Эрот греческая мифология. Комментарии к "афродита, эрот и гименей" Эрос сын

Эрот (Эрос), греч., лат. Амур, Купидон - бог любви или сама любовь; согласно древним мифам, Эрот - воплощение всеоживляющей силы, родившейся из первоначального Хаоса, по более поздним, - сын Ареса и Афродиты (или Ириды и Зефира, или сын Зевса).

Не будем удивляться, что в мифологии существуют разные взгляды на происхождение и характер Эрота. Что мы, собственно, знаем о происхождении любви? Если мы думаем, что она стара как мир, то ведь и Гесиод утверждает то же самое: Эрот родился одновременно с богиней земли Геей. Мы считаем, что без любви не было бы жизни на земле - по Гесиоду, именно Эрот соединил разрозненные первоначала всех вещей, из которых возникли все живые существа: боги, люди, животные. Мы считаем, что любовь неодолима, что она приносит с собой радости и страдания - именно таков сын Афродиты Эрот, вездесущий и всемогущий: вооруженный луком и стрелами, он витает на золотых крыльях повсюду, выискивая себе жертвы; тот, кого он ранит стрелой, обречен на любовь, и его ждут радости или горести - или и то и другое. Опыт любви объясняет, почему люди почитают Эрота, воспевают и проклинают его.

Верховный бог Зевс отлично знал, что натворит Эрот, появившись на свет; знал также, что сам он окажется жертвой его стрел. Поэтому Зевс решил погубить Эрота, как только он родится. Но Афродита спрятала младенца Эрота в непроходимой чаще, куда не проникало даже око Зевса, и там его вскормили своим молоком свирепые львицы (может, поэтому он не лишен жестокости). Когда Эрот вырос, он вернулся на Олимп, и все боги радостно приветствовали очаровательного кудрявого мальчика. Эрот стал верным помощником Афродиты. Работы у него было более чем достаточно, ведь он вмешивался в жизнь чуть ли не каждого бога и человека. Как рассказывают поздние мифы, ему даже пришлось взять себе в помощь маленьких эротов или амуров, своих братьев; братом Эрота был также Антэрот, бог взаимной любви, которого Овидий называл мстителем отвергнутой любви.

Однако без помощи Антэрота перед любовью был бессилен и сам Эрот. Нам известно несколько рассказов о любовных приключениях Эрота. Например, вопреки воле Афродиты Эрот влюбился в прекрасную Психею, и эта любовь принесла обоим влюбленным немало страданий.


В античности (особенно поздней) Эрот был одним из наиболее часто изображаемых богов, он присутствует почти во всех сценах, связанных с любовью. Из античных скульптур наиболее известны так называемый «Эрот Ченточелльский», римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., приписываемого Кефисодоту, отцу Праксителя, и «Эрот, натягивающий лук», римская копия статуи Лисиппа 4 в. до н. э., а также «Спящий Эрот», эллинистическая бронзовая статуя 3 или 2 в. до н. э., и скульптурная группа «Амур и Психея» 2 в. н. э.

В искусстве нового времени изображениям Эрота (Амура, Купидона) несть числа, среди их авторов: Тициан, Бронзино, Манфреди, Караваджо, Рубенс, Буше, Фрагонар, Жерар и многие другие. В картинной галерее Пражского Града находятся картины «Торжествующий Амур» Джентилески (нач. 17 в.) и «Завтрак Амура» Манеса (1850), не считая бесчисленных Амуров и Купидонов на фресках почти во всех феодальных замках Чехии и Словакии.

Из статуй упомянем хотя бы «Купидона» Бушардона (1750), «Амура с мотыльком» Шоде (1802), «Спящего Амура» М. Козловского, рельеф Торвальдсена «Купидон и Ганимед» (1831) и «Купидона» Родена. Одна из главных достопримечательностей Лондона - очаровательный «Эрот» Джильберта (1893), украшающий площадь Пиккадилли-Серкус; но это - общепринятое разговорное название памятника известному филантропу Шафтсбери, основателю интернатов для сирот и детей с физическими недостатками.

Иносказательно Эрот - любовь:

«…Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот».
- А. С. Пушкин, «К Пущину», (1815).

К сожалению, сегодня его облик сильно исковеркан влиянием римской культуры, из-за чего многие люди представляют его в виде маленького мальчика. Однако подлинный Эрос отличается от этого образа как внешне, так и внутренне.

Первые упоминания о великом боге

Естественно, подобные слухи привели в бешенство Афродиту. В порыве гнева она просит своего сына пустить ей в сердце стрелу, дабы та заставила ее влюбиться в самого уродливого мужчину. Бог Эрос покорно выслушал слова матери и отправился к дому, где жила Психея. Но, увидав прекрасную женщину, безоговорочно ее полюбил.

Беда была в том, что законы Олимпа запрещали смертным видеть Эроса. Поэтому он начал приходить к Психее только под покровом ночи, дабы та не видела его лица. Но девушка все равно полюбила молодого бога всем сердцем. Вскоре они поженились, но даже после этого Эрот приходил к своей супруге лишь в темные ночи.

И все бы ничего, если бы не завистливые сестры Психеи. После свадьбы они начали оговаривать Эроса, убеждая молодую жену в том, что ее избранник - настоящий монстр. Увы, бедная Психея поверила их словам и решила нарушить обет, данный своему мужу. Она пронесла в спальню свечу и нож, дабы увидеть истинный облик Эрота, а в случае необходимости убить его.

Однако ей явилось не чудовище, а прекрасный юноша. От этого ее руки задрожали и капли воска полетели прямиком на тело возлюбленного. Раскрыв глаза, Эрос увидел свою жену, удерживающую нож в своей руке, и, потрясенный таким предательством, улетел от нее прочь.

Финал истории

Бог Эрос сильно обиделся на девушку и долгое время не появлялся перед ней. Разлука разрывала сердце Психеи на части, поэтому она решила сама найти своего возлюбленного. И тут в игру вступила Афродита. Ведомая жаждой мести, она обманом заставила девушку спуститься в Подземное царство и найти там шкатулку Персефоны.

Психея справилась со всеми задания Афродиты, но, открыв злополучный ящик, заснула мертвым сном. Благо об этом узнал Эрот и спас ее, уколов своей стрелой. После этого он обратился за помощью к самому Зевсу. Верховный бог был в добром настроении и согласился примирить мать с невесткой. Впоследствии он одарил Психею своим благословлением и сделал одной из бессмертных богинь Олимпа.

Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Купидон (Шоде Антуан Дени)

Материал из Википедии

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Происхождение

Лоренцо Лотто - Купидон

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

* Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
* По Алкею, сын Зефира и Ириды.
* По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
* По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
* По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
* По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
* По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
* По Пармениду, создание Афродиты.
* По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
* По Павсанию, сын Илифии.
* У Платона — сын Пороса и Пении.
* Сын Хаоса.
* По некоей версии, сын Геи.
* Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Диана, разоружающая Купидона
(Помпео Батони, Metropolitan Museum)

Согласно речи Котты, их было три:

* Сын Гермеса и первой Артемиды.
* Сын Гермеса и второй Афродиты.
* Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

Согласно Нонну, родился у города Берои.

Основные мифы

Любви покоряется все (Амур)
Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Юная девушка, защищающая себя от Эроса
(Адольф Вильям Бугро, 1880)

Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.

Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
на золотых весах судьбы

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

В искусстве

Амур в образе ребёнка
(раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Эрот (Купидон, Амур)

Эрос (Musei Capitolini)

Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.

Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)

Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.

Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

Гесиод писал:

И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

Амур и Психея

В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».

Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.

Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...


Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.

Серия сообщений " ":
Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

Четверка анахатных карт в системе Четверица - Эрос, Дионис, Кришна и Король Артур (Христос). В этой статье - подробно об Эросе. Если вы хотите узнать об остальных картах, пишите мне тут, в Фейсбуке и в Контакте...

"ЭРОС» переводится с греческого как «сильное желание», «любовь». Эрот (Эрос), в древнегреческой мифологии – бог любви. Его латинские названия - Амур или Купидон. Он - сын и постоянный спутник Афродиты: юноша или даже дитя с луком. Иногда он изображается с повязкой на глазах: любовь слепа. Стрелы Эроса способны насылать любовь или - ненависть. Поэтому его бояться и сами боги. Отец Эроса (по основной версии мифа)- Арес (у нас- архетип, относящийся к свадхистане)
У него есть брат Антэрос, персонифицирующий собой равнодушие или ненависть к недоступному объекту любви.
Другие дети от этого союза - Деймос (ужас), Фобос (страх) и - дочь Гармония. Также как братом Эроса иногда считают Танатоса, бога стремления к смерти.

Эрос позднегреческой мифологии- шалунишка, мальчик-проказник. Эрос - прекрасный юноша с крыльями, муж Психеи-Души. Но, одновременно, Эрос - «древнейший из богов» (Платон, «Пир»), не имеющий родителей, космическая прапотенция, приводящая в действие механизм порождения мира. Так, в «Теогонии» Гесиода Эрос вместе с Хаосом и Геей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в поэмах орфиков.

СИЛА ЖИЗНИ. ЯРОСТЬ, АГРЕССИЯ, ГНЕВ

В архетипическом образе Эроса - три слоя, три уровня глубины. На поверхностном слое - резвый, детский, барочный, золотой и игривый непоседа - непредсказуемый, избыточный, яркий. Возможно. мальчик-Амур (Эрот) не рос, не принимал форму взрослого человека, потому что многие (большинство) просто не в силах вынести его истинной огромности, осилить это величие.

На второй стадии, Эрос предстает юношей, радостным, сильным и знающим. Он учит человека искусству любви, пониманию путей души - своей и партнера. Учит завоевывать и познавать чужую душу, открывает красоту предельного интереса к партнеру без зависимости, без ожиданий и проекций. Это не обычная наша влюбленность в свое отражение: Эрот-юноша учит бескорыстию в любви, учит видеть в возлюбленной – Бога.

На третьем уровне Эрос - древняя или вечная Сила. Эрос относиться к существам, которые приходят из глубокой темноты. Можно бесконечно оставаться на детской стадии и не зажигать лампы. Но, в таком случае, отношения Души-Психеи с миром никогда из этой стадии не выйдут, куколка никогда не станет бабочкой. Присутствие энергий Эроса в его самой глубокой ипостаси ощущается как причастность к нерассуждающей стихии. нечеловеческой мощи, нечеловеческим масштабам. Так можно человеческой душе приобщиться к Душе Мировой, испытывая благоговейный восторг. В присутствии Эроса каждая клетка тела дышит и колеблется в резонансе с Универсумом.

Итак, за малюткой с луком стоит нечто очень, чудовищно большое. Это - неукротимое желание, сила жизни, желание жизни жить: «Всем на свете от и до управляет либидо!». Фрейдовское «либидо» (от лат.- «похоть, желание, страсть, стремление») автор этого термина приравнивал к Эросу Платона. К. Г. Юнг понимал под либидо психическую энергию в целом: это индийская Прана, китайская Ци: Энергия, из которой соткан мир.
Интересно, что древнеевр. Ruah – «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2) означает также «любовное желание».

Согласно Платону, в человеке энергия-Эрос проявляется как стремление к абсолюту. Эрос - ностальгия по абсолюту, по миру идей, в котором когда-то пребывала душа.. Эрос испытывает влечение к красоте и благу. И, следовательно, не обладает ею, он - связующее звено между миром небесным и земным. Другой древнегреческий философ, Плотин, в трактате «Об эросе» аллегорически утверждает, что Эрот происходит от нищеты-материи и богатства-логоса, Духа.

Эрос – сила, побуждающая к преодолению энтропии, воздвигающая из простого сложное, заставляя человека стремиться к к самозавершению и духовному бессмертию.

Эрос также ярость, агрессия. Русский Эрос - Ярило. Неукротимый, неистовый.
Сторона любви, которую поэты называют « кипучей страстью», и находилась в веденье славянского Ярилы: в какой-то степени его можно назвать богом любви. По утверждениям ряда исследователей славянской древности Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким женихом в белых одеждах, на белом коне. Некоторые этнографы считают, что Ярило не почитался как бог, это - персонификация одного из летних календарных праздников. Носили чучело под названием «Ярило», клали в гроб оплакивали и зарывали в поле.Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами нередко содержало эротические намёки и сопровождалось скабрезными шутками мужиков. Это указывает на то, что после похорон предполагалось воскрешение - сила жизни умереть не может!

Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, скорее всего связано с весенним пробуждением природы (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян). Но производят его и от санскритского корня ar, греч. ;; - «действие возвышения, движения вверх», прямо сближая с греч. " эрос".

Любви, особенно плотской любви между мужчиной и женщиной присуща некоторая агрессивность - напор. Иначе - как двигаться вверх, как преодолеть преграду между сердцами? Слово «агрессия» воспринимается негативно. Агрессия - это «плохо». Но это не так. Агрессия необходима для выживания. Агрессия - не только насилие, но и сила. В английском языке еще живет подобное значение. «Агрессивным» называют человека энергичного, то есть - яростного, ресурсно соединенного с энергиями Эроса. Агрессия - это гнев, испепеляющий, ослепляющий, как ослепляет любовь - кровь бросилась в глаза!
"Гнев" имеет общий с санскритом корень "гн" ("агни" - "огонь"). Скачок адреналина, взрыв энергии - вспышка гнева: попытка выйти за пределы, но приводящая к разрушениям - себя, других, отношений. Однако последователи тантрического буддизма используют гнев, чтобы, оседлав его, резко расширить сознание - опасная практика, если человек не вполне к ней готов, но логичная.

Известный этолог К. Лоренц в своей книге " Так называемое зло" рассказывает о необходимости агрессии и о способах ее сублимации. Совсем не родственные виды животных выработали в процессе эволюции схожие поведенческие приспособления, призванные перенаправить энергию агрессии в полезное для выживания вида русло. Инстинктивная агрессия (либидо) у животных и у людей сублимируется в ритуалы ухаживания и дружбы. Обуздывающие гнев ритуалы сложны у хорошо вооруженных животных: обладателей мощных клыков, острых рогов, сильных копыт и т.д. Исполнение ритуалов уже само по себе стало инстинктом: животное, лишенное возможности соблюдать ритуалы чахнет и болеет. Интересно, что чем выше внутривидовая агрессивность и сложнее трансформирующие ритуалы, тем возможнее проявления у животных того что мы считаем самым прекрасным и в человеке - любви, верности и дружбы.

ЭРОС И ПСИХЕЯ

Амура и Психею художники изображают совсем юными, иногда и вовсе детьми. Они еще не изранены условностями взрослой жизни, их сердца чисты и не испытали удара. Это первая любовь, самая сильная и хорошо, если единственная.
Но современное общество не приветствует раннюю любовь и ранние браки. Поэтому история первой любви вспоминается как разной степени - но трагическая, светлая и грустная. В том возрасте, в котором сердце готово полюбить (а этот возраст приходит, когда расцветает тело; анахата - чакра телесной, земной любви) считается важным заниматься совсем другими вещами - образованием, социализацией. Эрос, конечно, пробивает себе дорогу, но его энергии искажаются, ополовиниваются, опошляются.
Это противоречие не очень- то преодолимо: большинство читателей этих строк уже вышли из подросткового возраста, а не препятствовать плотской любви несовершеннолетних и рождению детей у своих юных детей способен совсем не всякий. Но... Над романтической историей Ромео и Джульеты мы вздыхаем уже более 400 лет...

История Амура (Эроса) и Психеи поразительно похожа на европейские и русские народные сказки. Это - «Аленький цветочек», «Спящая царевна», «Красавица и чудовище» и многие другие. Это классическая история про инициацию во взрослость. На бытовом уровне - в брачный возраст. На мистическом - сюжет описывает союз Эроса-Космоса и Мировой Души.

…..Психея была царской дочерью, младшей из трех. Она была столь красива и мила, что молва стала сравнивать ее с самой Афродитой. Разгневанная Афродита послала сына Эроса с приказанием силой своих стрел заставить Психею влюбится в самого последнего бродягу-урода. Эрос чтил свою мать и охотно согласился, но, увидев красу Психеи, влюбился в нее сам. Он сделал так, чтобы к Психее никто не сватался. Родители девушки вопросили оракула и оракул сообщил, что Психея назначена судьбой в жены ужаснейшему чудовищу. Что было правдой - один из аспектов Эроса - чудовищность (любовь зла!).
Психею приковали к скале, налетел ветер (стихия анахаты - воздух: " ураган страсти") и отнес ее в прекрасный замок, где днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью на ее ложе приходил некто. Муж, навещавший Психею под покровом темноты, был очень нежен и жилось девушке хорошо, пока она не попросилась навестить сестер. завистливые сестры заронили в душу Психеи сомнение - вдруг она и вправду живет с чудовищем?
Вернувшись домой, она приняла решение посмотреть, какова внешность ее любимого, хотя он и запретил ей этим интересоваться. По каким- то причинам Эрот не хотел " открываться" и мы знаем, что это часто бывает и в жизни. Мужчина неохотно пускает в душу, " держит дистанцию".
Дождавшись, когда Эрот уснул, Психея, подозревавшая в муже чудовище, зажгла свечу и увидела прекрасного и нежного юношу. Капля расплавленного воска упала на его плечо и он проснулся от боли. Своим желанием душевной близости она ранила его.

Желание Души- Психеи узнать истинный облик возлюбленного привело к тому, что он получил рану. Раненный, обожженый Эрос улетел лечиться к своей матери, Афродите, оставив Психею одну. Так тоже часто бывает: мужчина «уходит» к маме. Тогда отважная девушка принимает решение искать своего возлюбленного. Долго ли коротко, дошла она до дворца Афродиты и упросила ее испытать ее любовь к Эросу. Афродита тут выступает в роли бабы Яги: дает бедной девушке невыполнимые задания. Однако Психее помогают волшебные помощники, которых она расположила к себе своей добротой во время странствий. Даже последнее задание - сойти в Аид и принести от Персефоны волшебный ларец - Психея тоже выполнила. Но Персефона предупредила ее: ларец открывать нельзя! Психея же, второй раз в этой истории проявив любопытство, ларец открыла. Из него вылетел волшебный сон и девушка заснула. Сюжет волшебного сна девушки, предшествующего ее замужеству - архетипический: вспомните спящую царевну.

Над землей пролетал Эрос, уже исцелившийся от раны, и случайно (так же как в истории спящей царевны - сон и случай!) увидел свою любимую. Он спустился к ней, поцеловал и она проснулась.
Подхватил Эрос возлюбленную на руки и отправился с ней к престолу Зевса, где перед всеми богами взял ее в жены. Зевс даровал Психее бессмертие и в этом браке родилась их дочь Волупия - наслаждение.

Итак, ради любви Эрос нарушает материнский наказ, проявляет Мужское. Затем - он не ранит ее сердце стрелой, не принуждает ее к любви - она полюбила свободно.
Также интересно, что он не хочет показать себя - боится любопытства, боится получить рану.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

Люди, любящие лишь одного человека на протяжении всей своей жизни - самые сильные...Они знают, что их выбор самый правильный и самый лучший.
Архетип Эроса отвечает за любовь исключительную, только к одному (одной) и на всю жизнь. И к такой любви люди не очень-то готовы, хотя и очень ее хотят. Или, как выяснилось, не очень хотят... О ней сладко мечтать: " он бы подошел, я бы оглянулась..."

Но реальность такой любви - реальность безоговорочного следования своему сердцу. А на следование сердцу наложено много запретов - цепей, замков, уз. В человеческом обществе жить только сердцем попросту невозможно, и не будем забывать, что анахата - чакра тела, нашей животной составляющей. Задача Духа на этом этапе пути вниз (из вишудхи в анахату) помнить о табу, налагаемых в вишудхе культурой. Но - дышать полной грудью и присутствовать в теле и в моменте полностью. Задача с сложнейшая!
Следовательно - нужно искать компромис. Как примирить силу Эроса и потребность в психологической безопасности, том самом комфорте, о котором в эзотерических блогах принято отзываться с презрением? Комфортно с тем человеком, который разделяет твои духовные ценности и социально приемлем: вверх и вниз от анахаты, вишудха и манипура.

Многие боятся привязанности. Само слово говорит об ограничении свободы. Но без привязанности исключительной, парной любви не бывает. Дух привязан к Материи, они связаны, слиты, соединены - именно в этом направлении идет развитие нашей истории.

Спокойную и верную привязанность в сказках, объединенных нами в один сюжет «Эрос и Психея» олицетворяют собой семь богатырей (семь гномов) - братская поддержка мужского. Исключительность. Уникальность. Верность. Легкость и радость. Вот это признаки любви, благославляемой архетипом Эроса, любви, дающей силу.

АНТЭРОС И ТАНАТОС

Теперь надо поговорить о «братьях» Эроса.
По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем из Хаоса возникли время-Хронос, яростный Эрос и хладнокровный, рациональный Антерос, Отрицание любви. Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями, иногда Антероса рассматривают как ипостась Эроса.В более поздней мифологии родителями Эроса и Антероса стали считаться Арес и Афродита. Теперь Антерос трактуется как ненависть, вызываемая отвергнутой любовью, муки любви и ревности - страсть.
Существует миф, что Эрос не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть). Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.

В результате практической работы, мифодрамы по сказке «Аленький Цветочек» цветочек оказался Эросом, а чудовище - Антэросом. И любовь оказалась весьма страшным чувством Страшно ее не обрести - так чудовищем и останешься. А обретешь - и вместе с ней другой страх приходит- страх за любимого человека.

В другом архетипическом исследовании архетип Антероса сказал: «Что вы волнуетесь так, боитесь кому- то не понравится! Вас никто и не замечает, все заняты только собой. Этим своим страхом не понравиться заняты.... Моя сила огромна: " бойтесь равнодушных и так далее..."
Я даю защиту сердцу, страховку от чрезмерной открытости. Даю понимание того, что ты мало волнуешь людей и нечего волноваться, понравишься ли ты им, достаточно ли соответствуешь их ожиданиям. Ты им интересен гораздо в меньшей степени, чем ты думаешь. Если ты естественн и поглощен любимым делом или любимым человеком тебе не нужно одиночество, чтобы защищать свою душу. Я ее защищаю, я - равнодушие к чужому мнению!»

Другой антипод Эроса - Танатос, бог стремления к смерти. И к анахате он имеет прямое отношение: смерть наступает, когда останавливается сердце. « Любовь и смерть всегда вдвоем..."
Танатос -сын Нюкты, богини ночной темноты и Эреба, бога вечного мрака. Он - брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт он на краю света, обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.
Согласно З. Фрейду, деятельность человека обусловлена переплетением бессознательных влечений к Жизни (Эрос) и к Смерти (Танатос). Влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть". Всякий жизненный путь является ареной беспрестанной борьбы между Эросом и Танатосом.
С биологической точки зрения инстинкт смерти вполне объясним: смертность особи служит развитию популяции, служит эволюции. Смертью особи достигается возможность бессмертия вида и жизни в целом.

В любовных отношениях двоих соединенность Эроса и Танатоса проявляется очень ярко. Чтобы отношения развивались и росли, что-то в них должно умирать постоянно. Для того чтобы из двух отдельных атомов появилась новая молекула необходимо чтобы потеряли свои прежние свойства. Старые личности умирают для того чтобы могли проявиться души. И цель любви -помочь проявиться душе своего партнера во всей ее красе и блеске.
Если пара Эрос приглашает, а Танатос не впускает - отношения не растут. Мужчины нуждаются в обновлении. Они нуждаются в следующих ступенях своего взросления. Нельзя обновиться раз и на всегда. Любой длительный союз - это не одна смерть, это цикл смертей и рождений.

В присутствии Смерти Жизнь проявляется так ярко! Это подметил А. Синявский в своих «Прогулках с Пушкиным»: яркость пушкинского мира обусловлена постоянным присутствием Танатоса. Пир во время чумы, Черный Человек Моцарта, Командор Дон Жуана. Жизнь сияет на черном бархате Смерти, каждая клетка тела кричит: «Еще»!

Подарок архетипа Танатоса - умение заходить на край и проживать жизнь на пределе. Смертельный риск порождает максимальный драйв, Любопытство к Смерти сродни любви. Для мужчины смертельный риск может быть очень ресурен. Так проверяется предел своей Силы - чтобы нарастить ее, раздвинуть этот предел. Мужчине нужна сила духа, чтобы в случае необходимости умереть за то, что он любит.
Женщина же рискует умереть при родах (теперь, к счастью, нечасто, а раньше это было реальным риском). Но это не выбор духа, а выбор Материи, тела.
Поэтому для женщины прямая связь с архетипом Танатоса нересурсна. А вот способность привлечь энергии Танатоса в свое пространство, способность вдохновлять на готовность к смертельному риску из любви к ней - очень даже!

Танатос может проявляться нересурсно у людей, побывавших на войне. Там - каждую секунду подстерегает Смерть. И все по честному, все понятно. Там узы дружбы и любовь к Отчизне проверяются кровью: Братство фронтовое! Там так сладки простые моменты жизни. Поэтому и вспоминают - войну как жизнь! Армию как жизнь! А после войны все как то пресно...

Стремление к смерти связано с любопытством и - скукой. Когда жить скучно, неинтересно - остается еще одна Тайна.
Поэтому энергии Танатоса сильны у подростков. Подросткам часто скучно, чаще чем детям - тело взрослеет и активизирующиеся половые гормоны. Активность шишковидной железы (третьего глаза, чакры аджны) падает. Юный человек перестает быть Богом, становится бунтарем- человеком. Из аджны Дух спускается в вишудху, а затем - в анахату, царство Эроса. Если же путь в анахату закрыт, на сцену выходит Танатос: саморазрушающее поведение, заменяющее любовь.

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

У Танатоса есть брат Гипнос - сон. Вот он - волшебный сон-смерть архетипических сюжетов! Смерть заменяется на сон, один близнец подменяется другим - и таким образом препятствие на пути в сердечную чакру обходится.
Мотив волшебного сна, который может быть прерван лишь поцелуем суженого - это архетипический мотив, общий как для мифа об Эросе и Психее, так и для сказочных сюжетов о спящей красавице, " мертвой " царевне, Белоснежке и, наверное, многих других. Ромео и Джульетта - вариант истории Амура и Психеи, вариант трагический. Юные влюбленные, любовь вопреки воле родителей...Интересно, что глубокий мертвенный сон в этом сюжете тоже присутствует.
Сон - полное бездействие при очень энергетически насыщенном состоянии: состояние сна всегда очень энергоинформационно заряженное - во сне с нами говорит коллективное бессознательное, врачует, советует, " правит". Известно, что якутские шаманы, перед трансформацией психики впадали в многодневный сон, с ними происходила так называемая " шаманская болезнь". Только переболев ею, они получали дар общения с духами.

Во сне каждый человек один, и во сне идет работа Души. Одиночество нужно для того, чтобы душа осознала что она, единственная, хочет. Если Психея, Душа - бабочка, то метафора сна приобретает даже несколько пугающую биологичность - это сон-трансформация куколки в коконе.

В беседе с архетипом Эроса в состоянии активного воображения бог любви сказал:
- Открытие ларца со сном - финальная инициация Психеи. Если бы она не открыла ларец (не укололась бы веретеном в другом варианте сюжета) - она бы была для меня неинтересна. Механистична, в любви не было бы Чуда и Дара, а только работа и заслуга. Работа робота, слуги....
- Расскажи еще про сон, что же он значил?
- Любовь - это когда хорошо просыпаться утром с той, кого любишь.

РЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Ресурсы Эроса многообразны. Это -способность через детское любопытство и непоседливость Эрота-ребенка взорвать привычную картину мира и дойти до истинного взросления – встречи с хтоническим древним божеством Эросом. Но для выхода на эти пласты нужна готовность перейти через какой-то запрет на другой уровень, пожертвовать комфортом и привычностью ради путешествия, которое может ничем не закончиться. Чтобы осветить бездны светом, нужна отвага.
Эрос дает драйв, силу жить, любовь к жизни, отвагу. Насыщенность, яркость, ярость, харизму, хорошее здоровье, красивую внешность. Человек, ресурсно связанный с Эросом - непредсказуем. Он знает свое право на беспричинные поступки, право на ошибки и свои решения. Эрос дает также уважение чужой непредсказуемости, непредвзятость, готовность принять любой результат.

В любовных отношениях такой человек умеет играть ради игры- на стадии начала отношений он умеет вызвать и подогреть интерес, создать интригу, менять правила. Это виртуоз в игре, цель которой - развитие себя и партнера. Он умеет найти в отношениях новые и новые ресурсы. Если же отношения не развиваются дальше, он умеет выйти из них, не обидев другого. В длительных, исключительных отношениях ресурс Эроса проявляется в полной мере. Именно Эрос « отвечает» за счастливые браки - «жили долго и умерли в один день». Он дает состояние тишины, как внутренней, так и внешней.

Работа с архетипом Эроса может привести к чудесным результатам. Если Эрос «приходит» в виде купидончика-путто речь идет об оживлении внутреннего ребенка: в чем многие люди, безусловно, нуждаются. Работа с юношами Эросом и Антэросом ведет к обретению способности встретить «свою половинку». Общение с Танатосом интегрирует на уровне анахаты Тень. А после встречи с Эротом-Хаосом и Мировой душой отпадает вопрос об отсутствии смысла жизни. Это - как полет через космос, когда космос одновременно летит через тебя.

НЕРЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Люди, нересурсно связанные с архетипом Эроса, взявшие в долг его энергию и каким-то образом извращающие ее, часто апатичны и грустны. Они серьезно относятся к себе и жизни, они уже себе объяснили и боятся разрушения системы этих объяснений. Но, похоже, это обиженные дети, надевшие на себя маски грустных взрослых.
Обида, ревность, зависть и вина - нересурс Эроса. Обида - желание, чтобы другой(другие) испытали чувство вины. Это манипуляция любовью, недоверие и равнодушие к другим: волнуют только свои чувства.
Человек, нересурсно связанный с архетипом Эроса, закрыт для энергии мира.
Следствие нересурсного взаимоднествия с Эросом - агрессия и автоагрессия, саморазрушение: одержимость Танатосом.
Нересурсная одержимость Эросом проявляется как поведение Дон Жуана, пикапера. Как капризы ребенка у взрослого мужчины. Как претензия на вечный драйв, модную успешность и энергетичность -любой ценой, что приводит к выгоранию и наркотической или адреналиновой зависимости.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНЫ С АРХЕТИПОМ ЭРОСА

Движение энергии в анахате у женщины идет вовне, в мир. Любовь изливается в мир. Одержимость архетипом Эроса это движение энергии извращает. Теперь женщина хочет, чтобы ее любили, хочет сыпать смертоносными стрелами любви на мужчин: «неотразима»! У женщин есть «донжуанский список», они хвастают им перед подругами. Одержимая Эросом женщина считает, что она сама создает драйв, насыщенность своей жизни. Мужчина - что-то практичное, почти вещь, модное домашнее животное.
Однако при этом мир женщин- «Эросов» вертится вокруг мужчин и именно разговоры о них заставляют загораться глаза.
Невротический парадокс, который возможно преодолеть разотождествлением с архетипом.
Дар Эроса после разотождествления женской души с его энергиями - серьезность и мудрость сердца. Тогда возможно обрести глубокую и сильную любовь - к мужчине и к жизни.

Современное слово «эротика» происходит от имени Эроса – греческого бога любви, в лице которого древние греки поклонялись культу плодородия. Божеству, которое сегодня ассоциируется с весьма недвусмысленным чувством – в древности приписывались понятия также любви духовной, направленной на исцеление, свободу, красоту, а также любви к людям и друг к другу.

Именно древние римляне – виновники того образа Эроса, который популярен сегодня. Они превратили сексуального мужчину Эроса в пухленького херувимчика Амура. Как правило, Амур изображался с завязанными глазами, ведь любовь слепа – далеко не всегда стрелы, которыми он пронзает сердца, попадают в намеченную цель. В преддверии Дня Святого Валентина Амура часто изображают в виде Купидона – бога чистой любви.

Внешность: В ранних изображениях Эрос предстает в виде крылатого мужчины с великолепным торсом и прекрасной внешностью. В более поздних описаниях он уже упоминается, как миленьких пухленький мальчик с крыльями.

Символы и атрибуты: Эроса (Амура, Купидона) иногда изображают верхом на дельфине или льве, но обязательно с колчаном, луком и стрелами. Он всегда на охоте и всегда готов пронзить сердце жертвы чувством безумной любви.

Сила : Сила Эроса состоит в любовном притяжении, обеспечивающем продолжение жизни на земле.

Слабость: Бог любви всегда остается ребенком, посылая свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

Родители: Существует множество мифов и легенд о происхождении Эроса. В римской мифологии он наиболее часто упоминается, как сын Марса и Венеры. Некоторые легенды утверждают, что его родителями были Ирис – хранительница радуги и Зефир – бог северного ветра. В финикийских преданиях он – сын Хроноса и Аштарты. По наиболее распространенной версии в греческой мифологии матерью Эроса является прекрасная – богиня любви, а отцом Арес – бог войны.

Но существует и более древняя версия. Согласно наиболее древним легендам этот бог появился на свет задолго до рождения Ареса и Афродиты. Он – дитя Хаоса, вылупившееся из яйца ночи. Он сам и есть творец древних богов и крылатых существ.

Жена: Красавица Психея подверглась многочисленным испытаниям прежде, чем обрела бессмертие и заняла место среди богов в качестве жены Эроса. Афродита, позавидовав ее внешности, всячески препятствовала браку. В итоге, напоровшись на собственные стрелы, Эрос влюбляется в Психею и все заканчивается хеппи ендом.

Дети: По одной из версий у Эроса и Психеи родилась дочь – богиня удовольствия и блаженства – прекрасная Волупта. Если же вспомнить о более древних легендах, то Эрос – творец куда большего количества крылатых созданий и древних богов.

Основные мифы: В мифах VI века до н.э. Эрос – смелый, крылатый стрелок, владеющий ключами от неба, моря, земли и царства мертвых.

У Платона Эрос – это не божество, а, скорее, демон – вечный спутник Афродиты, он – сын Бедности и Богатства, зачатый в день рожденья Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу и… бездомность.

Интересные факты: У греков и поныне Эрос является одним из самых любимых божественных персонажей. Его изображениями украшают вазы, сосуды и фляги с драгоценным оливковым маслом.

Эроса почитали не только, как бога любви, но и как божество, олицетворяющее жизнь после смерти. Раньше его изображениями украшали гробницы. Впрочем, и сейчас на современных греческих кладбищах можно встретить склепы с традиционным изображением улетающего Эроса и цепляющейся за него, умирающей от горя Психеи.



Поделиться