Как в Европе запомнили Великое Посольство Петра I. Царская месть. Как в Европе запомнили Великое Посольство Петра I Зачем петр 1 поехал за границу

Великое посольство — путешествие русского царя Петра 1 в Западную Европу, осуществленное в 1697-1698 гг. для установления дипломатических отношений.

В составе дипломатической миссии было более 250 человек. Среди них были представители различных профессий от переводчиков до священников, во главе с дипломатами П.Б. Возницыным, Ф.А. Головиным, Ф. Лефортом. Ехал в Европу и сам царь Петр 1, представлявшийся Петром Михайловым, урядником Преображенского полка.

Цели посольства

Считается, что основной целью путешествия было получение поддержки стран Европы в борьбе с Османской империей.

Однако есть версия, что это не так. Еще до поездки посол К. Нефимонов подписал договор на 3 года с Австрией и Венецией о союзе против турок. Другие европейские страны на тот момент не были готовы к такому союзу: Франция была сторонницей Турции, Англия и Нидерланды готовились делить “испанское наследство”, а Польша уже год не могла выбрать нового короля, потому принимать решение там просто было некому.

Таким образом, дипломатическая цель была второстепенной, а основными были:

  • знакомство с Европой, ее политической жизнью;
  • внесение изменений в государственный и военный строй России по примеру европейских стран;
  • поиск иностранных специалистов для работы в России;
  • отправка в Европу на обучение русских дворян;
  • закупка материалов и оружия.

Путешествие

Из Москвы обоз великого посольства Петра 1 выехал в марте 1697 г.

Первая длительная остановка была сделана в Курляндии.

Между курфюрстом Фридрихом III и Петром I был заключен торговый договор о возможности провоза товаров.

В августе Петр прибывает в Голландию. Он устраивается на работу плотником на верфи Линста Рогге (город Саардам), а потом и в Ост-Индскую компанию в Амстердаме.

Но в Голландии российский царь не только плотничал, он посещал различные учреждения, фабрики, мастерские, присутствовал на лекциях по анатомии, изучил, как устроена ветряная мельница.

Голландское кораблестроение не устроило Петра, поскольку голландцы не делали чертежей строящихся кораблей.

В начале 1698 г. царь добирается до Англии, где в Дептфорде на королевской верфи дополняет свои знания о строительстве кораблей. Здесь же он осматривал военные корабли, видел, как изготавливают артиллерийские снаряды и даже побывал на заседании парламента Англии.

Последним пунктом пребывания для Петра Первого стала Вена, откуда в июле 1698 г. он направился обратно в Москву, узнав о бунте стрельцов.

Итоги посольства

  • осознание Петром 1 того, что России нужен выход к морю, решение о развязывании за выход к побережью Балтийского моря, вместо войны с Османской империей;
  • возникновение личной (и политической) дружбы с королем Речи Посполитой (он же саксонский курфюрст) Августом 2, впоследствии вылившейся в военный союз;
  • преобразования в государственном аппарате России, с учетом опыта западных стран;
  • внедрение европейского уклада жизни (новое летоисчисление, новые одежды, праздники, школы, книги и др.);
  • найм более 1000 специалистов в различных областях для службы в России;
  • закупка вооружения, приборов, снаряжения;
  • открытие новых предприятий, мануфактур, производств в России.

Заботясь о привлечении в Россию техников-иностранцев, Петр решился, для лучшего утверждения в России морского дела, создать и русских техников, для чего послал за границу знатную молодежь "учиться архитектуры и управления корабельнаго". Пятьдесят молодых придворных были посланы в Италию, Англию и Голландию, т.е. в страны, знаменитые тогда развитием мореплавания.

Высшее московское общество было неприятно поражено этим новшеством; Петр не только сам сдружился с немцами, но желает, как видно, сдружить и других. Еще больше поражены были русские люди, когда узнали, что сам Петр едет за границу.

Но раньше, чем царь успел собраться в дорогу, произошел ряд тревожных событий. В 1697 г. простой монах Аврамий подал царю рукопись, наполненную упреками. Аврамий писал, что Петр ведет себя "печально и плачевно", уклонился в потехи, а государством правят дьяки-мздоимцы. На эти упреки Петр ответил строгим следствием и ссылкой Аврамия с его друзьями. Еще ранее Петр за что-то пытал дядю своей жены П. А. Лопухина; другие Лопухины были разосланы из Москвы. Очевидно, и они были недовольны за что-то Петром. Так, ко времени возмужалости Петра возрастало и недовольство им в разных слоях общества. В некоторых же кружках недовольство перешло в определенный умысел убить Петра. Следствие, произведенное перед самым отъездом его за границу, выяснило, что главными заговорщиками на жизнь государя были бояре Соковнин и Пушкин, и стрелецкий полковник Циклер. Мотивами покушения они выставляли жестокости и новшества Петра и желали возмутить стрельцов. Циклер оговорил в соучастии и Софью. По этому делу виновные подверглись казни. Поверив соучастию Софьи и видя в заговоре против себя семя, посеянное Ив. Мих. Милославским, Петр отомстил и Софье, и Милославскому (уже умершему в 1685 г.) тем, что велел с бесчестием вырыть гроб Милославского и подставить его под плаху так, чтобы при казни заговорщиков на него текла кровь казненных.

После этой свирепой мести, устранив из Москвы подозрительных лиц для государственной и своей безопасности, Петр отправился за границу.

Путешествие. Петр ехал инкогнито, в свите "великого посольства", под именем Петра Алексеевича Михайлова, урядника Преображенского полка. Отправление великого посольства к западным державам (Германии, Англии, Голландии, Дании, Бранденбургу, также к Римскому папе и в Венецию) решено было еще в 1696 г. Цель посольства состояла "в подтверждении древней дружбы и любви" с европейскими монархами и "в ослаблении врагов Креста Господня", т.е. в достижении союза против турок. Во главе посольства стояли генералы Франц Лефорт и Федор Алексеевич Головин. При них состояло 50 человек свиты. Мы не знаем, как тогда Петр объяснял цели своего собственного путешествия. Современники судили о небывалой поездке русского царя в чужие земли самым различным образом. Одни говорили, что Петр едет в Рим молиться ап. Петру и Павлу; другие -- что он просто хочет развлечься; некоторые думали, что Петра за границу увлек Лефорт. Сам Петр впоследствии, вспоминая свою поездку, писал, что поехал учиться морскому делу. Это объяснение, конечно, всего вернее, но оно слишком узко. Не одному морскому делу хотел учиться Петр, как мы увидим ниже.

Москву и государство Петр оставил на руки Боярской думы. Это не было при нем неизведанной новизной: царь и раньше подолгу не бывал в Москве, уезжая в Архангельск и под Азов. Официально считалось, что государь не уезжал; дела решались его именем, бояре не получали никаких особых полномочий. Некоторые исследователи замечают, что единственной экстренной мерой при отъезде Петра было удаление из Москвы подозрительных лиц (вроде Лопухиных).

Для достижения цели союза против турок посольство должно было отправиться прежде всего в Вену. Но так как русский резидент в Вене как раз в это время успел продолжить союз с императором на три года, то посольство, минуя Вену, отправилось в Северную Германию морем через Ригу и Либаву. В Риге, принадлежавшей шведам, Петр получил ряд неприятных впечатлений и от населения (которое дорого продавало продукты русским), и от шведской администрации. Губернатор Риги (Дальберг) не допустил русских к осмотру укреплений города, и Петр посмотрел на это как на оскорбление. В Курляндии зато прием был радушнее, а в Пруссии (тогда еще в Бранденбургском курфюршестве) курфюрст Фридрих встретил русское посольство чрезвычайно приветливо. В Кенигсберге для Петра и послов дан был ряд праздников. Между весельем Петр серьезно занимался изучением артиллерии и получил от прусских специалистов диплом, признавший его за "искуснаго огнестрельнаго художника". Русское посольство между тем вело с бранденбургским правительством оживленные переговоры о союзе; но русские желали союза против турок, а пруссаки -- против шведов, и дело кончилось ничем. После некоторых экскурсий по Германии Петр отправился в Голландию ранее своих спутников. На дороге туда встретился он с двумя курфюрстинами (Ганноверской и Бранденбургской), которые оставили нам его характеристику. "У него прекрасныя черты лица и благородная осанка, -- пишет одна из них; -- он обладает большою живостью ума; ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нем было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной; в нравственном отношении он полный представитель своей страны. Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум". Грубость Петра выражалась в отсутствии той светской выдержки, к какой привыкли германские принцессы. При начале беседы с принцессами Петр очень конфузился, закрывал лицо руками. "Видно также, что его не выучили есть опрятно", -- заметила другая курфюрстина. Этой светской выдержкой Петр не овладел вполне, кажется, никогда, но впоследствии он потерял свою робость и застенчивость.

В Голландии Петр прежде всего направился в городок Саардам (Саандам); там были знаменитые корабельные верфи, о которых он слышал еще в России. В Саардаме принялся он плотничать и на досуге кататься по морю. Но его инкогнито, плохо соблюдавшееся и в Германии, было нарушено и здесь; в Петре Михайлове узнали царя Петра, и весь город стремился посмотреть на диковинного гостя. Петр сердился, жаловался, даже бил назойливых зевак, но ему толпа не давала ни спокойно работать на верфи, ни отдыхать в его скромном домике (этот домик в ноябре 1886 г. передан Нидерландами в дар России и принят нашим правительством). Рассерженный Петр, пробыв в Саардаме всего неделю, переехал в Амстердам, где оставался с половины августа 1697 до января 1698 г., лишь на короткое время выезжая в Гаагу и другие города. В Амстердаме он учился кораблестроению на Ост-Индской верфи и достиг значительных успехов, но остался недоволен голландским кораблестроением. Уже в России он научился плотничать, в Голландии же искал изучить теорию кораблестроения. Но голландцы строили суда навыком, не умея составлять корабельных чертежей, не зная теории корабельного искусства. Это-то и сердило Петра. "Зело ему стало противно, -- писал он сам о себе, --что такой дальний путь для сего восприял, а желаемаго конца не достиг". Случайно узнал он, что теория судостроения выработана у англичан, и решился поехать в Англию; в Москву же послал приказ подчинить голландских мастеров на Воронежской верфи мастерам венецианским и датским.

Неудачу потерпел Петр в занятиях морским делом, неудачу потерпело и посольство русское в Гааге: Голландия отклонила от себя всякое участие в войне против турок. С чувством неудовольствия оставлял Петр Голландию, но в ней тем не менее он многому научился. Одновременно с работами на верфи он занимался математикой, астрономией, рисованием и гравированием, он посещал разные музеи, слушал лекции медицины, интересовался всеми отраслями положительных знаний, присматривался к различным механическим усовершенствованиям, знакомился с морскими промыслами (например, китоловными). Привыкая к особенностям блестящей, зажиточной и просвещенной голландской жизни, Петр приобретал массу новых культурных впечатлений, развивался и образовывался.

В Англии, куда Петр переехал без посольства в начале 1698 г., повторилось то же самое, что и в Голландии. Петр учился теории судостроения и военному делу, катался по Темзе и присматривался к английской жизни, вращаясь в самых разнообразных сферах. Английские инженеры, техники, моряки производили на Петра лучшее впечатление, чем голландские, и он усердно приглашал их в Россию. Зато политическая и придворная жизнь в Англии мало интересовала Петра (то же было и в Голландии), и высшее английское общество имело основание считать Петра "мизантропом" и "моряком". Избегая придворных церемоний, Петр держал себя так свободно и странно для монарха, что встретил осуждение со стороны английского двора, которому "надоели причуды царя", как писал один дипломат.

В апреле 1698 г. Петр вернулся в Голландию, к посольству, чтобы с ним ехать в Вену. До Вены он доехал только в июне и прожил там около месяца. Встреченный императором Леопольдом очень радушно, он осматривал Вену, а между тем деятельно шли переговоры русских и венских дипломатов в войне с турками. С удивлением и досадой видел Петр, что австрийские политики не только не разделяют его завоевательных видов на Турцию, но даже не желают продолжения и той вялой войны, какую вели до тех пор, Русские говорили, что если уже император желает мира, то следует заключить его в интересах не одной Австрии, а всех союзников. Но и эта мысль не находила в Вене сочувствия. Петр убедился, что коалиция против турок, о которой он мечтал, невозможна, что следует и России мириться с Турцией, если она не хочет воевать с нею один на один.

В июле царь думал ехать из Вены в Италию, но получил известия из Москвы о новом бунте стрельцов. Хотя скоро пришло донесение, что бунт подавлен, однако Петр поспешил домой. По дороге в Москву, проезжая через Польшу, Петр виделся с новым польским королем Августом II (в то же время и курфюрстом саксонским); встреча их была очень дружественная (Россия сильно поддерживала Августа при выборах на польский престол). Август предложил Петру союз протиь Швеции, и Петр, наученный неудачей своих противотурецких планов, не ответил таким отказом, как ответил раньше Пруссии. Он в принципе согласился на союз. Так, за границу повез он мысль об изгнании из Европы турок, а из-за границы привез мысль о борьбе со Швецией за Балтийское море.

Что же дало Петру заграничное путешествие? Результаты его очень велики: во-первых, оно послужило для сближения Московского государства с Западной Европой, во-вторых, окончательно выработало личность и направление самого Петра.

Пользуясь пребыванием за границей царя, европейские правительства спешили извлечь из сношений с ним всевозможные выгоды для своих стран. Дипломатические отношения России с Западом пошли гораздо живее со времени путешествия Петра. Русские дипломаты и учащаяся молодежь, явившаяся на Запад вместе с посольством и отдельно от него, знакомили европейцев с Россией. В свою очередь, иностранцы толпами потянулись на Русь вследствие приглашения самого Петра и его уполномоченных. Необычайный факт путешествия московского царя возбудил любопытство всего западноевропейского общества и к личности царя, и к ею народу. В германских университетах темой диспутов ставили поездку Петра и будущее просвещение России как результат этой поездки. Философ Лейбниц составлял просветительные проекты преобразования Руси. Европа, видя поведение Петра, догадывалась, что результатом просвещения самого Петра будет просвещение его государства. Поэтому поездка Петра стала весьма популярным предметом для политических и культурных рассуждении.

Для самою Петра путешествие было последним актом самообразования. Он желал получить сведения по судостроению, а получил сверх того массу впечатлений, массу знаний. Более года пробыл он за границей, всегда в толпе, среди разнообразных лиц, среди разных национальных культур. Он не только увидел культурное и материальное превосходство богатейших стран Запада над своей бедной Русью, но и сжился с обычаями этих стран, стал в них как бы своим человеком и не мог вернуться к старому мировоззрению. Сознавая превосходство Запада, он решился приблизить к нему свое государство путем реформы. Смело можно сказать, что Петр как реформатор созрел за границей. Но все воспитание Петра, вся его жизнь в Москве обусловили собой некоторую односторонность в его заграничном самообразовании: покоритель Азова и создатель русского флота, Петр далеко стоял от вопросов внутреннего управления Московского государства. И за границей Петра завлекали морское и военное дело, культура и промышленность, но сравнительно весьма мало занимало общественное устройство и управление Запада. По возвращении в Москву, Петр немедленно начинает "реформы", окончательно порывает со старыми традициями; но его первые шаги на пути реформ не касаются еще государственного быта. Он является с культурными новшествами по преимуществу и с большой резкостью проводит их в жизнь. К реформе государственного устройства и управления он переходит гораздо позднее.

29 июня 1698 года русский царь Пётр I отмечал именины - день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Праздник обещал быть роскошным - Пётр в составе Великого Посольства находился в Вене, а венцы всегда умели устраивать торжества.

Кульминацией действа стал фейерверк, который именинник запалил собственноручно - венское небо украсилось аббревиатурой VZPA, что значило Vivat Zar Petrus Alexiowicz. Сам Пётр до поры пребывал в радостном настроении: «На день светых апостолъ было у нас гостей мужеска и женска пола болше 1000 человек, и плясали до света и безпрестанно употребляли тарара, тарара, кругом».

Тарара - сорт красного испанского вина. Русскому уху его название напоминает словечко «тарарам» - суету и суматоху с мелкими неприятностями. Но на этот раз неприятности были весьма серьёзного калибра. По закону подлости аккурат на свои именины царь получил скверное известие из Москвы. Взбунтовались стрельцы. Праздник был испорчен безнадёжно. И не только он. Пришлось до срока свернуть и прекратить Великое Посольство, на которое Пётр возлагал столько надежд.

Царь-рыцарь

Забавная штука - прозвища государей. Пётр Великий навеки остался в нашей истории как «царь-плотник». А вот его вечного противника, шведского монарха Карл XII , помнят как «короля-рыцаря», прежде всего имея в виду его личную храбрость на поле боя.

Но, если судить по чести, то подобного именования больше заслуживает всё-таки Пётр. Для того, чтобы носить это звание, мало скакать впереди войска с сабелькой. Нужно ещё проявлять стойкость в вопросах веры и непримиримость к врагам Святого Креста. Как раз эти качества открыто продемонстрировал Пётр I, честно заявив на всю Европу о целях Великого Посольства: «Отправляем его в подтверждение древней дружбы и любви, и в ослабление врагов Креста Господня - султана турецкого, хана крымского, и всех басурманских орд».

Надо сказать, что основания для подобных заявлений у Петра были. В Европу он отправился не с пустыми руками. По результатам походов 1696 г. Россия овладела Азовом и целым рядом турецких крепостей в Поднепровье. Этим была создана непосредственная угроза Крыму.

Учитывая, что Австрия и Венеция тоже весьма успешно воевали с Турцией, предпосылки для того, чтобы вышвырнуть турецких захватчиков из Европы были почти идеальными. Предложение Петра как раз и состояло в том, чтобы объединить усилия для этой благой цели. По большому счёту, молодой русский царь выступал с масштабным общеевропейским проектом, сулившим стратегическую выгоду всем участникам. Он мыслил глобальными категориями, значительно опережая своё время.

Утечка евромозгов

По какой-то загадочной причине молодого Петра рисуют этаким наивным простачком, который свято верит в незыблемость союзов, договоров и общность интересов Европы. В пример ему задним числом приводят «двоесмысленный и великий европейский политик». На самом же деле этот «политик» представлял собой мелкое шкурничество. До глобальных проектов европейское сознание того времени попросту не дозрело.

Пётр моментально понял весь этот нехитрый расклад. И, расставшись со своим общеевропейским проектом, стал действовать крайне практично. По принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». В частности, в программу-минимум входило привлечение высококлассных специалистов для работы в России.

Вопреки распространённому мнению, это не было похоже на хождения с протянутой рукой: «А подайте нам хоть каких-то мастеров, чтоб научили нас, убогих». Это был жесткий отбор, или, как сейчас говорят, хедхантинг. Богатый русский царь диктовал свои условия найма. Ему нужны были лучшие из лучших. И результат впечатлял. Некоторые европейцы, из тех, что поумнее, стали соображать, что Пётр довольно успешно уводит у них самые перспективные кадры.

Вот как отзывается об этом французский очевидец, оставивший записи «Пребывание царя московитов в Заандаме»: «В то же время царём было набрано в Голландии свыше 800 человек. Это были весьма хорошие художники и ремесленники, но более всего было искуснейших корабельных плотников… Многие из местных с грустью смотрели на отъезд на чужбину столь значительного числа сведущих и полезных людей, а также на вывоз такого большого числа моделей разных машин - мельничных, ткацких, прядильных и других. Эти люди как бы предвидели тот великий ущерб, какой нанесен будет всем этим собственному их отечеству. Страх этот впоследствии слишком оправдался…»

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник. 1690-е гг. репродукция

«Руссо туристо»

«Для русского царя очень тягостно было проводить время в праздности». «Он ложится спать в девять вечера и встаёт в четыре утра - никто не видел его сидящим без дела». Таких отзывов европейцев о гостящем у них Петре можно при желании набрать целый ворох. Это была работа на износ. Это был постоянный стресс.

Снимали его традиционным способом: «Все русские поместились в отеле «Мориаансгоофд». Здесь они жили в постоянной работе. Но, в то же время хозяин отеля не мог подыскать в Заандаме бокалов, которые были бы достаточно вместительны для его гостей-чужеземцев, благодаря чему последние и приобрели славу здоровых кутил», - это Голландия. «Всякий вечер они проводили время, поглощая огромное количество pepper and brandy», - это уже Англия с её бронебойной настойкой дешёвого коньяка на жгучем перце.

Кстати, англичане были поражены как работоспособностью Петра, так и его аппетитом в отношении еды и алкоголя. Часть солидных британских газет взяла за обыкновения публиковать присланные царю счета из трактиров. Вот один из них: «Русские, коих было не более двадцати человек, уничтожили за завтраком полбарана, четверть ягнёнка, десять кур, двенадцать цыплят, три кварты коньяку, шесть кварт глинтвейна и семь дюжин яиц». Вот другой: «За обедом они съели полтора пуда говядины и полтора пуда баранины, три четверти ягнёнка, плечо и филей телятины, восемь кур и восемь кроликов, а также выпили дюжину бутылок красного вина и три дюжины столового».

Во что это выливалось потом, можно судить по другому счёту, который носит затейливое название: «Повреждения, причинённые постройкам, участку и изгородям московским царём и его свитой в Сэйс-Корте, Дептфорд». В числе прочего там фигурируют следующие вещи: «Трава помята, и земля взрыта от прыжков и выделывания разных штук», «Запасная железная решётка изломана на куски», «Каминная кочерга, щипцы и крюки изломаны и скручены непонятным образом». «Выбиты и изломаны на мелкие куски две новые еловые двери».

Долго ждёт, но больно бьёт

«Выделывание разных штук», от которых земля оказывается взрыта, а трава помята - это ещё мелочи. К тому же, оплаченные из казны самого царя. Последствия визита русских могли стать гораздо масштабнее. Свидетельством тому - самое начало Великого Посольства, первая остановка, город Рига. Территория, подконтрольная Швеции.

Встретили там русских так: «Кормов никаких не дали, а подводы возможно сыскать только в наём, за наши посольские деньги». Вообще-то это уже скандал и повод для долгого разбирательства. Но дальше было ещё хлеще. Французский посол в Швеции, Жан Антуан де Мель описывает характерный случай: «Русскому царю было всё любопытно, особенно укрепления. Его пускали везде, однако в одном месте шведский солдат велел ему убираться. Когда царь не обратил на него внимания, тот прицелился из мушкета и пригрозил стрелять. Пётр пришёл в ярость, задетый не столько оскорблением его царского величества, сколько нарушением законов гостеприимства».

Тогда шведам всё сошло с рук. У Петра были другие цели, более важные и масштабные. Но обида не забылась. Всего лишь через 3 года рижский инцидент послужил одним из формальных поводов к началу Северной войны. А спустя ещё 9 лет, в октябре 1709 г. Пётр «в силе тяжкой» прибыл под стены города, который так нехорошо его принял. И лично начал бомбардировку Риги. Первая бомба, выпущенная царём, попала в кирху, вторая разнесла больверк, третья - купеческий дом. Пётр был откровенно рад: «Господь дал увидеть начало нашего отмщения сему проклятому месту!»

Европейские уроки практичности, высокомерия, мстительности и жестокости оказались выучены на «отлично».

Началом реформ, точнее фактором, подтолкнувшим Петра I на преобразования в родном Отечестве послужила его поездка во главе группы придворных вельмож и друзей в Европу. Это путешествие, получившая название Великого посольства, сыграло важную роль как в жизни российского государства, так и всего мира.

Задачи посольства

Основными целями поездки ставились: приобретение союзников в борьбе против Турецкого государства, решение вопроса о получении доступа к северной части черноморского побережья, повышение престижа России в странах Европы и другие.
Участники посольства планировали посетить ряд европейских стран и нанести визит главе католической церкви.

Голландия

По дороге к своей главной цели, Петр посетил Митаву, где его встретили с большой пышностью, Кенигсберг, в котором он подробно познакомился с фортификационной архитектурой, Пиллау, где обучался артиллерии и т.д.
Прибыв в Голландский городок Заандам, царь, не выдавая своего инкогнито, принялся работать на одной из многочисленных верфей. Параллельно он вербовал иностранных специалистов, закупал оружие.
Кроме того, он активно знакомился с различными сферами жизни голландцев, ремеслами и производствами (писчебумажная фабрика, ветряные мельницы, анатомический кабинет, искусство гравировки).
Переговоры с правительством страны ни к чему не привели.

Англия

В этой стране русский царь провел почти три месяца, побывал в Лондоне и Депфорде, где продолжил свое образование в кораблестроении, Портсмуте и других городах страны. С интересом он осматривал Гринвичскую обсерваторию и корабли, университет Оксфорда и англиканскую церковь. Здесь же он познакомился с часовым делом.

Окончание посольства

Прибыв в столицу Австрии Вену, Петр встретился с императором Священной римской империи. Однако, несмотря на долгие и упорные переговоры, этот правитель не поддержал российские планы.
Распрощавшись с Леопольдом I, члены Великого посольства должны были направиться в Венецию. Но доставленное с родины сообщение о стрелецком бунте, заставило прервать поездку.
В дороге же их застало и сообщение о подавлении мятежа, что дало Петру шанс встретиться с Августом II - королем Речи Посполитой. Здесь то русский правитель нашел понимание и поддержку, результатом которой стало начало дружбы с Польшей и Саксонией и войной со Швецией.
В 1698 году великое посольство окончилось, и Петр I вернулся в Москву.

Как подменили ПЕТРА 1. Скрытая реальная история трагедии России.

Изучая исторические факты и события, которые тщательно замалчивались и держались в секрете, можно однозначно сказать, что ПЁТРА 1 на престоле подменили самозванцем .



Подмена настоящего Петра 1 и захват его в плен произошли во время его поездки в Амстердам вместе с Великим посольством. Я постарался, копируя, собрать в этом посте воедино различные источники, подтверждающие этот трагический факт истории России.

С посольством уезжает молодой человек двадцати шести лет, выше среднего роста, плотного сложения, физически здоровый, имеющий родинку на левой щеке, имеющий волнистые волосы, прекрасно образованный, любящий всё русское, православный (правильнее было бы - правоверный) христианин, знающий библию наизусть и т.д. и т.п.

Через два года возвращается человек, практически не говорящий по-русски, ненавидящий всё русское, до конца жизни так и не научившийся писать по-русски, забыв всё что умел до отъезда в Великое посольство и удивительным образом приобретший новые навыки и умения, без родинки на левой щеке, с прямыми волосами, болезненный, выглядевший сорокалетним человек.

Не правда ли, несколько неожиданные изменения произошли с молодым человеком за два года отсутствия.

Что любопытно, в бумагах Великого посольства не упоминается о том, что Михайлов (под этой фамилией отправился с посольством молодой Пётр) заболел лихорадкой, а ведь, для посольских не было секретом, кем был, на самом деле, «Михайлов».

Из поездки возвращается человек, больной лихорадкой в хронической форме, со следами долгого применения ртутных препаратов, которые тогда использовались для лечения тропической лихорадки.

Для справки, следует заметить, что Великое посольство ходило северным морским путём, в то время, как тропическую лихорадку можно «заработать» в южных водах, да и то, только побывав в джунглях.

Кроме того, после возвращения из Великого посольства, Пётр 1, во время морских сражений, демонстрировал большой опыт абордажного боя, имеющий специфические особенности, освоить которые возможно только опытным путём. Что требует личного участия во многих абордажных сражениях.

Всё это вместе говорит о том, что человек, вернувшийся с Великим посольством, был опытным моряком, участвовавшим во многих морских сражениях, много плававшим в южных морях.

До поездки, Пётр 1 не принимал участия в морских сражениях, хотя бы потому, что во время его детства и юности, Московия или Московская Тартария не имела выходов к морям, за исключением Белого моря, которое тропическим назвать просто невозможно. Да и на оном Пётр 1 бывал не часто и то, в качестве почётного пассажира.

Во время своего посещения Соловецкого монастыря баркас на котором он был, чудом спасается во время бури, и он собственноручно делает памятный крест для Архангельского собора, по случаю спасения в буре.

А если к этому добавить тот факт, что, горячо любимую жену (царицу Евдокию), по которой скучал, часто переписывался, когда находился в отъезде, по возвращению из Великого посольства, даже не увидевшись с ней, без объяснения причин, отправляет в женский монастырь.

Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 20 человек, и возглавлял его А.Д. Меньшиков. После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта), единственным из старого состава остался лишь Меньшиков.

Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену: Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца. Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра 1 самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии.

«Своего» брата Ивана V и «своих» маленьких детей Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии.

=======================

Пётр-самозванец проделал такие преобразования с Россией, что нам до сих пор аукается. Он стал действовать как обычный завоеватель:

— разгромил русское самоуправление — «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;

— передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана IV);

— разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;

— разгромил духовенство — носителей русской культуры и уничтожил православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;

— ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;

— уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу цивилизацию на 5503 года;

— повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров»; написать совершенно другую русскую историю;

— под видом борьбы со старой верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;

— запретил выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, являвшийся основной пищей русского человека, чем уничтожил долгожительство на Земле, которое оставалось тогда ещё в России;

— отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли божественные и жизненные пропорции;

— заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» — это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство;

— уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;

— разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту с их чудесными способностями и волшебным оружием, и на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные».

Но главное его преступление — уничтожение русского образования (образ + ваяние), суть которого состояла в создании у человека трёх тонких тел, которые он не получает от рождения, и если их не сформировать, то у сознания не возникнет связи с сознаниями прошлых жизней. Если в русских учебных заведениях из человека делали универсала, который мог, начиная от лаптей и, кончая космическим кораблём, сделать всё сам, то Пётр ввёл специализацию, которая сделала его зависимым от других.

До Петра-самозванца в России не знали, что такое вино, он приказал выкатывать на площадь бочки с вином и бесплатно поить горожан. Это было сделано для отшибания памяти прошлой жизни. В период Петра продолжилось преследование родившихся младенцев, помнящих свои прошлые жизни и умеющих говорить. Преследование их началось ещё с Иоанна IV. Массовое уничтожение младенцев, обладавших памятью прошлой жизни, наложило проклятие на все воплощения подобных детей. Не случайно сегодня, когда рождается разговаривающий ребёнок, он живёт не более двух часов.

После всех этих деяний у самих захватчиков язык долго не поворачивался называть Петра великим. И только в XIX веке, когда уже позабылись петровские ужасы, возникла версия о Петре-новаторе, который так много сделал полезного для России, даже привёз из Европы картофель и помидоры, якобы завезённые туда из Америки. Паслёновые (картофель, помидоры), были широко представлены в Европе и до Петра. Их эндемичное и очень древнее присутствие на этом континенте подтверждается большим видовым разнообразием, для чего потребовалась не одна тысяча лет. Наоборот, известно, что именно во времена Петра была развёрнута кампания против колдовства, другими словами культуры питания (сегодня слово «колдовство» употребляют в резко отрицательном значении). До Петра было 108 видов орехов, 108 видов овощей, 108 видов фруктов, 108 видов ягод, 108 видов клубеньковых, 108 видов злаков, 108 пряностей и 108 видов плодов*, соответствовавшие 108 — русским богам.

После Петра остались единицы священных видов, используемых в пищу, что человек может видеть сам. В Европе это было сделано ещё раньше. Особенно сильно уничтожались злаки, плоды и клубеньковые, поскольку были связаны с перевоплощением человека, Единственное, что сделал Пётр-самозванец, разрешил возделывать картофель (православные староверы его не используют в пищу), батат и земляную грушу, которые сегодня слабо употребляются в пищу. Уничтожение священных растений, употреблявшихся в определённое время, привело к утрате сложных божественных реакций организма (вспомните русскую пословицу «всякому овощу своё время»). Более того, смешение питания вызвало гнилостные процессы в организме, и теперь люди вместо благоухания источают зловоние. Почти исчезли растения-адоптогены, остались только слабодействующие: «корень жизни», лимонник, заманиха, золотой корень. Они способствовали адаптации человека к сложным условиям и сохраняли человеку молодость и здоровье. Совершенно не осталось растений-метаморфизаторов, способствующих различным метаморфозам организма и внешности, лет 20 встречался ещё в горах Тибета «Виток священный», да и тот сегодня исчез.

* Сегодня под словом «плод» понимают объединяющее понятие, к которому относят фрукты, орехи, ягоды, которые раньше назывались просто дарами, плодами же назвались дары трав и кустарников. Примером плодов могут служить горох, фасоль (стручки), перец, т.е. своеобразные несладкие фрукты трав.

Кампания по обеднению нашего питания продолжается и в настоящее время, почти исчезли из употребления калега и сорго, запрещено выращивать мак. От многих священных даров остались лишь названия, которые выдают нам сегодня за синонимы известных фруктов. Например: грухва, калива, бухма, ландушка, которые выдаются за брюкву, или армуд, квит, пигва, гутей, гунь — исчезнувшие дары, которые выдаются за айву. Кукиш и дуля ещё в XIX веке обозначали грушу, хотя это были совсем другие дары, сегодня этими словами называют изображение фиги (тоже, кстати, дара). Кулак с вложенным большим пальцем, раньше обозначал мудру сердца, сегодня употребляется как негативный знак. Дулю, фигу и кукиш перестали выращивать, потому что они были священными растениями у хазар и варягов. Уже в последнее время проску стали называть «пшёнкой», ячнёвку — ячменем, а пшённый и ячневый злаки навсегда исчезли из человечеств агрокультуры.

Что же произошло с настоящим Петром I? Он был схвачен иезуитами и помещён в шведскую крепость. Ему удалось передать письмо Карлу XII, королю Швеции, и тот вызволил его из плена. Вместе они организовали поход против самозванца, но призванная на борьбу вся иезуито-масонская братия Европы, вместе с русскими войсками (чьи родственники были взяты в заложники на случай, если войска вздумают перейти на сторону Карла), одержала победу под Полтавой. Настоящий русский царь Пётр I был вновь схвачен и помещён подальше от России — в Бастилию, где он впоследствии и умер. На лицо ему была надета железная маска, вызвавшая массу толков во Франции и Европе. Шведский же король Карл XII бежал в Турцию, откуда он пытался снова организовать поход против самозванца.

Казалось бы, убей настоящего Петра, и не было бы никакой мороки. Но в том-то и дело, захватчикам Земли нужен был конфликт, а без живого царя, находящегося за решёткой, не удались бы ни русско-шведская война, ни русско-турецкая, которые на поверку были гражданскими войнами, приведшими к образованию двух новых государств: Турции и Швеции, а потом ещё нескольких. Но настоящая интрига была не только в создании новых государств. В XVIII веке вся Россия знала и говорила о том, что Пётр I — не настоящий царь, а самозванец. И на этом фоне «великим русским историкам», прибывшим из земель немецких: Миллеру, Байеру, Шлёцеру и Куну, полностью извратившим историю России, уже не представляло особого труда всех царей Дмитриев объявить Лжедмитриями и самозванцами, не имеющими право на престол, а кого не удалось охаять, им поменяли царскую фамилию на — Рюрик.

Гением сатанизма является римское право, положенное в основу конституций современных государств. Оно создано вопреки всем древним канонам и представлениям об обществе, основанном на самоуправлении (само+державии).

Впервые судебная власть была передана из рук жрецов в руки людей, не имеющих духовного сана, т.е. власть лучших была заменена на власть кого угодно

Римское право преподносится нам как «венец» человеческого достижения, в действительности — это вершина беспорядка и безответственности. Государственные законы при римском праве строятся на запрещениях и наказаниях, т.е. на отрицательных эмоциях, которые, как известно, могут только разрушать. Это ведёт к всеобщей не заинтересованности в исполнении законов и к противопоставлению чиновников народу. Даже в цирке работа со зверями строится не только на кнуте, но и на прянике, но человек на нашей планете оценен завоевателями ниже животных.

В противоположность римскому праву Российская держава строилась не на запрещающих законах, а на совести граждан, которая устанавливает баланс между поощрениями и запрещениями. Вспомним, как писал византийский историк Прокопий Кесарийский о славянах: «Все законы у них были в голове». Отношения в древнем обществе регулировались принципами кона, откуда дошли до нас слова «канон» (древнее — конон), «испокон», «покои» (т.е. по кону). Руководствуясь принципами кона, человек избегал ошибок и мог воплощаться снова в этой жизни. Принцип всегда выше закона, поскольку вмещает в себя больше возможностей, чем закон, подобно тому, как предложение вмещает в себя больше информации, чем одно слово. Само слово «закон» означает «за пределами кона». Если общество живёт по принципам кона, а не по законам, оно более жизненно. Заповеди вмещают в себя больше, чем кон, и поэтому превосходят его, подобно тому, как рассказ вмещает в себя больше, чем предложение. Заповеди способны усовершенствовать человеческую организацию и мышление, которые в свою очередь смогут улучшить принципы кона.

Как писал замечательный русский мыслитель И.Л. Солоневич, на собственном опыте познавший прелести западной демократии, кроме долгоживущей русской монархии, покоящейся на народном представительстве (земстве), купечестве и духовенстве (имеется в виду допетровское время), были придуманы демократия и диктатура, через 20-30 лет сменяющие друг друга. Впрочем, дадим ему самому слово: «Профессор Виппер не совсем прав, когда пишет, что современные гуманитарные науки — это только «богословская схоластика и больше ничего»; это есть нечто гораздо худшее: это есть обман. Это есть целая коллекция обманных путевых сигналов, манящих нас в братские могилы голода и расстрелов, тифов и войн, внутреннего разорения и внешнего разгрома.

«Наука» Дидро, Руссо, Д’А-ламбера и прочих уже закончила свой цикл: был голод, был террор, были войны, и был внешний разгром Франции в 1814, в 1871, в 1940 годах. Наука Гегеля, Моммзена, Ницше и Розенберга тоже закончила свой цикл: был террор, были войны, был голод и был разгром в 1918 и 1945 годах. Наука Чернышевских, Лавровых, Михайловских, Милюковых и Лениных всего цикла ещё не прошла: есть голод, есть террор, были войны, и внутренние и внешние, но разгром ещё придёт: неизбежный и неотвратимый, ещё одна плата за словоблудие двухсот лет, за болотные огоньки, зажжённые нашими властителями дум над самыми гнилыми местами реального исторического болота».

Не всегда философы, перечисленные Солоневичем, сами пришли к идеям, способным разрушить общество: их им часто подсказывали.

В.А. Шемшук «Возвращение Рая на Землю»
======================

«С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русским - не так… Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей» - подобная задокументированная фраза Петра 1 очень наглядно передаёт его отношение к русскому народу.

С трудом верится, что эти самые «животные», в благодарность за это, прозвали его Великим.
Русофобы немедленно попытаются объяснить всё тем, что да, он из животных сделал людей и только поэтому Россия стала Великой и «животные», ставшие людьми, с благодарностью за это и прозвали его Великим.
А может, это - благодарность хозяев Романовых за прекрасно выполненные обязательства по уничтожению именно следов величия Русского Народа, которое не давало покоя, захотевшим создать самим себе Великую Историю, правящим кругам государств, ещё недавно бывшим захолустными окраинными провинциями?
И именно это самое Величие Русского Народа и не позволяло им сотворить оное?

======================================== ======

О Петре I можно говорить очень много и интересно. Например, сегодня уже известно о том, что его недолгое, но интенсивное правление фактически обошлось русскому народу более чем в 20 млн. жизней (об этом читайте статью Н.В. Левашова «Зримый и незримый геноцид»). Может, именно поэтому человек, называемый сегодня Петром I, сейчас объявлен «великим»?
Вот, сохранившиеся в архивах картинки, тех лет...

Так называемый Петр 1,был придуман латинскими правщиками истории после, так называемой войны 1812 года. Когда Москва и все архивы были соожжены. История была переписана.
Так называемый Петр 1- это Римский ставленник Исаак Андре. Он и изображен на картинке. Он и похоронен в Исакиевском Соборе, в честь него же и названном.
Следующий документ Римской империи, сохранившийся в архивах, даст вам полное представление о том, кто стоял у власти в России.

Вот еще архивный документ, касающийся Екатерины. Обратите внимание на символ...

Теперь не трудно догадаться, куда шло Российские золото, алмазы,металлы и прочие ресурсы

Кого заинтересовала эта тема может посмотреть еще и видео:

На самом же деле самозванец лже-Петр I - это Римский ставленник Исаак Андре.
Он похоронен в Исакиевском Соборе, в честь него же и названном. Сказочка про Петра
I был придумана латинскими правщиками подлинной славянской истории



Поделиться