«Како веруеши?» Сталин и религия. Како веруеши? «Душевные» люди и их христианство

July 26th, 9:27

Единственное, чего боялся храбрый пёс - это грозы.

На днях помянуто было в приятной беседе содружество ворона с бойцом, не тем оно будь помянуто. Во-первых, теперь оно ко мне привязалось, а во-вторых, это очень сомнительное содружество, выгодное скорее ворону (если не считать несомненной экологической пользы, что, впрочем, бойцу уже без разницы. Хотя, когда отряд не заметил потери тебя, тут и пресловутому ворону будешь рад. Подлетающему в упор.) Ведь мы пропали бы совсем, когда б не волки да вороны.

В принципе, по Валиному поводу уже много чего написано. Пионеры с их трупным, пардон, трубным воем, закрывающие свет, пародийный карасик Заболоцкого-Шнура (первый ухитрился спародировать до появления "Пионерки", а второй просто стебался), очень годная ассоциация с пушкинскими бесами, к которой от себя добавлю грозу, Азазелло и "Отрежу руку!"

Много интересного есть тут:

Отдельного упоминания заслуживает рассуждение о подвиге Вали (особенно для тех, кто, как и я, в своё время ломал голову над тем, в чём он, собственно, заключается.)

Я же отмечу (и тоже не окажусь при этом в одиночестве) совершенно дикий, инфернальный страх, сопутствующий большинству юных читателей этого стихотворения, за исключением перенесших скарлатину и от этого несколько разочарованных. В скобках скажу, что таковые неправы: красочное описание соответствует не типичной картине болезни, а её осложнениям. Если у тебя нет антибиотиков, инфекционно-токсический шок или пневмонию колдуй не колдуй, а простым глаженьем ёжика не вылечишь.

Да, так вот о страхе. Белая палата и крашеная дверь - ну что в них, казалось бы, такого, а вот подите. (Напротив, комната с белым потолком внушает больше надежды, чем любая другая комната. А часто вы видите комнаты с другим потолком? Производителям натяжных просьба не беспокоиться, их изделия ассоциируются исключительно с возвращением Имрея.)

Ужасна была удушающая мякоть тюфяка. Даже невинной пеночки двухоборотный свист отдавал разбойным нападением. В силу неосведомлённости особо страшны были малопонятные кунцево, сетунь и ногина. Последнее жуткое создание а-ля Нагайна не спасало даже упоминание фабрики. Мало ли что там выпускают.

И даже не факт, что это заслуга Багрицкого. Некоторые произведения после создания начинают жить сами по себе и транслировать то, что в них не писали. Как говорил другой персонаж - нас вызвали не руки, нас вызвало желание.

А что касаемо ужаса такого рода, он, можно сказать, патогномоничен и возникает исключительно в присутствии пионеров силы, которая часть той силы, которая часть той силы, которая делает вид, что типа совершает благо. В общем, кто сталкивался, тот меня поймёт. А если нет, то лучше и не надо.

а краткий смысл сводится к тому, что пусть люди празднуют на здоровье всё то, что им хочется отпраздновать.

Первомай, похоже, сейчас не в тренде, поскольку советский. Более того, мне уже попадались замечания по поводу того, что и 23 февраля - это фу как неправославно. Не вдаваясь в богословские подробности (во-первых, потому, что женщине там, в этих подробностях, не место, а во-вторых, потому, что мне плевать на предысторию этой даты, буде даже таковая существует), должна всё же сказать, что, имхо, те, кто когда-либо брался нас защищать, имеют право отмечать свой профессиональный праздник тогда, когда им заблагорассудится. Дед у меня, к примеру, праздновал как представитель армии и флота сразу (особенно трогательно его поздравляли флотские из-за службы на минных тральщиках). А в госпитале у нас традиционно в этот день варят военно- полевую кашу (гречку или перловку с тушёнкой; кажется, даже соответствующая печка имеется.) Куда как православно было бы их без каши оставить.

Что же до Первомая, то я обеими руками за мир, труд и огурцы садить, а по поводу мая ещё Робин Гуд с Маршаком говорили, что он самый радостный в году, считай иль не считай.

Восьмое марта я бы назначила ещё днём логопеда. Можно было бы устраивать шествия логопедов с плакатами типа: "Всенародно отпразднуем в марте день Клары и Розы!"
(Если приспичит дразниться, то лучше использовать фразу "Мой брат - красавец! Работает в Средиземном море НА РЕ-ФРИ-ЖЕ-РА-ТО-РЕ!")

Некоторые сомнения есть относительно Валентинова дня, хотя его и обессмертил Шекспир. Однако сомнения эти чисто практического свойства: положим, А любит Б и дарит ей красную плюшевую жопу. Предположим также, что за десяток-другой лет его чувство не угасло. К тому времени у несчастной Б накопится такое количество плюшевых жоп, которое будет серьёзно затруднять уборку, что может поставить под вопрос её чувства к А.
August 29th, 2016

Внезапно лента принесла очередной срач. в одни ворота обсуждение вродеправославной статьи про замужество.

www.orthedu.ru/news/obzor-smi/15814-esli-v y-hotite-zamuzh.html

Ну что я вам скажу? Да, статья глупейшая, как упомянутый бант на голове у встречающей мужа домохозяйки. Во-первых, она слеплена из разных рекомендаций для разных аудиторий, причем кое-какие из них весьма врхаичны. Во-вторых, всё это впарено одной конкретной аудитории (предположительно девицам, желающим стать матушками) и изначально предназначено для тех, кто знает, во что ввязывается, а не для широкого круга читателей. Поскольку многие требования (в частности, касающиеся деторождения) достаточно узкоспециальные. То есть обязательными являются для жены духовного лица, а что до остальных, то пусть вместит тот, кто может вместить. Правда, тогда как-то неуместен играющий в танчики муж, или я чего-то не знаю о священниках. В общем, надергано отовсюду этак века с восемнадцатого и до наших грешных дней. В-третьих, да, взгляд на жизнь и манера изложения автора не вызывают симпатии. В-четвёртых, хорошая, годная православная статья должна вызывать реакцию типа ух ты, и я так хочу жить вотпрямщас или в крайнем случае с понедельника. "Душе бо моя грешная того восхоте."
То есть возмущение атеистов вполне себе понятно. Но статья определенно не стоит того ушата, который на неё вылит, и у меня есть возражения.

1. Позиция одного человека не есть позиция Церкви. То есть все обобщения по типу "толстопузые мужики в платьях, пытающиеся подчинить и запугать свою паству" примерно равноценны утверждению "меня лечил лысый кривоногий доктор, следовательно, все доктора по определению являются лысыми кривоногими мужчинами." И да, что ж людям так не везёт-то на батюшек? Я как минимум пятерых приличных знаю. Со своими тараканами, но вполне подходящих под определение глубоко порядочных людей. И бескорыстных, ага. В конце концов, Ярослав Шипов же есть.

2. Эпитет "православнутые" придумал человек, не любящий православных. В Православии это явление называется "рвение не по разуму." Рекомендации - "если видишь, что твой брат шествует на небо, стяни его за ногу."

3. По-прежнему убеждена, что опускаться до оскорблений не есть хорошо.

4. Все пожелания в Православии носят рекомендательный характер. То есть мой личный адик, являющийся прямым следствием моих личных грехов, у меня никто не отнимет. И у вас не отнимет. И никакой мракобес не придёт и не сделает всё как надо, придётся стараться самостоятельно.

5. Имхо, эти рекомендации основаны на стройной системе причин и следствий. То есть ты чтишь родителей своих, из чего следует твоё благо и долголетие на земли, либо волен не чтить и зарабатывать указанные радости более трудоёмкими способами. Если достаточно долго держать в руках раскаленную кочергу, то в конце концов обожжешься. Это не Бог тебя наказал, оно просто из этого следует. То, что брак - это поиск компромиссов, по-моему,тоже достаточно очевидно. Я не слишком хорошо знаю физику, а то позабавилась бы проведением параллелей между физическими и нравственными законами, по логике они должны быть.

6. К сожалению, некоторые вещи в Православии не подлежат объяснению, их можно только пережить. Блаженный отличается от сумасшедшего, и первоапостолы едва ли побросали бы свои орудия труда и вотпрямтак пошли за первым попавшимся прохожим. Но тут уж либо верить на слово, либо не верить. Здесь вроде бы есть слабое место, но опять же никто не заставляет.

7. Я по-прежнему считаю, что следует хоть немного разбираться в теме, которую обсуждаешь.

Что значит веровать в Бога?
Веровать в Бога - значит иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.
Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога?
Исповедание сей самой веры.
Что значит исповедовать веру?
Значит открыто признавать, что мы содержим Православную веру, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
Для чего нужно исповедание веры?
Апостол Павел свидетельствует, что оно нужно для спасения: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10)
Для чего в Символе веры не сказано просто: верую в Бога, но с прибавлением "во Единаго Бога"?
Для того,чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много.
Можно ли знать самое существо Божие?
Нет. Оно выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов.
Какое понятие о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия?
Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.
Если Бог есть Дух, то как же Священное Писание приписывает Ему телесные члены,например, сердце, очи, уши, руки?
Священное Писание применяется в см к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом, например, сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки - всемогущество.
Если Бог везде, то как же говорят, что Бог на Небесах или в храме?
Бог везде, но на Небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; а во храмах есть особенное присутствие Его, благодатное и таинственное,благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях. Иисус Христос говорит: Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20).
Как понимать слова Символа "верую во Единаго Бога Отца"?
Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть Един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух - Троица Единосущная и Нераздельная.
Как Един Бог есть в трех Лицах?
Мы не постигаем сей внутренноей тайры Божества, но веруем ей по непреложному свидетельству Слова Божия: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2, 11).
Почему Бог называется Вседержителем?
Потому, то Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.
Что означают слова Символа "Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым"?
То, что все створено Богом и ничто не может быть без Бога.
Что должно разуметь в Символе веры под словом "невидимых"?
Невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы. Духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом. Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы - прежде человеков.
В чем состоит образ Божий?
Он состоит, по объяснению апостола Павла, в правде и в преподобии истины (Еф. 4,24).
Что такое дыхание жизни?
Душа, существо духовное и бессмертное.
С каким назначением Бог сотворил человека?
С тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал.
Что есть Промысл Божий?
Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.

Как вы можете догадаться, открытия Юнга не родились персонально у него в голове в одночасье, в готовом виде. Эти догадки и мысли собирались столетиями в умах разных натурфилософов, особенно в «бассейне» немецкой мысли (как сказал бы наш философ Петров). И только Юнг дал себе труд (такова уж была его миссия!) взять и собрать кое-какие догадки немецких чудаков воедино и с этим – получить уникальный, интересный «продукт».

Читая многих мыслителей-немцев 18-19 века, я то и дело отмечаю карандашом: вот – «пра-Юнг» и вот – «пра-Юнг»! И даже у Гёте, которого уж никак не воспринимаешь в контексте Юнга, то и дело встречаются целые пра-юнгианские пассажи!

Так, например, именно Гетё «черканул» (и забыл – щедро подарив развивать свою догадку потомкам) образ Анимы и Анимуса: «женской» и «мужской» половинки – мужской и женской Души.

Но Гетё, кстати, поместил это своё наблюдение в один весьма интересный контекст, фон, мимо которого мы пройти никак не можем.

Он догадался о существовании Анимы и Анимуса, наблюдая – как исповедуют христианство различные, встречавшиеся ему – христиане.

Гёте пишет с иронией:

«я воочию увидел, как одна и та же вера видоизменяется в соответствии с образом мыслей различных людей. Каждый человек исповедует свою собственную религию и на свой лад чтит Господа Бога» .

Гёте рассуждает не «вообще». Он подводит свою мысль к чёткой бинарной идее о – разнице в исповедании христианства у «религиозных мужчин» и у «религиозных женщин».

Что же за наблюдение поведал нам Гёте? О! Очень печальное!

Для того, чтобы легко понять его грустную мысль, нам нужно знать о разнице между такими понятиями как «душа» и «дух»

«Душа» – это то, с чем имеет дело психология и психотерапия. Валерьянка. Она тоже имеет дело с душой. Душа – это пространство, описанное и проанализированное Юнгом. Его граница с телом – нервы. Там постоянно идёт заварушка.

Душа – это эмоции, чувства, сновидения, настроения, порывы...

В общем, душа – это «птица» не самого высокого полёта...

Гораздо выше души располагается – Дух.

Дух спокойнее, чем душа. Дух – более благородный металл. Он будто бы «очищен» (как золото в огне от примесей) от страстей и истерических взлётов. Если дух и взлетает, то не на фонтане истерики, который так же быстро и опадает. Как-то так...

А в чём же печаль?

А печаль в том, что в идеале, христианство, – Весть и Слово Христа, они не должны иметь дело с душой человека и к ней апеллировать.

Они прямо должны иметь дело с человеческим – Ду-хом. Это – Его уровень, Его, если хотите, дипломатический статус.

Когда к вам приехал посол Канады, к нему не выпускают на переговоры вахтёршу. Даже если она работает в посольстве, чудесная женщина и читала Булгакова. Даже тогда.

Но, к сожалению... К сожалению, всё не так просто. В земной жизни человеком повелевает не то, чтобы … душа, а даже, скажем, совсем – тело! Брюхо и пенис. То есть – человек это чаще всего – обычное животное. «Родившееся от плоти – есть плоть. Родившееся от Духа есть Дух». (Евангелие от Иоанна). Душа тут вообще ни при чём. Она – медиатор между телом и духом. Не директор! Секретарша...

Но если в каком-то человеке, в нашу эпоху, вдруг просыпается Душа, (!) и он начинает вдруг искренне хотеть жить не стремлениями одной своей понятной и простой плоти, которую можно утешить в торгово-развлекательном центре, а стремлениями какой-то Души, для которой подавай Эрмитаж, библиотеку и филармонию, то ему аплодируют, как ребёнку, сходившему на горшок, а не в ползунки.

Причём так. Это одни ему «аплодируют». И их – меньшинство! А большинство-то начинает охоту на такого человека, – как Ирод-Царь, требуя, чтобы он либо физически «самовыпилился», либо умер от голода либо стал «как все» и начал жить обратно – запросами одной плоти, подобно скотине в стойле.

Ясно, что человек, живущий запросами души, чувствует себя героем, мучеником и диссидентом – на фоне быдла. (Быдло – это по-польски, одомашненная скотина).

Да так ведь оно по сути и есть... особенно в самые тяжёлые, в варварские времена... Герой, мученик и диссидент.

Где уж тут начать разговор о том, что душа – это «птица не самого высокого полёта», что сугубо потакать ей вредно (а то сопьёшься или окажешься в психушке) и что нужно стремиться (хотя бы стремиться!) услышать в своей симфонии всё-таки партию трезвого Духа и попытаться понять «а как это вообще – когда Дух »?..

А «когда Дух», это вот как. Это никаких истерик. При этом:

    человек не живёт запросами плоти (у жрущего обывателя тоже ведь нету истерик, но это «не то»)

    и не строит из себя «уравновешеного хмурого святого в белых домотканных хламидах» (это уже совсем «не то», – это сатана в маске фарисея, садист и инквизитор, сгнивший от гордыни изнутри).

Нам сложно понять как это – жить запросами Духа. Нам бы научиться жить (искренне!) – запросами Души.

Вот поэтому у христианства в этом мире почти всегда очень скорбная роль. Почти в каждом посольстве (где его ещё принимают!) его принимает не равный ему по дипломатическому протоколу сотрудник.

Его встречает наскоро накрасившая губы «интеллигентная и тонкая» женщина-вахтёр, читавшая Пикуля и Булгакова. Наша душа.

Ну и что же из этого диалога получается? А особо ничего... Точнее, о том, что конкретно получается – у нас в статье и речь! (И об этом как раз догадался Гёте!)

Чтобы перейти к следующей части нашей беседы, мы должны опять вспомнить географию души, то есть, архетипы Анимы и Анимуса.

«Душевные» люди и их христианство

Человек, «живущий душой», не может не быть взвинченным. А как же? Он же всё время ощущает «недостачу» (как сказал бы Пропп).

Или – «томление », «романтическое томление по недостижимому, незнаемому», «зайнзухт » – как сказал бы Шеллинг.

А Юнг сказал то же самое «по-третьему», но стало намного яснее. Он научил нас, что всё это томление и недостача – это просто чаще всего тоска Анимы по Анимусу и наоборот. (Мы не будем сейчас даже бегло излагать эти школьные истины).

Материальное выражение у этой тоски такое. Женщины стремятся к неведомому мужскому идеалу, а мужчины – к Женскому.

Вспомните наших символистов. Вечно Женственное, Прекрасная Дама, София, Снежная Маска и так далее...

Женщины тоже изобретают себе рыцарей в сверкающих латах.

И всё бы здесь хорошо. Так создаётся мировая художественная культура и любовное чтиво. Что в этом скверного? Нормально!

Но хорошо это до тех пор, пока такой «душевный» человек не приспособит для своих нужд... религию христианство .

Гете догадался и прямо (почти) написал, (а мы уже скажем современными словами по Юнгу), что «мистически» (душевно) настроенные женщины канализируют свои фантазии об Анимусе в поклонение Господу Богу или конкретно образу Христа.

А такие же мужчины (с перевесом нервов, души над телом) канализируют свои фантазии об Аниме – в дискурсе бурного поклонения Богоматери.

Это особенно заметно на примере католицизма, так как он базировался в латинских (южных) странах, а южная кровь – не северная...

Отсюда и стигматизация истеричек, и объявление себя «Невестами Христа» и мужской культ Богородицы в Испании, культ довольно странный и многих давно и сильно смущающий...

Конечно, наш А.С. Пушкин читал Гёте, так что его знаменитое стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» написано явно после чтения гётевских наблюдений об «истерической вере».

«Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.

Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.

Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию Деву,
Матерь Господа Христа.

С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.

Вот об этом как раз почти дословно читаем у Гёте:

«Мужчины с чувствительным сердцем (синоним – души – Е.А.) обращаются к Богоматери и Ей, – высшему воплощению женственной красоты и добродетели посвящают наподобие Саннацаро свои жизни и свои таланты... лишь изредка забавляясь Её божественным Младенцем».

(Саннацаро Джакопо (1456 - 1530) итальянский поэт, автор романа «Аркадия», а также латинской поэмы о Деве Марии, над которой он работал 40 лет).

Христианская ли это вера? Ну ведь отнюдь! Не потому ли Фрейд бросил свою знаменитую презрительную реплику: «Религия – это невроз».

Такая – да.

Ну и что же? А... ничего! Невротики тоже люди. Поэтому Пушкин и заканчивает своё стихотворение по-христиански:

Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключён,
Все влюблённый, все печальный,
Без причастья умер он;

Между тем как он скончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:

Он-де Богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путём-де волочился
Он за Матушкой Христа.

Но Пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в Царство Ве чно
Паладина Своего.

Обидно и опасно другое. Когда такая вера будет не осознаваться никем как несовершенная, а будет искренне считаться высшим пилотажем.

И когда ей начнут учить тех, кто уже способен воспринимать христианство не душой, а Духом.

А есть ли такие? Да, есть. Гёте описывает редкого человека, своего современника – Лафатера.

Такие люди, как Лафатер есть и они не живут в сюжете «недостачи» или «Романтического томления». Они – спокойны. Их душа не чувствует себя разодранной половинкой, отчаянно пытающейся обрести Целостность.

И вот такие люди способны посмотреть в сторону Христа, услышать Его Слово. Способны исповедовать христианство . Принять посла на дипломатическом уровне, требуемом протоколом, а не как получается.

Как же у них это происходит? А вот как, читаем Гёте:

«Лафатер видел в своём Спасителе друга. Друга , с которым вступают в беззаветное и любовное соревнование, чьи заслуги ценят, прославляют и потому жаждут ему подражать, более того – ему уподобиться».

Некоторые верующие женщины, читая это, почувствовали сейчас что-то вроде возмущения. Не так ли? Звучит как кощунство, не правда ли?

«Как? Нашего Бога, как какого-то друга? Да что вы себе позволяете? На колени! Какой Он вам друг?»

И действительно. Сейчас мы услышали мнение «душевных» женщин, канализирующих свою тоску по Анимусу – в Господе Боге и Иисусе Христе.

Вот почему мужчины и женщины часто не могут договориться о вере. Жена тащит мужа в церковь, а он упирается. А что вы хотели? Он ведь инстинктивно чувствует, что такая женщина воспринимает Бога как своего идеального любовника, возлюбленного и естественно «в мужике закипает ревность»...

Ну какой супруг пойдёт в гости домой к любовнику жены? Да ещё и с тем, чтобы там выслушивать от него поучения, как ему жить?..

Глупо. Вот что пишет Гёте о женском варианте «истерического» («душевного») христианства:

«А фройляйн к своему Богу относилась как к … возлюбленному, которому предаются без размышлений. Все чаяния радостей, все упования возлагают только на него и без колебаний и раздумий вверяют ему свою участь».

Приходится признать – почти что все мы (за редким и приятным исключением) находимся на душевном (невысоком) уровне восприятия христианства. Не Бог, так какой-нибудь святой или архангел. Не любовник, так «совершенный папочка капризной дочурки». Это не очень большая разница.

Поэтому если жена уж хочет «воцерковить» своего мужа, она должна не совершать той самой ошибки – не навязывать ему «своего любовника» – Бога. Или своего «папочку» в идеалы... А подойти к душе мужа по-другому, показав ему – Богоматерь. Так тоскующая душа человека-мужчины обретёт свою Аниму...

А там, как говорится, будем посмотреть.

Проведите сами с собой маленький тест, уважаемые читатели, полагающие себя христианами.

Дорогие женщины! Когда вы молитесь, кому вы молитесь искренне: Богу, святому, ангелу, Иисусу Христу или Матери Божией?

Я скажу о себе. Ещё раз натолкнувшись на Гёте, я проверила себя и выяснила с ужасом, что...

Все мои действительно искренние молитвы – они к Богу. Я вообще-то только с Ним и разговариваю в контексте молитвы или внутреннего диалога.

А как же Богородица? А молитвы к Ней я читаю... как мантры. С очень важным видом и даже иногда входя в «парение» (вот она – типичная «душевная» жизнь. Увлекаться такими восторгами очень опасно, «прелесть» это называется).

Да, ещё я способна эстетически наслаждаться – визуальными, иконописными Её изображениями, созданными художниками. Всё.

Вот они, типичные два признака чисто душевного (а не духовного) бытия в христианстве.

Восхищение образами (искусства, живописи, иконописи). И смакование молитв как медитативных стихов, наслаждение звукописью и музыкой текста молитвы – ну разве что.

В моём случае речь о духовном уровне веры пока не идёт. Можно только констатировать: «Моя душа – ищет Анимуса». Ничего необычного. Всё, как у всех.

Хочется только задать один вопрос: «Сколько же можно?» Но это уже тема совсем другого разговора...

Такой же тест могут провести с собой и верующие христиане-мужчины. Кому вы молитесь, когда совсем плохо или, наоборот, хорошо, душа поёт? Только честно! Богоматери? Или всё-таки – мужскому образу божества? Святому? Архангелу? Иисусу Христу?

На самом деле мы все можем быть как Лафатер и мужчины – особенно. Всё-таки, «душевная» жизнь – это практики больше женственные. Мужчина может жить ratio – высшим органом смертного человеческого ТЕЛА.

Так он хотя бы не попадает в ловушку «истерики», «прелести», которую можно легко принять за «истинную веру», достойную подражания и восхищения.

Чтобы окончательно прояснить свою мысль, я расскажу смешной анекдот, который знают, наверное, все.

Пожилые супруги возвращаются от врача и говорят своим друзьям: «Надо же, какое открытие! Оказывается, то, что мы 30 лет супружества принимали за оргазм – это приступ астмы».

Здорово, что Гёте сумел объяснить лично мне – почему не надо самообольщаться на пути обретения веры и какие там есть ловушки.

Поняла я также и частичную правоту Фрейда, видевшего в религии «невроз». (Жаль, что он там ничего больше не видел).

Но главное, я нашла лучшие слова, которые могут служить компасом для сверки маршрута как женщинам, так и мужчинам, считающим себя христианами. Тем, кто хочет быть христианином, но не хочет при этом быть клоуном, коего справедливо порицают со всех сторон.

Женщинам стоит научиться видеть в Боге – ну хотя бы старшего брата или научного руководителя, а не «идеального супергероя».

Мужчинам стоит перестать ревновать женщин к «их» Богу и увидеть в Нём также – брата и руководителя, а не соперника в женином будуаре или тестя.

Те, кто считает себя христианином... А давайте «видеть в Спасителе – друга, с которым вступают в беззаветное и любовное соревнование, чьи заслуги ценят, прославляют и потому жаждут ему подражать, более того, ему уподобиться» .

Может быть, это и есть та самая – музыкальная партия Духа?

Знаем ли мы - верующие основы своей веры? Практика обнаруживает среди прихожан повальное невежество в вопросе понимания основ вероучения Православной Церкви. Если я знаю Символ веры наизусть, то это еще не значит что я его понимаю. Вот отрывок из книги А.И. Половинкина "Православная духовная культура". Итак: Како веруеши?

Символ веры

Символ веры есть краткое и ясное изложение того, во что должны веровать христиане. Каждый христианин должен знать его твердо, наизусть и произносить каждый день, свидетельствуя этим свою веру в Бога.
В Символе веры говорится о Боге Отце, о Сыне Божием, о Его воплощении в Богочеловека, страдании, смерти, Воскресении, Вознесении на Небо, о втором Его Пришествии на землю, о Духе Святом, о Церкви, Таинствах, воскресении мертвых и о будущей вечной жизни.

Символ веры был составлен Святыми Отцами на первых двух Вселенских соборах: на Никейском в 325 г. и Константинопольском в 381 г. Для удобства восприятия Символ веры разделяют на 12 членов. Дадим его изложение, как принято, на церковно-славянском языке, а затем в переводе на русский язык с пояснением смысла.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

1. Верую в единого Бога Отца, который все держит в своей власти, сотворил небо и землю, все видимое и невидимое.

Бог Отец — первое лицо Святой Троицы.
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.
Апостол Павел пишет: Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евреям, 11:6).

В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей волею.
Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
Слово невидимым указывает, что Бог сотворил и невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, Света от Света, — рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло.

Сын Божий — второе лицо Святой Троицы по своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог и имя Господь есть одно из имен Божиих.
Сын Божий назван Иисусом, т. е. Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом, Христом, т. е. Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Ему безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат видение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом.
В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное качество, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.
Сказано прежде всех век , чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.
Слова Света от Света некоторым образом объясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет (1 Иоанн, 1: 5), от Него рождается Сын Божий, который также есть вечный Свет; Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Иоанн, 5: 20).
Слова рожденна, несотвпренна прибавлены Святыми Отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.
Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Сам Иисус
Христос о себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Иоанн, 10: 30).
Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростью Своею и вечным словом Своим. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоанн, 1: 3).

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с невес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

3. Сошедшего с неба для нас, людей, и для нашего спасения, принявшего тело от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.

Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий по обещанию Своему пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.
Сшедшаго с небес — совершившего удивительный переход, ибо: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Иоанн, 3: 13).
Сын Божий, вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим, лишь когда явился во плоти, воплотился, т. е. принял на себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна: Слово стало плотию (Иоанн, 1: 14).
Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой.
Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души (вот в чем отличие Богочеловека - Христа от аватаров - mg1982gr)

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

4. Распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного.

Иисус Христос был распят за нас. Он добровольно крестною смертью своею избавил нас от греха и смерти — дал возможность человеку иметь вечную жизнь в раю.
Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами.
Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Он сам сказал: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Иоанн, 10: 17—18).
Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и затем воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

5. И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании.

Эти слова учат двум истинам: что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер.
Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

6. И вознесшегося на небо, и сидящего по правую руку Отца.

Слова седяща одесную , т. е. сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они означают, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не Будет конца.

7. И Который опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца.

Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деяния, 1: 11).
О будущем суде сказал сам Иисус Христос: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Иоанн, 5: 28—29).
Вот что говорится в Священном Писании о бесконечном Царствии Божием: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и будет царствовать во веки, и Царству Его не будет конца (Лука, 1: 32-33).

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому мы поклоняемся и Которого славим одинаково с Отцом и Сыном, Который говорил через пророков.

Дух Святой называется Господом , потому что Он, как и Сын Божий, — истинный Бог.
Дух Святой называется Животворящим , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную людям: (Иоанн, 3: 5).
Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоанн, 15: 26).
Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном, — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Матфей, 28: 19). В Символе веры сказано, что Дух Святый глаголал чрез пророков, — это основано на словах апостола Петра: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петра, 1: 21).
Главнейшие дары Духа Святого: Почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Исайя, 11: 1—3).

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

9. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Учение о единстве земной и Небесной Церкви зиждется на словах апостола Павла: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу (Евреям, 12: 22—24).
Церковь Святая , потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Ефесянам, 5: 24—27).
Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть святой. Грешники нераскаянные, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви — извергните развращенного из среды вас (1 Коринфянам, 5: 13).
Церковь Соборная , или, что то же, кафолическая, или вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви Христианской нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Колоссянам, 3: 11).
Церковь Апостольская , потому что она непрерывно и неизменно от времени апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение священников. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

10. Я верую в одно крещение для очищения от грехов.

Крещение — это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.
Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоанн, 3: 5).
Первым Крещение совершал святой пророк Иоанн Предтеча — Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса (Деяния, 19: 4).
Затем Иисус Христос своим примером освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по Воскресении своем Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Матфей, 28: 19).
Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деяния, 2: 38). Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Марк, 16: 16).
Крещение едино , потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Крещение совершается один раз, и его снять невозможно. Крещение является главным Таинством, только после него над человеком можно исполнять другие Таинства Церкви.

11. Чаю воскресения мертвых.

11. Я ожидаю воскресения мертвых.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединяясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (I Коринфянам, 15: 53).
Воскреснут все умершие: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Коринфянам, 15: 51-52).

12. И жизни будущаго века. Аминь.

12. И жизни будущего века.

Жизнь будущего века — это жизнь, которая будет после воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. В этой жизни будут разные степени блаженства по мере того, как кто подвизался в вере, любви и добрых делах: Иная слава солнца, иная слава луны, иная слава звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Коринфянам, 15: 41—42).
Неверующие и беззаконники, кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откровение, 20: 15).
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Матфей, 25: 41, 46).

Однако - вот что примечательно - всего через год Шукшин опубликует, а значит, напишет еще раньше, рассказ «Охота жить», герой которого, старый таежный охотник, скажет своему будущему убийце, сбежавшему с зоны (и здесь четко прослеживается диалог с самим собой, с рассказом про Степку и с фильмом «Ваш сын и брат»): «За убивство тебя Бог накажет, не люди. От людей можно побегать, а от Него не уйдешь».

В рассказах Шукшина этого времени отношение к Церкви, к Богу, к священству гораздо сложнее, многозначнее, чем в яростном романе, но важно, что это была та тема, мимо которой пройти, вынести ее за скобки Василий Макарович не мог. Иван Попов вспоминал о том, как его троюродный брат дождливым, холодным летом 1969 года «прочитал вдруг такую лекцию о религии, о христианстве... К чему бы? Непонятно. Но говорил он долго и интересно...».

О чем говорил, как, мы не знаем. Очень может быть, что и ругал, критиковал, низвергал. Но не это важно. Важно то, что христианство влекло его неотвратимо, раздражало, мучило, возмущало, но именно из таких строптивых, горячих, а не теплохладных, людей и выходили, как известно, самые крепкие верующие. Шукшин просто не успел к этому прийти, но, забегая вперед: смерть застала его на пути истинном, свидетельством чему его последние письма, только путь этот был долог, извилист, ухабист. Были на этом пути неудачные попытки встретиться с владимирским архиереем («патриархом», как называл его Попов) во время съемок фильма «Странные люди» в 1968 году и состоявшаяся встреча с настоятелем Псково-Печерского монастыря Алипием в 1970 году, о которой вспоминал Анатолий Заболоцкий: «В Псково-Печерском монастыре нежданно тепло принял Шукшина, а с ним и всех нас, наместник монастыря отец Алипий. Затевался откровенный диалог. Шукшин, как после признавался, расшифровываться не решился, боялся, а вдруг и отец-наместник "подсадной". "Подождем другого случая"» .

«Двигался ли к Богу сам Шукшин? - задавал себе вопрос воцерковившийся в последние годы жизни Василий Белов. - Мне кажется, да. Некоторые его поступки указывали на это вполне определенно, не говоря о литературных. Вспомним кое-какие его рассказы, хотя бы "Залетный" в сборнике "Земляки", изданном в 1970 году. (Он надписал мне эту книжку в октябре того же года.) Долог и труден наш путь к Богу после многих десятилетий марксистского атеизма! Двигаться по этому пути надо хотя бы с друзьями, но колоннами к Богу не приближаются. Коллективное движение возможно лишь в противоположную сторону... Мое отношение к пляшущему попу (рассказ "Верую") и при Макарыче было отрицательным, но я, не желая ссориться с автором, не говорил ему об этом. Сам пробуждался только-только... Страна была все еще заморожена атеистическим холодом. Лишь отдельные места, редкие проталины, вроде Псково-Печерского монастыря, подтачивали холодный коммуно-еврейский айсберг. Но и такие места погоду в безбожной России еще не делали. Однажды я оказался свидетелем встречи фальшивого печерского монаха с новомировцем Юрием Буртиным. Этот "монах" (наверняка с одобрения КГБ) проник в Печерский монастырь со своими тайными целями, жил там несколько лет и собрал, записал большой компромат на всех насельников. Теперь он решил извлечь из этого компромата материальную выгоду и притащил свои записи в "Новый мир"».

Можно предположить, что и недоверие Шукшина к отцу наместнику шло от подобных «монахов», а скорее даже от интеллигентских слухов о влиянии КГБ на церковную среду, зачастую преувеличенных. Но, несмотря ни на что, Шукшина тянуло к воцерковленным верующим, а особенно к клирикам как к своего рода чудикам: кто они эти странные люди , в век научно-технического прогресса верящие в Бога, - жулики, дураки, умники, хитрецы, мученики? Отсюда и не понравившийся Белову рассказ «Верую» с жаждой главного героя докопаться до сути дела. Или вспомним, как в «Сапожках» деревенские мужики спорят о том, сколько денег получает молодой священник:

«Видели на улице молодого попа и теперь выясняли, сколько он получает. Больше других орал Витька Кибяков, рябой, бледный, с большими печальными глазами. Даже когда он надрывался и, между прочим, оскорблял всех, глаза оставались печальными и умными, точно они смотрели на самого Витьку - безнадежно грустно.

Ты знаешь, что у него персональная "Волга"?! - кричал Рашпиль (Витьку звали "Рашпиль"). - У их, когда они еще учатся, стипендия - сто пятьдесят рублей! Понял? Сти-пен-дия!

У них есть персональные, верно, но не у молодых. Чего ты мне будешь говорить? Персональные - у этих... апостолов. Не у апостолов, а у этих... как их?..

Понял? У апостолов - персональные "Волги"! Во, пень дремучий. Сам ты апостол!

Сто пятьдесят стипендия! А сколько же тогда оклад?

А ты что, думаешь, он тебе за так будет гонениям подвергаться? На! Пятьсот рублей хотел?

Он должен быть верующим!»

И кажется, что это уже крик не безнадежно грустного Рашпиля, но - самого взыскующего веры Шукшина, в отличие от очень многих современных ему писателей пытавшегося публично осмыслить уцелевшую, несмотря на гонения и дух шестидесятничества, русскую религиозность (тут разве что еще Владимир Тендряков вспоминается).

Протоиерей Сергей Фисун точно подметил противоречие между формой и содержанием шукшинских поисков: «В правдивом, великолепном с художественной точки зрения рассказе "Как помирал старик" на предложение жены: "Я позову Михеевну - пособорует", - умирающий старик отвечает: "Пошли вы!.. Шибко он мне много добра сделал..." Он - это, конечно, Бог».

Но вместе с тем Шукшин создает примерно в это же время рассказ «Думы», впоследствии вошедший в кинофильм «Странные люди» с его очевидной религиозной доминантой.

«Взвыл человек от тоски и безверья» - вот ведь что лежит в основе рассказа «Верую!». Рассказ можно, наверное, по-разному, как и в целом отношение Шукшина к христианской вере, истолковать, но очевидно одно: в его сердце не было равнодушия, теплохладности, окаменелости чувств, все в нем было - порывистость и страстность, волнение и борьба.

Шукшин пройдет через точки падений и взлетов, и его русский мятежный дух скажется в том, как однажды, по воспоминаниям Виктории Софроновой, «Василий Макарович пошел в храм. Как он говорил, "мимо шел". На ступеньках споткнулся и потерял равновесие. Символичная картина. Он и сам ее так воспринял, тогда же, потому что, поднявшись на ноги, повернул стопы свои и в церковь не зашел. Как бы, говорил он, меня не пустили. Это неверно, конечно, но очень хорошо иллюстрирует борения и метания самого Шукшина». И еще более отчетливо этот мотив звучит в воспоминаниях фотографа Анатолия Ковтуна, который сослался на рассказ актрисы Людмилы Зайцевой о том, как однажды «на Пасху Шукшин остановился перед храмом, упал на колени и... заплакал. С его уст слетали слова, каких раньше никто от него не слышал: "Грешен... грешен я... Господи! Прости меня..."». Да и оператор Заболоцкий недаром приводил в мемуарах покаянные слова своего режиссера: «Разве мог Разин рубить икону? - так было в сценарии. - Он же христианин. Ведь это я, сегодняшний, рублю».

И возвращаясь к Разину и невольному пушкинскому акценту в шукшинском замысле, - главный смысл этого бунта, главный его урок заключается не в царской власти, не в боярской спеси, а в том предательстве, которое совершают казаки по отношению к мужикам. Вот где проходит самый трагический раскол, самый узел, самый нерв русской истории, чрезвычайно для Шукшина болезненный, поскольку он любил и тех и других, любовался и теми и другими, но честно признавал, и здесь как раз шел вслед за Пушкиным, изобразившим, но не осудившим в «Капитанской дочке» вероломность казаков. (Осужден Швабрин, потому что к нему предъявляется дворянский счет чести.) Как и у Пушкина, у Шукшина самой трагической оказывается фигура преданного вождя, с той лишь разницей, что вряд ли Пушкин так же плакал, убивался и будил жену, как плакал Шукшин, дойдя до сцены гибели своего героя. «Шукшин писал последние страницы... Попросил: "Ты сегодня не ложись, пока я не закончу казнь Стеньки... я чего-то боюсь, как бы со мной чего не случилось..."» Лидия Николаевна, уставшая от домашних дел, часам к двум ночи сама не заметила, как заснула. Пробудилась же в половине пятого от громких рыданий, с Василием Макаровичем была нервная истерика, сквозь стенания едва можно было разобрать слова: «Тако-о-го... му-жи-ка... погу-у-били... сво-ло-чи...»

И разве мог он отказаться от своего замысла? Разве мог за него не биться? Разве хорошо, что он этот фильм не снял?

Примечания

А вот это точно зря. Отец Алипий, легендарный «Великий Наместник» Псково-Печерского монастыря, в миру Иван Михайлович Воронов, боевой офицер, ветеран Великой Отечественной войны, фактически спас обитель в годы советских гонений. Приведем несколько фрагментов из книги о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые», посвященных Алипию:

«Зимним вечером в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин, а остолбеневшим посетителям спокойно пояснил:

Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою.

К слову сказать, сожженный документ являлся постановлением Правительства СССР и под ним стояла подпись Н.С. Хрущева.

Историю эту описал очевидец - преданный ученик Великого Наместника архимандрит Нафанаил».

Или другие два эпизода:

«Когда пришли отбирать ключи от монастырских пещер, отец Алипий скомандовал своему келейнику:

Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

Должностные лица обратились в бегство: кто знает, что на уме у этих фанатиков и мракобесов?

Сам же наместник знал, что отдает подобные приказы не на воздух. Однажды, когда в очередной раз пришли требовать закрытия монастыря, он без обиняков объявил:

У меня половина братии - фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь - какая здесь дислокация. Танки не пройдут. Вы сможете нас взять только с неба, авиацией. Но едва лишь первый самолет появится над монастырем, через несколько минут об этом будет рассказано всему миру по "Голосу Америки". Так что думайте сами!»

Жаль, что Шукшин этого не знал. Как бы ему это все понравилось! Быть может, он и сказку «До третьих петухов» написал бы совсем иначе.



Поделиться