Чувашская энциклопедия. Катанов, Николай Фёдорович Увековечение памяти Н. Ф. Катанова

Биография и творчество профессора Н.Ф.Катанова (1862 — 1922) «занимает видное место в классичес­ком наследии отечественной тюркологии» (С.Н.Иванов) XIX — XX вв. Отечественная ориентальная историко-научная и просветительская литература 20 — 90-х гг. XX в., посвященная жизни и деятельности профессора Казанского университета, раскрывает основные этапы и особенности творчества и бесценного наследия .

Николай Федорович Катанов родился 6(18) мая 1862 года в степной местности Узюм (Улус Турахов) к северо-востоку от села Аскиз на левом берегу реки Абакан (приток Енисея). Его родители были выходцами из двух основных хакасских родов: отец — сагаец, мать — качинка.

Начальное образование получил в 1869 — 1876 гг. в Аскизском училище. В 1876 — 1884 гг. учился в Краснояр­ской классической гимназии, которую ­закончил с золотой медалью. В 1884 — 1888 гг. получил хорошее востоковед­ческое образование, обучаясь в арабо-­персидско-турецко-татар­ском разряде фа­куль­тета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В университете его учите­лями и научными наставниками стали известные востоковеды — ­И.Н.Березин (1818 — 1896), Н.И.Веселовский (1848 — 1918), В.В.Радлов (1837 — 1918) и другие деятели казанского и петербургского востоковедения. В годы учебы сдружился с географом и этнографом Г.Н. Потаниным (1835 — 1920), редактором ­журнала «Сибирское обозрение» Н.М.Ядринцевым, тюркологом и миссионером Н.И.Ильминским (1822 — 1891) и другими востоковедами и общественными деятелями. В период учебы молодой студент-востоковед под влиянием своих учителей обработал свои ранние научные материалы, посвященные сагайскому наречию хакасского языка, этнографии и фольклору тюркских народов Сибири. Список библиографии трудов Н.Ф.Катанова по востоковедению свидетельствует, что уже в 1885 — 1888 гг. было опубликовано 9 научных статей и публикаций в области тюркологии .

Поворотным рубежом в биографии Н.Катанова стало научное путешествие в 1889 — 1992 гг. в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное Русским географическим обществом (образовано в 1845 г.) и Петербургской Академией наук. Научная командировка Н.Катанова была организована по ходатайству востоковедов-академиков В.П.Васильева и В.В.Радлова. Это стало началом его самостоятельной научной деятельности. Все эти годы Н.Катанов является стипендиатом факультета восточных языков С.-Петербургского университета.

Известный российский тюрколог С.Н.Иванов писал: «Путешествие имело огромное значение для всей последующей научной деятельности Катанова. Четыре года пребывания в тюркской языковой среде, в гуще жизни носителей различных тюркских языков доставили Катанову неоценимый запас лингвистических и этнографических сведений, значительно расширивших объем знаний и научный кругозор молодого ученого. Эти знания и собранные материалы представляли собой хорошую и прочную основу для дальнейших научных исследований и обусловили собой характер научных изысканий Катанова в период его зрелой научной деятельности» .

Организация научных полевых экс­педиций в регионы, где жили тюркоязычные народы, продолжалась также в казанский период педагогической и научной деятельности Н.Ф.Катанова . Например, в мае-сентябре 1896 г. и мае — августе 1899 г. путешествовал по Минусинскому округу Енисейской губернии, летом 1897 и 1898 гг. был командирован для научных исследований в Уфимскую губернию и в мае — августе 1909 г.— в Си­бирь .

В 1893 г., после сдачи экзаменов на степень магистра турецко-татарской словесности (10 и 21 декабря 1893 г.) и назначения Н.Ф.Катанова экстраординарным профессором кафедры турецко-татарских наречий историко-филологического факультета Казанского университета (с 9 ноября 1893 г.), начался известный период его активной и значимой учебной, научной и общественной деятельности в Казани (1894 — 1922).

В этот период проявился талант Н.Ф.Ка­танова как языковеда, этнографа, историка, археолога, нумизмата, педагога, коллекционера и организатора научных исследований.

Началом преподавательской работы в университете считается публичное чтение лекции в январе 1894 г. на тему «Этнографический обзор турецко-татарских племен», опубликованной в Ученых записках Казанского университета .

Уже первый год работы профессора в Казанском университете ознаменовался оригинальными публикациями, посвященными мусульманским тюркским легендам, фольклору и этнографии тюркоязычных народов Центральной Азии. Эти публикации показали особый интерес молодого ученого к разнообразным актуальным лингвистическим, этнографическим, литературоведческим, источниковедческим проблемам отечественной тюркологии последней четверти XIX — начала XX вв. В ранних и последующих опубликованных и неизданных работах и статьях Катанова органично присутствует не только книжное, но и живое и непосредственное знание истории и культуры тюркоязычных обществ Евразии и совре­менных историко-географических и культурных центров тюркского мира конца XIX — начала XX в. Его научное наследие включает разнообразные области тюркологии: древнетюркские и современные литературные языки, тюркоязычную литературу и духовную жизнь тюркских народов.

На рубеже нового века следует отметить, что значимый период в истории казанского востоковедения 90-х гг. XIX ве­ка — первых двух десятилетий XX в. ­связан с научно-педагогической и общественной деятельностью выдающегося востоковеда-мыслителя и просветителя Н.Ф.Катанова. Его труды, по мнению академика А.Н.Кононова, вошли «в золотой фонд мировой тюркологии» . Многогранная востоковедческая и научно-просветительская деятельность доктора сравнительного языкознания Н.Ф.Катанова способствовала сохранению и развитию ориентального образования и науки в Казани. Роль и значение его в возрождении Казанского университета как крупного российского востоковедческого центра неоценимы

Для того, чтобы конкретнее и объективнее представить значение деятельности и вклада Катанова, следует вспомнить десятилетия в истории казанского центра ориенталистики после закрытия восточного разряда университета в 1854 — 1855 гг. и до его появления в Казани в 1894 г.

В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И.Ф. Готвальд, М.Г.Махмудов, И.Н.Холмогоров, Х.Фаизханов, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов, Ш.Марджани, Н.В.Крушевский, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.П. Веске, Н.Ф.Катанов, Н.И.Андерсон, Н.И.Ашмарин, К.Насыри, Н.В.Никольский, Я.Г.Калима, Г.С.Губайдуллин, С.Е.Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориенталистики — важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами. С их именами связано развитие национальных научных гуманитарных школ XIX — XX вв.

Биограф Н.Ф.Катанова тюрколог С.Н.Иванов отмечал, что во второй половине XIX в. «значение Казанского университета как востоковедного центра заметно упало» и «преподавание восточных языков в Казани и научная работа в области востоковедения не имели непрерывной традиции» .

Важным историко-научным рубежом воссоздания востоковедческих кафедр Казанского университета — угро-финской и турецко-татарской филологии — стала середина 80-х гг. XIX в. У истоков этого события стояли корифеи гуманитарных наук эпохи: И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов и М.П.Веске.

Именно возрождение традиций преподавания восточных дисциплин и комплексных тюркологических исследований в университете связано с именем Н.Ф.Катанова. Сегодня мы можем справедливо говорить о катановском периоде и научной школе тюрколога Н.Ф.Катанова в истории казанского востоковедения рубежа XIX — XX вв.

В течение 28 лет педагогической и научной деятельности в Казани проф. Н.Ф.Катанов преподавал языки, этнографию и историю тюркских народов в Казанском университете, Казанской духовной академии (1911 — 1919) и в восточном отделении Северо-Восточного этнографического и археологического института (1917 — 1921). В этих учебных заведениях на протяжении многих лет он вел следующие курсы: арабский и персидский языки, турецко-татарский язык, казахские, киргизские, алтайские наречия, обозрение турецко-татарских племен, история турецко-татарской литературы, сравнительная грамматика тюркских наречий и чтение текстов, восточная нумизматика, сфрагистика, хронология, «история турецких и монгольских племен», «история Сибири и Средней Азии», «этнография татар, чуваш, киргизов, башкир, черемисов, вотяков и мордвы», «надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств» и др. В преподавательской работе проявилось глубокое знание Катановым языков, истории, нравов и обычаев тюркских народов России и зарубежного Востока. Современников и слушателей казанского ученого поражал живой и образный характер преподавания и простота, глубина и ясность мысли знатока тюркского Востока.

Неоценима его заслуга в исследова­тельской и научно-просветительской ­деятельности Общества археологии, ­истории и этнографии при Казанском ­университете (образовано в 1878 г.). Еще будучи студентом университета, в 1884 г. Николай Катанов был избран членом-сотрудником научного общества. Проф. Н.Ф. Катанов в 1896 — 1898 гг. являлся секретарем и в 1898 — 1907 гг.— бессменным председателем Общества ­археологии, истории и этнографии, внося огромный вклад в направления лингвистических, этнографических, историко-­культурных исследований народов за­рубежного Востока и тюркских народов России. Надо особо отметить то, что ученый-тюрколог был активным членом ведущих научных обществ России: географического общества (с 17 декабря 1894 г.),­ археологического общества (с 1894 г.), общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 22 ноября 1897 г.), Туркестанского кружка любителей археологии (с 5 мая 1897 г.), Русского комитета по изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом, этнографическом отношениях (с 1913 г.) и др. Оригинальные работы исследователя, посвященные истории и культуре тюркских народов Центральной Азии, опубликованные в изданиях этих научно-исследовательских и просветительских обществ, имеют огромное научное значение.

Кроме того, он был избран членом международного общества наук и литератур в г.Лёвине (Бельгия) (1898), Венгерского этнографического общества (1899) и Гельсингфорского финно-угорского общества (1900). Это было высоким признанием зарубежных коллег и научных обществ.

Музейная деятельность и коллекционное наследие Н.Ф.Катанова особенно значимы. Как известно, в период 1905 — 1917 гг. он работал директором историко-этнографического отдела и председателем совета Казанского музея. Восточные этнографические, нумизматические, археологические материалы, собранные во время экспедиций и переданные Н.Ф.Катановым и его супругой А.И.Катановой в 20 — 30-х гг. XX в., — органичная часть уникального наследия Национального музея Республики Татарстан.

Вершиной тюркологического исследования Н.Ф.Катанова стала докторская диссертация «Опыт исследования урянхайского языка», защищенная 7 декабря 1903 г. в Санкт-Петербургском университете. Его официальными оппонентами были крупнейшие отечественные тюркологи рубежа XIX — XX вв. Это профессор, преподаватель турецко-татарской словесности В.Д.Смирнов (1846 — 1922) и профессор, преподаватель арабского языка П.М.Мелиоранский (1868 — 1906). Эта фундаментальная работа Н.Ф.Катанова публиковалась в 1899 — 1903 гг. в Ученых записках Казанского университета и вышла отдельным тиражом . Справедливой оценкой научной и преподавательской деятельности стало присуждение Катанову в 1907 году степени доктора сравнительного языкознания. В «Представлении» профессоров университета А.И.Александрова и В.А.Богородицкого на степень доктора были отмечены научные командировки и путешествия, сбор богатого лингвистического, этнографического и исторического материала и его публикация, а также точность и тщательность наблюдений и большая разносторонность Н.Ф. Катанова.

Талантливый и трудолюбивый ученый-тюрколог, просветитель и мыслитель Н.Ф.Катанов остается в памяти наших современников. Сегодня коллеги-тюр­кологи знают работы великого и знаменитого ученого тюркского мира. Твор­ческая жизнь и наследие профессора ­Казанского университета Н.Ф.Катанова раскрывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную и мировую науку, образование и культуру народов России.

О нем

1. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (очерк жизни и деятельности). 2-е. изд. — М.: Наука, 1973. — 114 с.

2. Валеев Р.М. Профессор Н.Ф.Катанов — классик российской тюркологии (1862 — 1922) //­ Наследие Н.Ф.Катанова. История и культура тюрк­ских народов Евразии. Доклады и сообщения международного научного семинара. 30 июня — 1 июля 2005 г. — Казань, 2006. — С. 4-12.

3. Закиев М.З. Значение труда Н.Ф.Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памят­никах» в изучении истории татарского народа // Там же. — С. 28-40.

4. Насипов И.С. Исследования Н.Ф.Катанова как источники по татарской диалектологии // Там же. — С. 79-81.

5. Рамазанова Д.Б. Творческое наследие Н.Ф.Катанова и некоторые вопросы современного татарского языкознания // Там же. — С. 82-84.

Р.М.Валеев, М.З.Закиев

Из книги : Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - С. 37-42

КАТАНОВ Николай Фёдорович (6.5.1862, степная местность Изюм, Хакасия – 10.3.1922, г. Казань) – тюрколог, доктор филологических наук (1903) и сравнительного языкознания (1907), действител. стат. советник (1915), первый хакас. учёный. Окончил факультет восточ. языков С.-Петербург. университета (1888, со степенью кандидата). Написал грамматику сагайского наречия в 2-х частях (1882, 1884). В 1888–92 по поручению Академии наук и Рус. географич. общества находился в науч. экспедиции по Сибири и Восточ. (Китайскому) Туркестану, собрал обшир. материал о тюркоязыч. народностях. С 1894 экстраординарный профессор Казан. университета, с 1911 преподавал в Казан. духовной академии (с 1915 – ординарный профессор академии), редактировал «Инородческое обозрение» (приложение к журналу «Православный собеседник»). С 1917 работал в Казан. университете, в Северо-Восточном археологич. и этнографич. институте, вёл занятия на чуваш. педагогич. курсах и в вузах Казани.

К. состоял членом свыше 10 науч. обществ и комитетов России, был действител. членом ряда зарубежных обществ, занимал множество научно-обществен. должностей (руководил музеями, нумизматич. кабинетом университета и т.д.). В 1894–97 являлся секретарём (1898–1914 и 1919 – председатель) Общества археологии, истории и этно-графии при Казан. университете и редактором «Известий ОАИЭ». Был председателем Переводческой комиссии при Казан. учеб. округе (с 1907), заботился о продвижении в печать сочинений, касающихся «инородцев», добился через Академию наук издания «Словаря чуваш-ского языка» (первые 2 выпуска словаря в 1910 и 1912 опубликованы на средства Переводческой комиссии). Стоял у истоков науч. грамматики чуваш. языка – редактировал и содействовал из-данию «Материалов для исследования чувашского языка» (1898) Н.И. Ашмарина.

Автор ок. 400 исследований по языкознанию, этнографии, истории, археологии, фольклористике, в своих трудах использовал данные 114 языков (владел почти всеми европейскими, азиатскими и мёртвыми классич. языками); оставил после себя колоссал. рукописный фонд (хранится в Национальном архиве Респ. Татарстан).

Один из зачинателей сравнител. изучения тюрк. языков, его фундаментал. труд «Опыт исследования урянхайского (тувинского) языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня» (1903) имеет большое значение как сводный справочник по фонетике и морфологии тюрк. языков. Проявлял большой ин-терес к изучению материал. культуры Волж. Болгарии. Опубликовал ряд исследований по болгар. эпиграфике, наиболее значител. из них является «Чувашские слова в болгарских и татарских памятниках» (1920).

В 2007 году исполняется 145 лет со дня рождения и 85 лет со дня кончины выдающегося российского учёного-востоковеда и известного общественного деятеля Николая Фёдоровича Катанова, вторая, наиболее плодотворная, половина жизни которого была непосредственным образом связана с Казанью. Желая внести свой посильный вклад в изучение биографии Н.Ф.Катанова и популяризацию его богатого и разностороннего наследия, наш журнал начинает публикацию тематических подборок статей и заметок учёного.

Николай Фёдорович Катанов родился 6 мая 1862 года в степной местности Изюм (Узюм) около села Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскизский район Республики Хакасия) в православной хакасской семье (отец - сагаец, мать - качинка). В своей "Автобиографии" он впоследствии писал: "Меня зовут Николай Фёдорович, а по-татарски Пора, сын Хызыла...". После окончания в 1876 году Аскизского училища Н.Ф.Катанов поступил в классическую гимназию в городе Красноярске, из которой был выпущен в 1884 году с золотой медалью. В 1884-1888 годах он учился на арабо-персидско-турецко-татарском разряде факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского Университета. В 1888-1892 годы в составе научной экспедиции Академии Наук Н.Ф.Катанов посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В конце 1893 года, сдав экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности, он был назначен в Императорский Казанский Университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

Обладая незаурядными способностями, Н.Ф.Катанов за неполные шестьдесят лет жизни в значительной мере обогатил отечественную ориенталистику (и особенно - тюрковедение), войдя в историю в качестве первого хакасского учёного. Богатейшее наследие Н.Ф. Катанова (использовавшего, по подсчётам его библиографов, данные ста четырнадцати языков и состоявшего членом многочисленных научных обществ) ещё в значительной мере ждёт своего исследователя. Заметное место в его научной деятельности занимало изучение казанских татар и башкир. Так, например, на рубеже XIX-XX веков Н.Ф.Катановым была составлена "Азбука для башкирского языка" на основе русской графики. В 1903 году он защитил лекторскую диссертацию "Опыт исследования урянхайского языка", вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую лекторскую степень ему в 1907 году без защиты диссертации присудил Императорский Казанский Университет). В 1911 году он перешёл на работу в Казанскую Духовную Академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы. Профессор Н.Ф.Катанов являлся также членом образованного в конце 1906 года "Казанского Временного Комитета по делам печати", в котором занимался рассмотрением, переводом и цензурой книг на татарском и других языках.

Помимо научной работы, освещённой в многочисленных биографических исследованиях, Н.Ф.Катанов вёл активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в местном трезвенническом движении, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Будучи глубоко верующим православным человеком и убеждённым монархистом, Н.Ф.Катанов в разное время состоял действительным и почётным членом "Казанского Общества Трезвости", а также членом его Комитета и секретарём, много публиковался в журнале "Деятель" (который, по сути дела, долгое время соредактировал), являясь в них своего рода "правой рукой" бессменного руководителя общества и редактора журнала А.Т.Соловьёва. После создания под председательством последнего Казанского отдела "Русского Собрания" Н.Ф.Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февраля 1909 года он был избран товарищем (заместителем) председателя Совета Казанского отдела "Русского Собрания". Кроме этого, Н.Ф.Катанов являлся старостой Храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при "Казанском Обществе Трезвости".

После революций 1917 г. Н.Ф.Катанову удалось избежать преследований со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где безвременно скончался, по уточнённым казанским историком А.М.Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет. Погребён Н.Ф.Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А.М.Елдашев, "по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище", однако "существует и другая точка зрения", что останки Н.Ф.Катанова "потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно".

После создания в 1994 году Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова. Особо почитаемым имя Н.Ф.Катанова, что вполне понятно, является сейчас в Хакассии. Что же касается нашей республики, то отношение к его имени и научному наследию долгие годы трудно было признать достойным. Между тем, в последнее время и у нас ситуация начала меняться к лучшему. Так, благодаря активной позиции "Международной Независимой Ассоциации Трезвости", возглавляемой казанским историком В.М.Ловчевым, в июле 2005 года постановлением главы администрации города Казани Школьный переулок, в котором долгое время жил учёный, был переименован в Катановский (до революции он уже носил в народе это название).

Заметное внимание (особенно со стороны мусульманской общественности) начинают привлекать к себе также собранные и переведённые Н.Ф.Катановым, в числе прочих, на русский язык в конце XIX-начале XX веков письменные источники и устные предания о жизни, быте и верованиях казанских татар-мусульман. Особое место занимают в них поучения о вреде пьянства и борьбе татарской общественности с такими социально опасными явлениями, как алкоголизм, табакокурение и наркомания, получившими здесь в начале прошлого века заметное распространение. "Видя, что пьянство среди татарского населения с каждым годом делает всё большие и большие успехи, - писал, в частности, Н.Ф. Катанов в 1908 году в заметке "Новые приёмы лечения пьяниц у татар", - издатели за последние годы обратили серьёзное внимание на этот порок и стали печатать против него даже монографии. В 1907 году были выпушены следующие издания против пьянства: 1) наследники Шамсуддина Хусейнова из типо-литографии Университета в 2400 экз[емплярах] выпустили книжку в 15 стран[иц] [...] под заглавием "Айык бул! (Бер адамнын исерткеч эчеу-белян мобтяля булган туганына жазган хатты" - "Будь трезв! (Письмо одного человека, писанное родственнику, подверженному пьянству)"; 2) братья Ахмадуллины из той же типо-литографии выпустили книжку с 2 картинами "Аракы - агыу, я - ход аракы - ажял" - "Вино - яд, или вино смерть", на 24 стран[ицах] [...] на татар[ском] яз[ыке] - 2 издания: 7-ое в 4800 и 2-ое в 6000 экземплярах], и на киргизском] яз[ыке] 1 издание в 3600 экземплярах на 23 стран[ицах] [...]. В 1908 году татары обратились уже к посредству популярных изданий, в которых помешаются разные общеполезные сведения, основанные на научных данных и заимствованных, по-видимому, из русских книг".

Приводимые ниже статьи и заметки Н.Ф.Катанова из журнала "Деятель", излагающие татарско-мусульманские предания о вреде пьянства, табакокурения и наркомании, не только являются свидетельством прошлого, но и по-прежнему имеют важное профилактическое звучание.
Игорь Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ , кандидат исторических наук (Казань)

Николай Фёдорович Катанов - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

06 мая 1862 - 09 марта 1922

тюрколог, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, первый хакасский ученый

Биография и научная карьера

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китай ский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва .

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .



Поделиться