что – математика, химия, физика, иностранные языки, все зависит от ваших предпочтений и умений. По мере достижения успехов в выбранной области может перерасти в основную профессию – ведь каждый новый ученик помогает вам получать ценный опыт, совершенствоваться, овладевать современными методами обучения. В дальнейшем это может также помочь вам при поступлении на какие-либо престижные профильные курсы.

Как устроиться преподавателем в институт ? Этим вопросом обычно задаются аспиранты и выпускники вузов после окончания обучения. Получить должность сотрудника институт а или университета не очень просто, но возможно.

Инструкция

Самый распространенный путь пополнения высших педагогических кадров – поступите в . Как правило, именно аспиранты сначала устраиваются на должности лаборантов и сотрудников методических кабинетов. Через некоторое время выпускающая кафедра обычно организует аспирантскую практику, то есть дает возможность провести первые собственные лекции со студентами своего же факультета.

Если вы приехали в какой-либо город, обладаете соответствующим опытом и желаете преподавать в институт е, обратитесь в учебный отдел образовательного учреждения. Предъявите свои и возьмите с собой резюме, в котором должны быть отражены все ваши научные и педагогические достижения. Стороннему человеку устроиться в институт в качестве преподавателя довольно трудно. Обычно заполняются своими кадрами, и получить место в престижном вузе можно только в том случае, если вас знают в научном мире.

Зайдите на сайт образовательного учреждения и просмотрите списки вакансий и требования к соискателям. Иногда возникает такая ситуация, при которой вуз не выпускает представителей данной или не имеет своей аспирантуры, поэтому вынужден приглашать сотрудников со стороны. Например, технические вузы часто ищут преподавателей иностранных языков или культуры речи, так как сами не могут восполнить пробел в кадрах.

Обратитесь к знакомым преподавателям, или даже студентам. В небольшом городе обычно знают, каких специалистов не хватает, и возможно, вам смогут подсказать подходящее место. Также существует специальная «Вузовские вести», в которой помещается информация о вакансиях в институт ах и университетах.

Желание делиться знаниями с людьми можно реализовать, начав преподавательскую деятельность. Для достижения этой цели существует несколько путей. Главное - это получить специальное образование, дающее законное право стать учителем.

Первым делом, вам нужно понять, какой именно преподавательской деятельностью вы бы хотели заняться. Будет это обучение младших , учеников старших классов или студентов. А может, вы захотите преподавать азы профессии взрослым людям.

В каждом конкретном случае имеется свой путь для того, чтобы начать преподавать. Стать учителем младших классов можно, получив специальное образование в училище. Поступить в него может каждый после 9 школы.

А вот чтобы преподавать в высших учебных заведениях, придется получить дополнительное образование в магистратуре. Без диплома об ее окончании у вас не будет возможности читать лекции вчерашним . Конечно, чтобы начать преподавать, можно не получать профильного образования. Если вы в совершенстве владеете каким-то предметом, вы можете заняться репетиторством или объяснять материал отстающим однокурсникам. Впоследствии вам будет проще поступить и окончить профильные курсы, ведь у вас уже будут важные навыки работы с учениками.

Начать преподавать можно не только в школе. Сегодня весьма перспективной является работа бизнес- . Это возможность научить людей делать карьеру. Для того чтобы начать преподавать азы профессии, нужно самому быть успешным сотрудником, иметь опыт работы, постоянно совершенствоваться и приобретать дополнительные навыки.

Кандидат наук и доцент на пути к преподаванию

После окончания бакалавриата студент может поступить в аспирантуру с целью повышения своей квалификации. Там он сдает государственные экзамены и после защиты кандидатской диссертации становится старшим преподавателем, а также ему присваивают ученую степень кандидата наук. После же утверждения Всероссийской Аттестационной Комиссией кандидатской диссертации следует подать прошение на присвоение ученого звания доцента.

Звание доцента дается навсегда и дает право преподавательской деятельности в вузе. Оно присваивается ученым советом вуза и утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Доцент ведет научную и методическую работу, руководит самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов.

Профессорская деятельность

Если возникает желание идти дальше по карьерной лестнице, можно поступить в докторантуру и защитить там . Это очень сложная процедура, но получение ученой степени доктора наук открывает перед преподавателем множество новых возможностей: он имеет право работать в университете столько, сколько хочет; он руководит аспирантами; он получает более высокую зарплату.

Помимо ученого звание профессора, в современной России существует и должность профессора, которая присваивается только на время работы в этом качестве и назначается лицам, прошедшим конкурсный отбор и утвержденным ученым советом вуза.

Другие пути

Окончить педагогический университет – самый прямой путь в преподаватели. Но путь этот не единственный.

Для того чтобы стать педагогом, порой не требуются даже ученые степени. Преподавателю достаточно хорошо разбираться в своем предмете. Часто уже в период обучения многие студенты занимаются репетиторской практикой, что на опыте значительно повышает их профессиональную компетентность. При желании можно овладеть и современными методиками обучения.

Активно развиваются сегодня и бизнес-тренинги. Бизнес-тренерами становятся как гуманитарии, так и «технари», обладающие навыками манипулирования аудиторией и передачи информации, накопленного опыта в своем деле.

Учитель в нашем обществе – это востребованная профессия. Еще со времен древней Греции профессия педагога была актуальной и значимой для людей. А сегодня всё больше и больше молодых людей идут работать в учителями в школу. Говорят, что учитель – это призвание. А вот что нужно сделать для того, чтобы призвание стало профессией. Итак, как стать учителем.

Самый простой способ, как стать учителем в школе – это закончить педагогический колледж или лицей. Однако после окончания такого учебного заведения работать можно будет только с младшими классами. Для того, чтобы работать со старшеклассниками, необходимо закончить педагогический ВУЗ. Это может быть университет, институт или академия. Главное, с педагогической направленностью.

Стать учителем в школе можно и без педагогического образования. Наличие высшего образования тут тоже необязательно. Если вы неплохо владеете токарным станком, играете на музыкальном инструменте или знаете теоретическую физику, а также можете научить этому другого – то школа может взять вас на работу. Решение выносится администрацией школы. В последнее время практика брать на работу специалиста без педагогического образования становится всё популярнее.

Студентам педагогических ВУЗов стоит заранее думать о трудоустройстве в школе. Начиная со 2-3 курса, будущий специалист проходит практику в школе. Идти желательно в то учебное заведение, где планируешь работать. Важно показать себя компетентным педагогом, чтобы получить характеристику, которая потом поможет устроиться на работу. Кроме того, можно попробовать свои силы на педагогическом поприще. Может быть, работа с детьми – это не ваше.

После окончания обучения часто стоит вопрос: как устроиться на работу в школе. Тут есть несколько вариантов:

  • Поиски через газеты и сайты, предлагающие вакансии
  • Через знакомых и друзей
  • Остаться работать после квалификационной практики
  • Самостоятельно обзвонить все школы города
  • Найти информацию в местных органах образования

Стоит помнить, что искать интересующую вас вакансию учителя необходимо в мае-июне. Именно в это время набирается педагогический состав школы.

Если вы устроились на работу в школу, часто возникает вопрос, как стать хорошим учителем. Универсального рецепта тут нет. Профессионализм и авторитет зависит от множества факторов. Харизма педагога, умение налаживать отношения с учениками – важные качества для учителя. Кроме того, можно быть талантливым специалистом в своей области и хорошо преподавать материал, в психологии это называется «власть знатока». Опыт приходит с годами. Если у вас в первое время ничего не получается, не стоит расстраиваться. В профессии учителя важно любить своё дело и постоянно развиваться как личность и специалист.

Алексейизуланудэ

Можно ли без педагогического образования работать в школе и учреждениях дополнительного образования?

С 2010 года из школ начались массовые увольнения педагогов без педагогического образования. И не только из школ. Из домов и дворцов детского юношеского творчества, из центров детского краеведения и туризма увольняли педагогов без соответствующего диплома.

Чтобы понять, как сложно специалисту без педагогического образования быть допущенным к работе с детьми, достаточно узнать обстановку в учреждениях дополнительного образования для школьников. Если даже там не берут на работу и давно выгнали прежних педагогов без диплома, что же говорить о школьных «физруках» подобных учителю из известного телесериала… В реальности, если бы персонаж Нагиева не смог предъявить настоящего диплома педвуза, повода для съемок новых сезонов «Физрука» уже давно не было бы.
Как обстоят дела в Республиканском детско-юношеском центре туризма и краеведения, рассказал директор РЦДЮТиК Даши Кырмыгенов. За время его руководства – а он в должности директора работает уже больше года, - в Центре краеведения на должности педагога-организатора работала одна девушка. Но ее пришлось уволить, так как по образованию она выпускница ВСГТУ, а второе образование - «Муниципальное управление».
Раньше в Центре была должность тренер-педагог, - рассказал далее директор Кырмыгенов. - А сейчас, если педагог, то он работает в Центре краеведения. Если же тренер, то имеет право идти на работу лишь в учреждение Минспорта. В БГУ получают, допустим, специальность по борьбе. Но выпускники должны получить и вторую – бакалавра по педагогике. Как подчеркнул Кырмыгенов, в Центр приходят специалисты туризму, но их они уже не имеют права брать, хотя знают они больше, чем обычный педагог по туризму.
Заместитель директора этого же Центра А. Е. Кузнецов, рассказал, что раньше у них работало много методистов со степенями – кандидаты наук. Их специально принимали, чтобы увеличить значимость учреждения. Но с 2010 года действительно пришлось увольнять всех этих профессоров, если они были без педобразования.

ЧТО ГОВОРЯТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
Известно, что на работу педагогом могут принять, если человек уже устроился на учебу на заочное отделение педагогического вуза или педучилища. Однако не у всех есть такая возможность, ведь в наше время второе высшее образование предоставляется только на коммерческой основе.
Общее правило, что школьным учителем берут только при наличии диплома педвуза, известно давно. Но ранее было много исключений. С 2010 года эти правила ужесточились. Идет ли речь о полном запрете?
Как ни странно, согласно приказам РФ, учитель с образованием по другой специальности может работать в школе и проходить аттестацию.

Как стать учителем без педагогического образования?

Но есть важные «но».
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н. был утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены требования к учителю: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Также в вышеупомянутом приказе есть раздел "Общие положения". В пункте 9 написано, что лица, не имеющие специальной подготовки, но обладающие достаточным опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности.
Понятно, что одного решения директора учреждения теперь недостаточно. Для приема сотрудника без образования учителя нужна аттестационная комиссия. Ее созывают в том же учреждении, что принимает сотрудника на работу. Комиссия оценивает квалификацию соискателя и опыт его работы.

«ФИЗРУКАМ» В УТЕШЕНИЕ
Уроки вести непросто, нужно владеть методикой преподавания, и вообще работать в школе трудно и малооплачиваемо. Начинающий учитель сталкивается с двумя мало совместимыми условиями: при небольшой ставке - меньше 10 тысяч рублей в месяц, нагрузка предельная - каждый день по нескольку уроков, плюс проверка тетрадей и контрольных работ и написание отчетов.
Желающие работать учителем считают, что знаний у них достаточно. Спору нет, специалист может быть высококлассный. Тот же геолог знает географию не хуже школьной «географички». Тем более он практик. Но нужно донести эти знания до детей. Тут и пригодится профессиональная педагогика, методики обучения детей.
К тому же сегодня система образования ориентирована не на качество, а на скорость образования. Так что даже квалифицированным педагогам трудно донести свои знания.
Проверить способности будущего учителя и предназначена аттестационная комиссия, как прописано в приказе 2010 года. Итак, директор школы теперь не всевластен в судьбе бывшего геолога или химика – нужна рекомендация комиссии.

PS.
В начале 90-х закрывались заводы, конструкторские бюро, проектные институты и прочие организации. Периодически сокращения штата касались научно-исследовательских институтов (а в последние годы закрыто множество вузов и их филиалов по всей стране). Потому-то раньше директора средних школ брали в учителя высококлассных специалистов: бывших инженеров, геологов, оставшихся не удел, научных сотрудников, попавших под сокращение. Яркий пример исхода уволенных специалистов в обычные учителя – книга и снятый по ней фильм с К. Хабенским – «Как геолог глобус пропил».
Что же говорят люди об этой проблеме?
- Я работала 5 лет в школе. Вот только уволилась. Раньше, да, брали, но последние 2 года было строго. Если квалификации "преподаватель" нет, то вариант был только один — работая, параллельно идти доучиваться и ее получать. Знакомый мальчик закончил химфак МГУ. В дипломе у него была запись "химик". И все. Он там же, в МГУ, на последних курсах параллельно учился на каком-то факультете доп. образования, чтобы получить квалификацию преподавателя. Это была отдельная корочка, - пишет в 2011 году пользователь magistra **k**. Название форума на eva.ru символично: «В школу без педагогического образования, реально?» http://eva.ru/carrier-and-law/messages-2800980.htm
В БГУ в Улан-Удэ та же ситуация. Человек получает специальность, а кроме нее еще одну корочку, где написано, что он педагог.
На том же форуме высказалась еще одна пользователь:
- Моя подруга работает в школе учителем английского. У неё нет педагогического образования совсем, в школе её все уважают как молодого специалиста, гордятся ею, дети её любят (ей 23 было когда начала работать). Ещё 2 соседние школы мечтают, чтобы она работала у них…. так что всё возможно.

Copyright: Алексейизуланудэ, 2018
Свидетельство о публикации №218060200657

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

Романа Кис, учитель обществознания и истории московского Центра образования № 1317

Учитель обществознания и истории должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок.

Романа Николаевна, кому стоит идти работать учителем обществознания и истории? Какими качествами для этого нужно обладать?

Если человек думает о профессии учителя, ему стоит понять, способен ли он много и заинтересованно общаться с людьми, особенно с детьми. Людям, устающим от общения, в школе делать нечего. Людям, которым с детьми общаться по каким-то причинам некомфортно, - тем более. Учитель должен быть человеком, неравнодушным к своей работе. Это в любом случае хорошо, но для учителя — условие обязательное, иначе он будет просто «отсиживать часы», и его равнодушие к предмету передастся детям. Это справедливо для всех учителей.

Что касается учителя обществознания и истории, то он, прежде всего, должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим сейчас в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными для них. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок. Учитель не сможет научить этому школьников, если сам этого не умеет, если его позиция является ангажированной.

- Предмет «Обществознание» включает в себя элементы из сферы экономики, права, философии, социологии, политологии... Нужен ли в школе такой «универсальный» предмет? И какое базовое образование, на ваш взгляд, предпочтительнее для учителя обществознания?

Я не считаю предмет «Обществознание» бесполезным. Его можно преподавать не только давая теоретические выкладки, но и ориентируясь на практику, детям эти знания пригодятся в жизни.

Что касается образования, то мне представляется, что базовое историческое образование для учителя обществознания предпочтительнее, чем, допустим, политологическое. Я сейчас являюсь слушателем , предназначенной для учителей обществознания. Там учатся коллеги с разным базовым образованием, и у меня сложилось впечатление, что те, у кого образование, допустим, политологическое, больше склонны излагать детям чистую теорию, не иллюстрируя ее фактами. Так, есть теории лидерства, есть разные типы лидерства, описанные в рамках этих теорий. Учитель-«политолог» скорее более подробно расскажет о теоретических концепциях, связанных с каждым типом лидерства, тогда как учитель-«историк» обязательно будет объяснять всё на историческом материале, иллюстрируя примерами из истории. Второй подход мне ближе: я считаю, он позволяет лучше применять знания обществоведческой тематики на практике.

Так что, думаю, базовое историческое образование плюс специальная магистратура, как в НИУ ВШЭ, - это хороший вариант.

- Программа называется «Политические вызовы современности». Вам на протяжении вашей работы учителем приходилось сталкиваться с политическими вызовами?

Наверное, всем людям моего поколения приходилось. Я поступила в вуз еще в советское время, а закончила его уже в независимой Украине. Пока я была студенткой, сменились две противоположные догматические концепции. Сначала нас учили в соответствии с марксистско-ленинской теорией, а потом на нас же экспериментировали при попытках создания национальной педагогической школы. Так что можно считать, что это был первый «политический» вызов, с каким я столкнулась в качестве будущего педагога. Справиться с ним мне помогло как раз историческое образование. Лучшие мои педагоги учили меня смотреть в первую очередь на факты, а не на догматические шоры того или иного рода. Наша современность постоянно заставляет нас принимать подобные «вызовы»: когда сначала возникает какой-то способ оценки тех или иных событий, часто весьма ангажированный, а потом он вдруг меняется на противоположный - по причинам, никак не связанным с объективными фактами.

Самый яркий пример подобного рода — российская история 1990-х годов, которая изучается в школе. Я вижу, как сейчас меняется отношение к ней в обществе. Один миф начинает постепенно сменяться другим. Если еще недавно было принято полное очернительство этого времени, то сейчас к нему появляется и доброжелательный интерес. Для меня как учителя и истории, и обществознания учеба в Высшей школе экономики была как раз полезна именно в связи с историей 1990-х годов. В этом университете очень много внимания уделяется тем событиям, им посвящено много исследований. Я, например, «открыла» для себя Егора Гайдара - неожиданные аспекты его деятельности, его взглядов.

Очень мифологизирована тема Великой Отечественной войны. Это тоже некий «политический вызов» для нас, так как мифологизация эта носит политический характер.

- Ваши ученики сдают ЕГЭ. Как вы помогаете к нему готовиться? Есть ли у вас претензии к КИМам?

ЕГЭ — это, если можно так выразиться, тоже «вызов» для нас, хотя и не политический. КИМы составлены неоднозначно. Если дать их «прорешать» нашим преподавателям в НИУ ВШЭ, то, думаю, и им было бы весьма затруднительно дать определенные ответы на некоторые вопросы, а иногда и забавно узнать, какой ответ в рамках обществознания будет считаться корректным. В результате мне все время приходится объяснять ученикам, что есть разные взгляды и разные теории, но задания ЕГЭ предполагают при ответе на такой-то вопрос некий соответствующий ответ, какой будет считаться в данном случае правильным. А потом, когда поступишь в хороший вуз, тебе там расскажут все более подробно. Хотя мне такой подход не кажется справедливым. Конечно, разработчики ЕГЭ пытаются унифицировать материал, но это очень сложно сделать с общественными науками.

- Что нового вы узнали за год учебы в магистратуре? Что изменилось после этого в вашей работе?

Для меня открытием стало все то, что рассказывают нам о деятельности Европейского суда по правам человека. Это, наверное, первое, что мне захотелось сразу донести до ребят. Понимаете, у нас в России государство всегда «над» человеком. Так исторически сложилось. Россияне поэтому всегда принимают сторону государства в любом конфликте государства и гражданина. Это даже у детей заметно. Просто такова наша культура, наша история. Мне кажется, отчасти это связано с тем, что наши люди просто не понимают, что «права человека» - это не пустой звук и их можно и нужно защищать. Я сама не очень понимала этот механизм, пока мы не начали изучать деятельность Европейского суда. Теперь я обязательно рассказываю об этом ребятам. Мне кажется, это поможет дать им представление о другом взгляде на проблему, отличном от того, какой традиционно у нас бытует.

- Какие методы преподавания вам близки?

Те же, что и всем учителям, — лекции, дискуссии, проектная деятельность. Проекты очень люблю. У меня как раз после первого года обучения в магистратуре сложилась идея проекта для моих старшеклассников, связанного с ЕСПЧ. К тому же у нас сейчас планируется отмечать юбилей российской Конституции. В связи с этим Минобрнауки объявил всероссийский конкурс для учащихся. Думаю, мы обязательно примем в нем участие. Это будет полезным опытом для моих учеников, даст возможность изучать Конституцию и историю ее создания более вдумчиво. У нас в обществе, по моим наблюдениям, принято довольно пренебрежительное отношение к этому документу, люди не понимают значения Конституции как основы права. Как учитель планирую участвовать в проекте Совета Европы «Демократия в школе».

- А как вы объясняете детям значение Конституции?

Здесь так же помогают исторические примеры и сопоставление российской Конституции с конституциями других стран. На уроках мы достаточно подробно разбираем, кто писал российскую Конституцию, какие изменения, связанные с Конституцией, происходили с 1991 года по 1993, какие варианты разных статей и пунктов рассматривались. Когда описываешь процесс принятия «ельцинской» Конституции, уже становится понятно, какое значение этот документ имел для нашей страны.

- Если говорить об истории — какие темы представляют для школьников затруднения?

Сложно дается XVII век истории России в 7 классе. Может быть, это связано с тем, что он как-то теряется на фоне двух ярких исторических персонажей — Ивана Грозного и Петра I. Только этим я могу объяснить, что столь значимое в историческом пространстве России время совершенно забывается, и его потом сложно восстановить при подготовке к ЕГЭ. Стараюсь как-то «оживить» эту эпоху с помощью разных педагогических приемов. Недавно мы с ребятами изучали конфликт патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем - устроили диспут сторонников «священства» и «царства». Два класса изучили подобранные мной первоисточники и научные труды, подготовили дискуссию на полтора часа. Один класс выступал в пользу патриарха, другой — в пользу царя. Мы с практикантом из педагогического университета были судьями. Победу присудили сторонникам Никона — их аргументация оказалась более оригинальной и весомой, хотя в истории, как известно, события завершились не в пользу Никона.

- Есть ли какие-то «политические вызовы», которые современность бросает учителю истории?

Вряд ли то, что я назову, можно назвать политическим вызовом. Скорее это методический или научный вызов, пусть даже он неразрывно связан с политикой. История России традиционно у нас изучается отдельно от мировой истории. Два курса настолько разделены, что ни дети, ни взрослые, прошедшие курс истории в школе, не могут сказать, например, что происходило в Западной Европе, когда Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле? Пожалуй, такое изучение истории было частью общей изоляционистской концепции СССР.

Сегодня Россия открыта миру, и все громче звучат голоса тех, кто призывает связать мировую историю с российской. Об этом говорят и многие учителя истории — я бываю на съездах учителей истории, где этот вопрос постоянно поднимается. Вопросы всеобщей истории включили и в материалы ЕГЭ, и это хорошо. Связать российскую историю с мировой просто необходимо, и я стараюсь это делать. Однако пока это проблема, так как учебно-методические комплексы не очень тому способствуют. Но я оптимист - подвижки есть и со временем все изменится к лучшему.

Беседовала Екатерина Рылько



Поделиться