Сообщение на тему многообразие рыб в природе. Тема: тип Хордовые надкласс Рыбы. Подкласс акуловые, или Пластиножаберные

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы Хрящевые - современная группа рыб, включающая не более 700 видов животных. Скелет у них пожизненно остается хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуей, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек, как у костных рыб, нет, и жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две неравные лопасти, из которых верхняя - более крупная. Плечевой пояс конечностей представлен цельной хрящевой дугой, охватывающей тело с боков и снизу. Плавательного пузыря нет. Представители класса - морские обитатели акулы и скаты. Акула полярная




Самые крупные - гигантская (до 15 м) и китовая (до 20 м) ­ питаются мелкими планктонными организмами, процеживая воду сквозь жабры; опасности они не представляют. Другие акулы питаются рыбой; часто, сопровождая корабли, подбирают отбросы. Гигантская акула КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы


В нашей стране в Черном и Японском морях промышляют акулу-катран (до 1 м в длину). Все акулы - морские жители, в пресные воды в тропиках заходят лишь единичные представители. КАТРАН (МОРСКАЯ СОБАКА, КОЛЮЧАЯ АКУЛА.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты внешне не похожи на акул: их тело уплощено в спинно­ брюшном направлении. Это обычно донные рыбы. Жаберные щели уних переместились на брюшную сторону, поэтому воду для дыхания они набирают через брызгальца, чтобы не засорять жабры песком.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты питаются донными организмами и рыбой. Во многих местах их промышляют и считают очень вкусными. У скатов- хвостоколов у основания хвоста сверху имеется длинная (около 35 см) игла, нередко зазубренная, с бороздкой, выделяющей яд. Уколы тропических скатов порой приводят к смерти. Крупный, до 2,5 м в длину, хвостокол (морской кот) обитает в Черном море, есть хвостоколы и у берегов Южного Приморья. В тропиках, в Южной и Центральной Америке, хвостоколы живут и в реках.


Электрические скаты имеют по бокам тела электрические органы - видоизмененные мышцы, генерирующие разряд до 220 в. Ударом тока скат убивает добычу, обычно мелких рыб, и может оглушить прикоснувшегося к нему человека. Обитают они в теплых водах, доходя до Средиземного моря. Электрический скат КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты


Некоторые скаты перешли к жизни в толще воды, питаясь мелкой рыбой. Таковы скаты-орляки, мобулы и манты (морские дьяволы). Манты - самые крупные скаты, ширина их тела достигает 7 м, а масса - 2 т. скат-манта


КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ. ПОДКЛАСС ЛУЧЕПЁРЫЕ. Щукообразные wikipedia Костные рыбы характеризуются тем, что их скелет частично или полностью становится костным. К этому классу относится ряд крупных групп рыб, отличающихся характерными особенностями организации, уже описанными выше. Щука
















ПОДКЛАСС ХРЯЩЕКОСТНЫЕ РЫБЫ Это небольшая древняя группа рыб (в числе которых широко известные осетровые - белуга, осетр, стерлядь), имеющих ряд общих черт организации с хрящевыми рыбами. Хвостовой плавник у них, как у акул, неравнолопастный. Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Основу осевого скелета составляет пожизненно сохраняющаяся хорда, одетая толстым футляром. белуга



ПОДКЛАСС ДВОЯКОДЫШАЩИЕ РЫБЫ Большая часть скелета у современных представителей в течение всей жизни остается хрящевой; сохраняется хорда, а позвоночный столб представлен зачатками позвонков. Характерная особенность двоякодышащих - наличие кроме жаберного еще и легочного дыхания. В качестве органов легочного дыхания функционируют один или два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода. Обитают двоякодышащие в пересыхающих водоемах Африки, Австралии и Южной Америки. В жаркий сезон года они выкапывают на дне водоема норку, забираются в нее и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем. После этого животное образует грязевой кокон, обезвоживается, впадает в спячку. Когда в водоеме вновь появляется вода, рыба «просыпается». sporeclub.ru Древняя и своеобразная группа пресноводных рыб.


ПОДКЛАСС КИСТЕПЕРЫЕ РЫБЫ Кистеперые рыбы - древняя группа рыб. Единственный вид, доживший до наших дней, - латuмерuя - обнаружен только в районе Коморских островов. Эти животные избегают освещенных участков. Кистеперые - хищники, рот их вооружен острыми зубами. Длина тела у взрослых особей достигает см, масса ­ кг. Позвонки зачаточные, и хорда сохраняется в течение всей жизни. Череп в основном остается хрящевым на протяжении жизни. Плавники мясистые, похожие на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. 4. Целакант, или латимерия. video.com.ua/index.php?showtopic=18448&pid=246609&mode=threaded&start=



    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы надкласса Рыбы. Записать в тетради.

    Изучить строение рыб. Выполнить конспект в тетради.

    Записать и выучить современную классификацию рыб.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов рыб.

    Под микроскопом рассмотреть два основных типа чешуи костистых рыб.

    Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных в печатной методичке, которые хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии, V (красной галочкой). В электронной методичке все необходимые для рисования рисунки представлены в конце всего материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Отличительные особенности организации рыб

классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Обычные представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Особенности размножения

Особенности экологии

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие хрящевых и костных рыб

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации Костных рыб.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Окуня речного.

Отличительные особенности организации рыб классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Общая характеристика рыб

В современной систематике хордовых животных Рыбы (Pisces) являются надклассом, включающим два класса:

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Рыбы (Pisces)

  1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Около 600 видов.

    Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Более 20 тысяч видов.

Надкласс рыбы имеет следующие о сновные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма):

1. Замена хорды хрящевым, затем костным позвоночником.

2. Активный поиск и захват пищи (появление челюстей).

3. Образование черепа, защищающего мозг.

4. Возникновение парных конечностей - плавников.

5. Развитый головной мозг и органы чувств. Ведущий отдел головно­го мозга - средний мозг (т.н. ихтиопсидный тип мозга).

6. Во внутреннем ухе появляются три полукружных канала, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает более совершенную координацию движений.

7. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное. В сердце веноз­ная кровь. У двоякодышащих рыб намечается образование второго, (легочного) круга кровообращения.

8. Обонятельные мешки парные. Каждый из них открывается наружу самостоятельным носовым ходом (ноздри парные).

9. Органы дыхания - жабры.

10. Пищеварительный тракт дифференцирован: обособляется желудок, кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы.

11. Дифференцировка пищеварительной железы на поджелудочную и печень.

12. Образование туловищных почек (т.н. мезонефрическая почка).

13. В коже возникают защитные, преимущественно костные образова­ния - чешуи.

Общая характеристика рыб

Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Урок проведенен в 7А классе, учитель – Гатауллина Р.И.

Цель урока:

Задачи: 1. Образовательные:

    закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб

    раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

    определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

    основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

    работать с классификацией типа хордовые животные,

    научиться узнавать изученных рыб,

    уметь сравнивать особенности строения рыб,

    уметь работать с учебником,

Воспитательные:

    показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

    раскрыть относительный характер приспособленности,

    показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование : таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

    Повторение.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб – почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой(используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes ) - класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные.Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.

Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряды

Условия обитания

Особенности внешнего строения

Представители

Лососеобразные

Сельдеобразные

Карпообразные,

Осетрообразные

Окунеобразные

Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда (Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

3.Закрепление.

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

5. Рефлексия.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание : прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд

Урок биологии в 7 классе.

Тема: «Многообразие рыб»

Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

Познавательный аспект:

  • формировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.

Развивающий аспект:

  • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
  • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание к общебиологической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Не хожу. И не летаю.

А попробуй догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!!

О ком эта загадка? (о рыбах)

Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

Повторение изученного материала по следующим вопросам:

  • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
  • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
  • Для чего рыбе плавники?
  • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
  • Что такое боковая линия?
  • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
  • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
  1. Изучение новой темы:

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

Тема урока.

Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Представители:

Акулы, скаты, мантии

  • Заполнить таблицу. Работа в группах

задание группе №1 Костно-хрящевые

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костно-хрящевых, или осетровых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

задание группе №2 Двоякодышащие рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Двоякодышащих рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №3 Кистеперые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Кистеперых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Наклеить отобранные признаки на лист.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

задание группе №4 Костистые рыбы

2. Обсудите в группе и выделите характерные признаки Костистых рыб и найдите их в предложенном печатном материале.

3. Записать отобранные признаки в таблицу.

4. Представить свою работу у доски. Обратите особое внимание и при ответе укажите на явно выделяющиеся внешние отличительные признаки.

  • Проверка таблицы:

НАДКЛАСС РЫБЫ

КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

КЛАСС

КОСТНЫЕ

РЫБЫ

Характерные признаки:

чешуя плакоидная, имеет зубообразные выросты, 5-7 пар жаберных щелей, жаберных крышек нет, нет плавательного пузыря, скелет хрящевой, сохраняется в течение всей жизни

ПОДКЛАСС

КОСТНО-ХРЯЩЕВЫЕ

ПОДКЛАСС

КОСТИСТЫЕ

ПОДКЛАСС

ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

ПОДКЛАСС

КИСТЕПЕРЫЕ

Жаберные крышки имеются, вдоль тела 5 рядов крупных костяных пластин, между ними-мелкие. Скелет-костно-хрящевой.хорда-сохраняется в течение всей жизни. Есть плав.пузырь

Чешуя мелкая костная, скелет-костный, у большинства имеется плавательный пузырь.

Чешуя костная крупная, имеют легкие. Образовавшиеся из плавательного пузыря, сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.

Плавники (особенно парные!!!) похожи на мясистые лопасти покрытые чешуей. Скелет в основном хрящевой, имеется хорда,плавательный пузырь развит плохо

Представители:

Акулы, скаты, мантии

Представители:

осетры, белуга, стерлядь, севрюга

Представители:

сельди, сардины, кета, горбуша, плотва, лещи, сазан

Представители:

австралийский рогозуб,

Представители:

Латимерия

  • IV. Закрепление материала: (за правильный ответ - 1балл)

Упражнение №1 Найдите лишних в ряду:

  • Лещ, пескарь, плотва, сазан, осётр .
  • Сельдь , гигантская акула, манта, скат.
  • Сельдь, сардина, лещ, акула .

Упражнение №2 Выберите правильные суждения:

1) у акул и скатов - хрящевой скелет;

2) все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками;

3) У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

4) Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

5) Латимерия - представитель Хрящевых рыб.

Результаты рефлексии:

оценка «5» - 6 баллов

оценка «4» - 5 баллов.

оценка «3» - 4 баллов

V. Выводы. Итог урока.

Домашнее задание:

подготовить доклад и презентацию по промысловым рыбам


Сколько живет на земном шаре отдельных экземпляров рыб, не знает никто. Другое дело - отдельные виды, т. е. группы, организмов, близких по внешнему облику, внутреннему строению, поведению и жизнедеятельности, распространенных в определенной области и способных при скрещивании между собою производить плодовитое потомство.

Все или почти все виды ныне живущих рыб поименованы и подробно описаны; специалисты насчитывают около 20 тыс. видов рыб - больше чем зверей, птиц, пресмыкающихся и земноводных, вместе взятых. Если принять во внимание и ископаемые виды, то многообразие рыб покажется еще поразительнее.

Каждый вид рыбы, равно как и всех других животных и растений, получил латинское название, состоящее из двух слов, например: - золотистый морской окунь буквально означает «красивый, великолепный», отсюда происходит название города «Севастополь»; «таппиз» означает «морской», отсюда «ультрамарин», «субмарина», «маринист», имя «Марина». Так что латинское название можно перевести словами «морской красавец».

Нужно отметить, что и народные названия растений или животных иногда бывают двойными, например, «заяц-русак» и «заяц-беляк», «ястреб-тетеревятник» и «ястреб-перепелятник». Латинская номенклатура позволяет специалистам всех стран безошибочно понимать друг друга.

Если бы ученые пользовались только народными названиями рыб, путаница была бы неизбежна. Ведь даже в одной стране какая-либо широко распространенная рыба обычно имеет несколько названий. Так, быстрого хищника наших больших рек зовут и «шереспер», и «жерех», и «конь», и «белизна». Во внутренних водах страны распространены около 400 видов рыб, носящих более тысячи местных названий.

Кроме того, многие чужеземные, глубоководные или редкие рыбы вообще не имеют народных названий. Когда таких рыб начинают ловить, разводить или содержать в аквариумах, они становятся знакомыми широким кругам и латинское название зачастую употребляется уже на правах русского слова (аргентина, макрурус, путассу, нототения, гамбузия, пецилия, гуппи, гурами, макропод и др.).

Нужно подчеркнуть, что и ученый и практик отнюдь не произвольно расчленяют мир растений или животных на любое количество видов. Например виды (также как например, химические элементы) существуют в действительности, а не в воображении человека. Виды существовали и до появления человека на земле. Их реальность хорошо видна из следующего примера.

На острове Новая Гвинея ученые описали 138 видов птиц. Туземное население различает 137 новогвинейских птиц. Следовательно, за исключением одного спорного случая, приезжие натуралисты и местные охотники независимо друг от друга пришли к совершенно одинаковым выводам относительно многообразия птиц на острове.

В отличие от химических элементов, виды на земле постепенно сменяют друг друга, но так медленно, что правильно сделанное их описание не устареет на протяжении многих столетий. Правда, ученые часто вносят поправки в существующую систематику, но не потому что виды исчезают или появляются, а с целью устранения допущенных ранее неточностей или в случае открытия новых видов, до того неизвестных науке.

Близкие, родственные виды объединяют в роды. Например, рыбаки различают несколько видов кефалей: лобан, сингиль, остронос, пиленгас. Эти виды признает и научная систематика. Все они относятся к одному роду.

Сходные между собой по анатомии и образу жизни дальне-восточные лососи - кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч и сима - все относятся к одному роду. Или, скажем, лещ и синец.

В свою очередь близкие роды сводятся в семейства. Например, речной окунь, ерш, судак - это роды (каждый из них включает по два вида), принадлежащие к одному семейству окуневых.

Семейства объединены в отряды, отряды - в классы, а классы - в типы.

Среди позвоночных животных общеизвестны следующие классы: млекопитающие (или звери), птицы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные (амфибии).

А всех остальных позвоночных - миног, акул, скатов, осетров, сельдей, камбал и др. - не специалисты часто относят к рыбам. На самом же деле миноги отличаются от рыб (и всех других позвоночных) многими коренными чертами. Так, у миног вовсе нет челюстей, а рот представляет собою круглую присоску, усаженную по краям роговыми зубчиками.

Скелет миноги состоит из хряща, слизистая кожа лишена чешуи, нет парных плавников, органы дыхания - мешочки, открывающиеся наружу отдельными круглыми отверстиями, а внутри соединенные с особой трубкой, лежащей под пищеводом.

Но и собственно рыбы не «укладываются» в один класс. Большинство специалистов справедливо считают, что хрящевые рыбы - акулы, скаты, химеры - настолько своеобразны, что представляют собою особый класс.

Отличительные особенности хрящевых рыб таковы. Скелет полностью хрящевой, в том числе череп и челюсти, имеющие очень простое строение: каждая состоит из одного крупного хряща. Рот находится на нижней стороне головы, довольно далеко от конца рыла, которое обычно вытянуто вперед в виде острого выроста.

Обонятельные ямки («ноздри») лежат на нижней стороне головы, а не на верхней, как у костных рыб. Жаберные щели, обычно в количестве пяти пар, расположены у акул на боках, а у скатов - на брюшной стороне, и не прикрыты жаберными крышками; у химер имеются кожистые жаберные крышки. Кожа у акул покрыта многочисленными острыми зубчиками, у скатов голая или с крупными шипами, сидящими вразброс. Плавательный пузырь у всех хрящевых рыб отсутствует.

Многие акулы живородящие, самка мечет несколько десятков крупных детенышей. Другие акулы, скаты и химеры откладывают яйца, защищенные прочной скорлупой и содержащие много питательного желтка.

Среди костных рыб очень интересна группа двоякодышащих. Их главная отличительная черта - наличие легких, расположенных под пищеварительным трактом, т. е. на брюшной стороне тела (у остальных костных рыб плавательный пузырь, иногда напоминающий легкое по строению и функции, лежит выше пищеварительного тракта, т. е. ближе к спине). «Ноздри» двоякодышащих соединяются с ротовой полостью; эта черта разобщает двоякодышащих с большинством костных рыб, но сближает с наземными позвоночными.

Двоякодышащие отличаются от прочих рыб строением чешуи, зубов, кровеносной системы, мозга. Несколько видов современных двоякодышащих распространены в Австралии, Африке, Южной Америке. Это довольно крупные малоподвижные обитатели стоячих, нередко пересыхающих водоемов, плавающие и ползающие среди густых водных зарослей. Парные плавники двоякодышащих по строению скелета напоминают елочку или кисть. Эту особенность разделяют с двоякодышащими так называемые кистеперые рыбы, вообще во многом очень сходные.

Кистеперые считались полностью вымершими, но в 1938 году у берегов Африки был пойман живой представитель этой группы - латимерия. Затем удалось найти еще несколько экземпляров. Увлекательную историю их поимки и изучения излагает известный ихтиолог Дж. Смит в книге «Старина четвероног».

Все остальные костные рыбы входят в класс лучеперых. Лучи грудного плавника у них радиально (веерообразно) расходятся от основания примерно так, как слегка растопыренные пальцы на руке человека. Такой тип строения грудных плавников обеспечивает рыбе высокую маневренность, поворотливость.

К лучеперым рыбам относится подавляющее большинство современных видов, родов, семейств и отрядов. Главнейшие отряды - осетрообразные, сельдеобразные, карпообразные, кефалеобразные, окунеобразные, трескообразные, камбалообразные.

Систематика и многообразие рыб (и вообще биологическая систематика) может показаться излишне сложной, громоздкой. Но без нее было бы невозможно изучать, описывать и опознавать виды. В современной системе рыб каждый вид находит оправданное, узаконенное место - как книга в библиотеке с образцовым каталогом или как солдат в воинском соединении, состоящем из взводов, рот, батальонов, полков и дивизий.

Например, почти во всех морях водится мелкая акула с острыми колючками в спинных плавниках. Ее местные названия - катран, нокотница, колючая, собачья; латинское название ее - указывает род и вид. Эта акула относится к семейству, которое вместе с несколькими другими семействами принадлежит к отряду, входящему в класс хрящевых рыб, объединяющий также других акул, скатов и химер.



Поделиться