Дедуктивный метод в обычной жизни. Что такое. Анализируй, что видишь или, и задавай вопросы

В течение жизни люди самосовершенствуются и развиваются. В процессе личностного развития необходимо развивать логическое мышление. В развитии логики большое значение имеет такой метод мышления, как дедукция. И многие задаются вопросами:

  1. Что такое логика?
  2. Как развить дедукцию?

Под дедукцией подразумевают способность рассуждать логически и приходить к неопровержимому итогу.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Дедукция, как частный способ мышления, базируется на выделении главной идеи из общего. В любых науках и в жизни широко применяется метод дедукции, поэтому так важно развивать дедуктивное умозаключение.

Простейший пример дедуктивного умозаключения:

  • Оля и Маша придерживаются диеты;
  • диета исключает употребление сладкого;
  • следовательно, Оля и Маша не употребляют шоколад.

Всем хорошо известен «король» дедуктивного мышления – Шерлок Холмс. В раскрытии преступлений он всегда отталкивался от общего – полной картины преступления с предполагаемыми участниками, и двигался к частному – рассматривал каждого по отдельности, кто мог его совершить, изучал возможности, мотивы, поведение. А затем, путем логического умозаключения вычислял преступника, предъявляя ему неопровержимые доказательства.

Существует множество способов, методов и игр, развивающих дедуктивное мышление.

Книги

Первым и самым главным способом развития дедукции является чтение книг. Во-первых, это элементарное расширение кругозора, тренировка памяти и личностное развитие.

По частицам грунта на обуви, Шерлок Холмс мог определить, из какого уголка Англии прибыл человек. И различал 140 видов табачного пепла. Холмс интересовался буквально всем и имел огромнейший запас знаний.

Во-вторых, вы должны не просто читать книги, а анализировать описанные ситуации, запоминать, предполагать, сравнивать, вычислять. Читая, например, детектив, попробуйте методом логических умозаключений определить, кто окажется преступником. Это научит вас строить логические цепочки.

Сюжеты детективов Дарьи Донцовой прекрасно подойдут для тренировок

Игры

Для того чтобы развивать дедукцию, вы должны ежедневно тренировать свою память. В этом вам помогут не только книги, но и различные игры. Вспомните, существует достаточное количество игр, которые станут вам помощниками в ваших каждодневных тренировках:

  • Шахматы – настольная логическая игра для двух соперников. Отлично развивает логику, сообразительность, внимательность.

Игра в шахматы прекрасно развивает сообразительность

  • Шашки – настольная логическая игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной. Учит мыслить на шаг вперед, развивает наблюдательность и память.

Играя в шашки, вы развиваете память

  • Судоку – популярная логическая головоломка. Квадрат 9х9 нужно заполнить цифрами по особым правилам. Игра развивает внимание, интеллект, объемный взгляд на мир, а так же дивергентное мышление.

Судоку позволит вам овладеть дивергентным мышлением

  • Пазлы игра-головоломка, представляющая собой мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы, которую требуется сложить в единое изображение. Развивает внимательность, логику, воображение и тренирует память.

Составление пазлов развивает логику и внимание

  • « Memory » - настольная игра, состоящая из нескольких десятков парных карточек. Карточки перемешиваются и раскладываются рубашкой вверх, затем открываются две за раз. Когда картинки на них совпадают, то карточки остаются лежать перевернутыми, если же изображения разные, карточки переворачиваются снова рубашкой вверх. « Memory » по сей день остается лидером среди игр, развивающих визуальную и пространственную память.

Увлекательная игра, которая по-настоящему полезна при развитии памяти

  • «Снежный ком» - игра с участием большого количества незнакомых людей. Ее также называет игрой для первого знакомства. Суть состоит в том, что все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет свое имя. Далее по часовой стрелке следующий участник называет имя предыдущего и свое. Третий должен будет назвать имена предыдущих двух и произнести свое, и так по кругу. В игру можно играть и с друзьями, называя не имена, а, например, название городов. Отличная тренировка памяти.

Подобные игры развивают память и внимание

  • Карточные игры – всем известная карточная игра в «дурака» и пр. В игре не просто приходится запоминать карты, но и просчитывать ходы.

Хоть игра в карты и считается азартной, но является развивающей

Вы можете придумывать игры для себя сами. Например, возьмите картинку, в течение 15 секунд запомните изображение, а затем на листке бумаги воспроизведите перечень предметов, которые вы смогли запомнить.

Загадки

Всем, наверняка, известны загадки. Их великое множество и они прекрасно развивают логику. Если вы не можете отгадать загадку, не спешите заглядывать в ответы. Постарайтесь сами логически прийти к ответу, пусть даже это займет у вас несколько дней.

Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые.

Примеры загадок на логику и мышление:

  1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
  2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?
  3. Шерлок Холмс шел по улице. И вдруг он увидел мертвую женщину, лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В телефонной книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: «Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла». И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и произносит:«О, милая, что с тобой случилось???»
    Потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: «Арестуйте этого человека. Это он убил ее». Вопрос: Почему Шерлок так подумал?
  4. Банка стоит на столе. Стоит она так, что одна её половина находится в воздухе, а другая на столе. Что лежит в банке, если через полчаса она упадёт? И почему?
  5. Отправился человек в море и попал в шторм. Его отнесло на остров, где не было мужчин, а жили только девушки. Утром проснулся он весь в веревках на каком-то ритуале и узнал, что его хотят убить. И попросил он последнее слово. После того, как он озвучил его, девушки смастерили ему лодку, дали еду, воду и отправили домой. Что он сказал?
  6. Эту загадку ученик 1-ого класса решает за 5 минут, старшеклассник за 15 минут, студент за 1 час, профессор никогда не решит. Загадка: расшифруйте ОДТЧПШСВДД.
  7. Известно, что среди девяти монет есть одна фальшивая, у которой вес меньше, чему у остальных. Как с помощью чашечных весов за два взвешивания определить фальшивую монету?
  8. Кошка – 3, лошадь – 5, петух – 8, ослик – 2, кукушка – 4, лягушка – 3. Собака - ?
  9. Повстречались три преступника: медвежатник Белов, домушник Чернов и карманник Рыжов. «Удивительно то, что один из нас имеет черные, второй белые, а третий рыжие волосы, но ни у одного цвет волос не совпадает с фамилией», - сказал черноволосый. «И, правда…», - сказал медвежатник Белов. Какой цвет волос у карманника?
  10. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?
  1. Они были на разных берегах.
  2. В шахматах.
  3. Потому что Холмс не назвал мужу адрес.
  4. Пусть меня убьет самая некрасивая.
  5. Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.
  6. Первое взвешивание: 3 и 3 монеты. Фальшивая монета в той кучке, которая меньше весит. Если кучки равны, то фальшивка в третьей кучке. Второе взвешивание: из кучки с наименьшим весом сравниваются 1 и 1 монета. Если они равны, то фальшивка - оставшаяся монета.
  7. Кошка – «мяу» (3), лошадь – «и-го-го» (5), петух – «ку-ка-ре-ку» (8), ослик – «и-а» (2), кукушка – «ку-ку» (4), лягушка – «ква» (3), собака – «гав» (3).
  8. Белов - не белый из-за фамилии и не черный, так как он ответил черноволосому. То есть Белов - рыжий. Чернов не черный из-за фамилии и не рыжий, так как рыжий - медвежатник Белов. Карманнику Рыжову остался черный цвет.
  9. Вначале переправляются оба сына. Один из сыновей возвращается обратно к отцу. Отец перебирается на противоположный берег к сыну. Отец остается на берегу, а сын переправляется на исходный берег за братом, после чего они оба переправляются к отцу.

Наблюдательность и детали

Для развития дедукции очень важно подмечать детали везде и во всем. Например, если вы едите в автобусе, выберите одного человека и, примечая даже мелочи, попробуйте понять, чем он увлекается, кем работает, каково его семейное положение, образ жизни. Внимание к мелким деталям, позволит вам видеть более правдивую картину ситуации, чем может показаться на первый взгляд.

Наблюдательность сама по себе является способностью подмечать в вещах, явлениях и ситуациях существенно важные признаки и черты, но мало заметные, а поэтому ускользающие от внимания большинства людей.

Ещё знаменитый литературный персонаж А.К. Дойля Шерлок Холмс применял дедуктивный метод при раскрытии преступлений.

В историях про Шерлока Холмса описываются странные убийства, мистификации, по изобретательности не превосходящие простые элементарные правила психологии человека и физические законы. Конечно же, дедуктивным мышлением обладал сам писатель, он очень четко, по фактам, раскрывает нам истории преступлений от лица великого сыщика.

Дедуктивный метод мышления поможет вам лучше видеть многоходовые взаимосвязи информации, способствует поиску фактов, научит правильному построению суждений. Научит выстраивать мысли последовательно и практично, думать в направлении смысла, вокруг которого сосредоточена ситуация.

Особенности дедуктивного мышления

Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.

Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.

Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.

Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему . Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.

Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес ». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы ».

Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:

  • основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;
  • вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;
  • общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.

Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон. Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам. Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.

Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.

В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.

Отличие дедуктивного метода от индуктивного

Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему . В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда). Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.

С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн

С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы. Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.

Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.

  • от частного к общему – индукция;
  • от общего к частному – дедукция.

Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.

То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).

  1. Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей . Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
  2. Старайтесь заинтересоваться любой информацией , будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
  3. Развивайте гибкость мышления . Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
  4. Научитесь читать невербальные знаки , которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
  5. Развивайте логическое мышление в целом . Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
  6. Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально : проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
  7. Одним из человеческих инстинктов – любопытство . Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.

Задачи на развитие дедуктивного мышления

Типичной задачей, чтобы развить метод дедуктивного мышления, является всеми известная загадка Эйнштейна, где предлагается угадать пять домов, кто в них живет, что ест, курит и какое животное держит. В задании даются косвенные подсказки. Другим примером задачи на дедукцию может быть такая:

«Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему? »

Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Медленное мышление, статистика и дедукция

Ещё один способ развития дедуктивного мышления – это тренировка медленного мышления и принятия разумных решений . Человек для получения ответа пользуется различными типами мышления. Интуитивное зависит от эмоциональных предчувствий и позволяет увидеть искомый ответ немедленно. В критических ситуациях это наиболее эффективный метод – реагировать быстро, предугадывать риски и опасности, экономить время, избегать излишних расчетов.

Но когда задача требует не молниеносной реакции, а углубленного понимания всех деталей, тогда медленное мышление способствует умственной въедливости в информационный материал, подавлению скорости мыслей (зависанию их в поле сознания) и произвольному вниманию. Для того, чтобы легче было получить состояние медленного мышления, сначала научитесь вдумчиво работать с увлекательной (интересующей вас) информацией, тогда формальная логика подпитывается личным интересом.

Статистический метод частично является аналогией интуиции, но основан на объективных данных. В чем-то этот метод объединяет и индукцию, и дедукцию. В качестве статистических данных берутся реальные числовые показатели. Например, температура на улице, измеряемая по дням с помощью точного прибора — термометра. Но между показателями измерений устанавливается интуитивная связь – ощущение времени (частота и продолжительность). Частота проявления низкой температуры, которая с каждым днем понижается, означает, что в будущем ждут заморозки. В этом случае, ни один из фактов не является общим правилом для всех остальных, однако, сами измерения носят характер объективной информации, а сделанные выводы — основой для дедуктивных рассуждений.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о талантливой способности Шерлока Холмса, которая позволяла ему раскрывать сложнейшие преступления. Дедуктивное мышление – вот ее название. Как она может пригодится в повседневной жизни, если вы не следователь и даже не юрист? Что нужно сделать для ее развития? На эти вопросы мы постараемся ответить, но для начала, как обычно определимся с понятиями.

Что значит мыслить дедуктивно?

Под дедуктивным мышлением подразумевается возможность использовать логические операции для того, чтобы из общих рассуждений прийти к частному следствию. Началом дедукции обычно бывает аксиома или гипотеза. Если начало истинно, то и вывод будет правдив. Так что дедуктивные цепочки являются отличным способом неопровержимого доказательства.

Классическим примером дедуктивного умозаключения стало следующее: «Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен» (как, собственно, каждый из нас).

В чем отличие дедукции от индукции?

Индукция – процесс обратный. Здесь основанием выступает частное, из чего делается вывод. Если мы будем мыслить преимущественно индуктивно, то вполне вероятно возникновение логической ошибки. На самом деле, многие стереотипы возникли в нашем обществе исключительно благодаря неоправданным обобщениям. К примеру, у женщины не складывается личная жизнь. Один ее партнер – алкоголик. Второй – любит погулять с ее подругами. Третий… И так далее. На базе этих частных ситуаций она делает вывод: «Все мужики – сволочи» — и считает себя абсолютно правой.

Вот вам анекдот в тему:

Старый ковбой выпивает в баре, к нему подсаживается юная девушка и задает вопрос: «А правда ли, что вы настоящий ковбой?». Тот отвечает: «Я прожил на ранчо всю жизнь, чинил изгороди, перегонял и клеймил скот. Пожалуй, меня можно назвать настоящим ковбоем». Девушка задумчиво: «А вот я лесбиянка. Целыми днями думаю о женщинах. Не успеваю проснуться с утра, как сразу же начинаю думать о них. Что бы я ни делала, все наводит меня на размышления о женщинах». Через какое-то время к ковбою снова подсаживаются. На это раз молодая пара: «А вы правда настоящий ковбой?». Тот вздыхает: «Да, раньше я думал, что настоящий ковбой… И только сейчас понял, что на самом деле я лесбиянка».

Напомню, что дедукция берет за основу аксиому – то, что априори правдиво, либо гипотезу – то, что следует проверить. Поэтому дедуктивный метод мышления гораздо более эффективен, чем индуктивный. Хотя нужно признать, что они взаимосвязаны. Так, Шерлок Холмс использовал в своей практике оба способа размышления.

Замечательно, что у человека есть возможность соединять в себе трезвое логическое мышление и творческий процесс, наполненный яркими эмоциями. Это делает человека уникальным. Именно поэтому стоит гармонично развивать как эмоциональное восприятие, интуицию, так и логический образ мысли.

Кому нужен дедуктивный способ мыслить

Понятно, что есть профессии, где дедукция является основным навыком, показывающим качество специалиста. Но не только им может пригодиться умение мыслить дедуктивно.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что наша система образования пытается уравнять интеллектуальные возможности детей так, чтобы не было очень глупых и очень умных. Ведь умные люди представляют угрозу для стабильной системы. Ими невозможно манипулировать, они не будут спрашивать, как правильно поступить.

Так что плюсы дедуктивного метода заключаются в личностном росте, умении самостоятельно мыслить. К тому же вы приобретете:

  • умение быстро находить верные решения, эффективно справляться с задачами,
  • нестандартное мышление,
  • подход к любому человеку и ситуации,
  • гибкий ум, а также развитую интуицию,
  • понимание мотивов, действий других людей, а также своего поведения.

Развитие дедуктивного мышления стимулирует не только активную работу мозга, но еще облегчает деятельность в принципе. Никто не может быть рожден интеллектуалом, этому возможно научиться, лишь постоянно работая над собой.

Как стать Шерлоком

Привычные действия замедляют активность мозга. Он будто засыпает, переходя на автоматический режим. Ваша задача разбудить его, создавая ему условия для анализа. Что нужно сделать и чему научиться, чтобы достичь высокого уровня мастерства в дедукции:

  1. Обращать внимание на детали.

Именно мелочи позволяют увидеть более полную картину событий, прийти к верному выводу. Сосредоточенность и правильное эмоциональное состояние (позитивное и спокойное) – те качества, которые помогут вам не пропустить важную информацию, запечатлев ее в памяти.

Понаблюдайте за своими близкими, обычными прохожими, незнакомыми людьми в социальных сетях. Пробуйте составить их психологический портрет на основании тех деталей, что вы заметили.

  1. Развивать память.

Средний человек способен запомнить от 5 до 9 объектов за один раз. Настраивайтесь на нужный лад, занимайтесь развитием объема памяти. Для этого существует множество тренировок, мнемотехнических приемов.

  1. Вести дневник с записями.

Фиксируя пояснения и записывая детали того, за чем наблюдаете, вы структурируете информацию, начинаете анализировать ее. Эти пометки на первое время помогут не потерять важное.

  1. Концентрировать свое внимание.

Добиться этого можно различными способами. Например, Холмс играл на скрипке, курил трубку, а в это время его мозг просчитывал различные варианты событий. Не беда, если вы не умеете играть на музыкальных инструментах и не курите. Попробуйте медитировать. Это поможет полноценно отдохнуть, к тому же сконцентрировать ум. Во время медитации старайтесь полностью расслабить тело, следите за дыханием, отпускайте мысли.

  1. Мыслить критически, ничего не принимать на веру.

В этом поможет искреннее любопытство (как у детей), задавание множество вопросов: «Почему это важно?», «Зачем я хочу это запомнить?». Подобные вопросы организуют новые сведения в систему, тренируют мозг.

  1. Расширять кругозор.

Интересуйтесь искусством, вопросами финансов и экономики, открытиями в области астрофизики и молекулярной биологии. Чем больше вы накопите знаний об окружающем мире, тем проще вам будет даваться процесс мышления. Выберете те области, что вам интересны, постарайтесь изучить их глубоко, а не поверхностно.

  1. Развивать гибкость мышления.

Старайтесь подбирать несколько способов для решения одной задачи. Внимательно слушайте других людей, пробуйте понять их точку зрения, возможно, она поможет раскрыть целостность ситуации.

  1. Разнообразить свою жизнь.

Делайте привычные вещи другими способами. Например, измените свою дорогу с работы до дома. Находите новые пути. Старайтесь больше путешествовать. Это не только дарит новые впечатления, но развивает также кругозор.

Нашему мозгу, как и мышцам нужны постоянные тренировки. Удачи в этом!

Делитесь статьей с друзьями через социальные сети. В комментариях расскажите о своем индивидуальном способе развития дедукции. Пусть он пригодится остальным.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Логическое мышление основано на двух методах умозаключений. Это дедукция и индукция.

Понятие дедукция происходит от латинского слова deductio – выведение. Это метод мышления, благодаря которому умозаключения получают по пути от общего случая к частному. Индукция же наоборот означает получение умозаключений от частного правила к общему.

Для чего развивать индуктивные и дедуктивные способности?

Дедуктивные методы многим известны по книгам Артура Конана Дойля, воспевающего талант сыщика по имени Шерлок Холмс. Этот детектив мастерски находил каждый раз преступника, так как сначала подозревал всех, а потом рассматривал каждого из потенциальных злодеев, отсекая неподходящих. От внимательного взора Холмса не ускользала ни одна деталь, именно поэтому он максимально быстро распутывал, казалось бы, тупиковые случаи.

Зачем же человеку в современном мире дедуктивные способности? Это базовая часть логического мышления, без которого интеллектуальные способности будут на низком уровне. Дедуктивные умозаключения в своем большинстве проходят на автоматическом уровне, то есть человек почти не напрягается для того, чтобы сделать, например, такие последовательные выводы:

  • Все дети любят мультфильмы.
  • Вася – ребенок.
  • Следовательно, Вася любит мультфильмы.

Обратный метод умозаключений называется индукцией. Стоит отметить, что в жизни мы не столь категоричны и не делаем поспешных выводов на основе дедуктивного или индуктивного методов. Утверждения могут опираться на конкретные факты, жизненный опыт и ранее сделанные выводы. Иначе могут появляться ошибочные выводы. Так, в случае с приведенным выше примером, не все дети любят мультфильмы, так как бывают дети с нарушенным зрением или слухом, а бывают попросту такие, которые не видели мультиков и не могу сказать, любят ли они их.

Дедуктивный и индуктивный методы логического мышления очень полезны в быту и жизни. Ежедневно человек делает сотни выводов на основе лишь малой толики информации. Увидев толпу людей и вспомнив, что сегодня суббота, человек может с уверенностью заявить о начавшейся распродаже. Зная особенности поведения других людей, мы можем приободрить человека, который загрустил, даже не спрашивая его о причинах плохого настроения.

Дедуктивное мышление в жизни каждого профессионала

Дедуктивные способности важно развивать всем людям, однако полезнее всего они будут для представителей профессий из правоохранительных органов:

  • Следователь
  • Судья
  • Юрист
  • Детектив

Для учащихся людей дедукция очень полезна. Именно это свойство логического мышления позволяет не просто запомнить, но усвоить материал.

Врачам дедуктивные методы помогают принять решение, от которого может зависеть жизнь человека.

Любому человеку нужны дедуктивные способности, однако их следует развивать. Это часть логического мышления, которое поддается развитию при регулярных тренировках.

Итак, дедуктивные способности следует развивать в совокупности с логическим мышлением . Здесь очень важно иметь достаточное количество терпения и внимательности, ведь дедукция не терпит спешки, ее методы можно сравнить с распутыванием клубка спутавшихся нитей – одно неосторожное движение и узел затягивается туже. Для тренировки дедуктивных способностей, важно соблюдать несколько правил.

Постоянно держите мозг в тонусе

Старайтесь подбрасывать мозгу регулярно новые и новые задачки. Именно во время интеллектуальной деятельности и происходит формирование логического мышления. Для развития дедукции подойдут задачи, требующие не сиюминутного решения, а взвешенного и аргументированного ответа. Игры, которые тренируют дедукцию – классический покер и, конечно же, шахматы.

Изучайте не поверхностно, а глубоко

Человек – это существо, которое стремится к познанию мира. Расширяйте кругозор, открывая для себя все новые и новые грани наук, культуры и искусства. Каждый предмет изучения необходимо рассматривать с разных точек зрения. В дедукции нет мелочей, важно все, именно поэтому старайтесь обращать внимание на мелкие детали, которые помогают сделать определенные выводы. Тренироваться можно, просматривая фильмы и наблюдая за героями, а также в повседневной жизни, пытаясь предсказать развитие той или иной ситуации в зависимости от имеющихся деталей. Чтобы сделать тренировку дедукции не слишком скучной, следует выделять определенную часть жизни для путешествий. Именно во время поездок и отдыха, мозг человека получает ни с чем не сравнимые импульсы, которые позволяют тренировать интеллектуальные способности.

Гармоничное сочетание дедукции с индукцией

Дедукция в сочетании с индукцией позволяют прийти к правильным выводам. Несмотря на то, что пользуется человек в основном этими методами «на автомате», сама возможность попробовать поменять точку зрения, помогает достичь необходимых умозаключений. Логика любит порядок, однако не все подчиняется ее законам, поэтому очень важны не только дедуктивный и индуктивные подходы, но и умение пользоваться различной информацией, определять ее суть и создавать новые умозаключения.

Наблюдательность и внимательность – два помощника дедукции

Внимательное наблюдение за множеством деталей помогает не только сделать правильные выводы, но и определить для ситуации несколько вариантов решения и развития. Жизненный опыт и прошлые выводы помогают спрогнозировать развитие ситуации с большой точностью и сделать правильные умозаключения.

Наблюдательность в жизни — очень полезный навык, который способствует развитию дедуктивного способа мышления. Наблюдать можно за людьми, их поведением, манерой голоса. Наблюдать также можно за природными явлениями, погодой, животными. В любом случае наблюдательный человек будет подсознательно обрабатывать полученную информацию, и делать умозаключения.

Внимание ― очень важная характеристика человека, позволяющая сосредоточиться. Невнимательный человек обязательно упустит из виду важные детали и не сможет сделать полных выводов.

Кстати, гений дедуктивного метода Шерлок Холмс для повышения сосредоточенности использовал свою трубку, а также играл на скрипке. Сегодня многим людям помогает сосредоточиться простое правило – отказ от гаджетов на некоторое время. Если убрать из поля зрения телефон, компьютер и телевизор, человек с большой долей вероятности сможет успешно сконцентрироваться на деле.

Давно хотели попробовать себя в роли известного сыщика, но не хватало навыков? Доставайте из шкафа свое самое приличное пальто. Сегодня мы расскажем, как научиться применять дедукцию, не прибегая к игре на скрипке и овсянке по утрам.

Дедуктивные умозаключения

Дедуктивный и индуктивный виды умозаключений помогают не только в поимке преступников. Умения пользоваться логическими выводами позволит вам отточить свою внимательность и подтянуть критическое мышление. Для начала нужно понять, чем отличается дедукция от индукции.

Прибегая к дедуктивному методу умозаключения, мы делаем вывод, отталкиваясь от общего к частному.

Например:

Хищники едят мясо.

Волки – хищники.

Волки едят мясо.

Один из самых важных элементов дедукции – ее неоспоримость. Логическая цепочка протекает от малых фактов к естественному, логичному выводу.

В то время, как индуктивное умозаключение позволяет делать выводы от частных элементов информации к общим.

Например: у каждого человека, что я встречал, есть голова. Соответственно у всех людей присутствует голова.

Теперь мы поняли, что именно представляют из себя логические умозаключения, и на словах они звучат достаточно просто, но у нас другая цель. Мы хотим успешно применять дедукцию на практике, не важно, для чего именно, с целью ли найти того, кто ворует карандаши с вашего рабочего стола в офисе, или чтобы произвести впечатление на окружающих. Какие же навыки нужно прокачать для успешного применения дедуктивного метода?

Внимательность к деталям

Невозможно выстраивать правильные логические цепочки, если вы слишком невнимательны. В книгах и кино сыщики могут рассказать всю нужную информацию о человеке, окинув его взглядом и сделав выводы, исходя из внешности. Естественно, с такой способностью не рождаются, и только с помощью тренировок можно добиться подобного результата.

Если вы много времени проводите в общественном транспорте, попробуйте использовать, на первый взгляд, бесполезное времяпрепровождение. Остановите свой взгляд на любом пассажире и попробуйте мысленно познакомиться с ним. Задайте себе несколько вопросов:

Сколько ему лет?

Где он работает?

Какое у него хобби?

Женат он или холост?

Попробуйте воссоздать полную картину жизни наблюдаемого. Чтобы ответить на эти вопросы, вам придется подмечать малейшие детали: потертости на обуви, наличие украшений, а если он разговаривает по телефону, отметьте для себя, с кем именно.

Также вам помогут постоянные тренировки с задачками на логику и внимательность.

Старая советская картинка. Рассмотрите ее внимательно, после чего попробуйте ответить на девять вопросов:

Сколько туристов живет в этом лагере?

Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

На чем они сюда приехали?

Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

Откуда дует ветер: с севера или юга?

Какое сейчас время дня?

Куда ушел Шура?

Имя того, кто вчера был дежурным.

Какое сегодня число какого месяца?

Если вы будете пользоваться подобными методами каждый день, то достаточно быстро научитесь делать выводы от частного - к общему.

Память и чертоги разума

Постоянно расширяйте свой кругозор. Будьте заинтересованными в изучении новых, не знакомых вам тем.

В то же время следует аккуратно пользоваться своим «чердаком знаний». Наполняя его незначительными темами, из вашей головы начнет уходить действительно важная информация. Чтобы не растерять накопленные знания, следует пользоваться «чертогами разума». Этот способ фиксирования информации был придуман еще в древности и по сей день изучается в психологии и нейробиологии.

Как действовать?

Создайте в своем разуме комнату. Представьте, что в ней есть много полок, шкафов и сундуков. Ознакомившись с новой единицей информации, постарайтесь затем сжать ее с помощью ассоциативного ряда. Начните с простого. Предположим, вам нужно запомнить важную дату. Сожмите эту дату, словно файл на компьютере, создав в памяти визуальные ассоциации с нужным числом и положите получившееся в сундук. Следует заранее определиться под какой образ шифруется каждая цифра, например семерку можно представить, как пистолет, а единицу в виде спички.

Это простейший пример применения дворца памяти, но теперь, зная принцип работы чертог разума, вы можете подготовить фундамент для дальнейшего расширения своей «комнаты».

Теперь я стал Шерлоком?

Нет! Но регулярно применяя дедуктивные умозаключения в быту и тренируя свое логическое мышление, вы быстро добьетесь качественного результата. Будьте критичны, постоянно ставьте под сомнение очередную теорию, старайтесь рассматривать ситуацию с разных позиций. Расширяйте свои чертоги разума, начиная с маленькой комнаты до многоэтажного дворца. Восхищаясь бесконечно острыми умами своих любимых книжных детективов, помните, что достичь аналогичных способностей - вполне реальная затея.



Поделиться